Показатели формы корпуса судов

Тип судна Район плавания*) Показатели
L/B B/T L/H H/T d a b
Пассажирские однокорпусные водоизмещающие М 5,5–7,0 2,9–4,1 14,2–16,2 1,30–1,42 0,49–0,70 0,70–0,81 0,85–0,96
ВП 6,0–8,5 4,0–6,0 17,0–22,0 1,70–2,30 0,45–0,70 0,75–0,80 0,80–0,95
Сухогрузные самоходные для генеральных и навалочных грузов. Танкеры М 6,4–7,8 2,1–3,1 10,3–14,5 1,20–1,55 0,65–0,82 0,77–0,90 0,85–0,98
РМ 7,0–9,0 3,3–4,6 16,0–21,0 1,70–2,0 0,80–0,89 0,85–0,90 0,98–0,99
ВП 5,5–8,2 4,4–6,5 19,0–27,0 1,50–1,70 0,80–0,85 0,88–0,90 0,98–0,99
Буксиры и толкачи М 3,5–6,0 2,0–4,5 6,6–9,2 1,35–1,50 0,45–0,60 0,68–0,83 0,75–0,87
РМ 3,5–5,5 3,5–6,5 8,0–12,0 1,40–1,70 0,55–0,65 0,75–0,90 0,85–0,98
*) Приняты условные обозначения: «М» – море; «ВП» – внутренние водные пути; «РМ» – река-море (смешанного плавания)

Формы обводов корпуса судов. Формы обводов корпуса зависят от типа судна и его назначения. Наиболее полные обводы имеют несамоходные грузовые суда: баржи и секции. У них вертикальные борта, плоское днище, весьма малый радиус скулового закругления, большая цилиндрическая вставка корпуса (участок корпуса на протяжении средней части его длины, имеющий шпангоуты с одинаковой формой и размерами). Оконечности барж и секционных составов в большинстве случаев имеют ложкообразную или санообразную формы.

Форма оконечностей, в частности, очертания фор- и ахтерштевня самоходных судов зависят в основном от условий их эксплуатации, типа и параметров движительной и рулевой установок (рис. 1.7).

Показатели формы корпуса судов - student2.ru

Рис. 1.7. Очертания оконечностей корпуса судов:

а) – ледокол; б) – грузовой теплоход; в) – двухвинтовой буксирный теплоход; г) – толкач с тоннельными образованиями кормы; д) – пассажирский теплоход

На большинстве водоизмещающих судов современной постройки форштевень выполняется наклонным.

Для ледоколов с целью улучшения их всхожести на лед применяются специальные очертания форштевня и ахтерштевня с подрезом под углом 20°… 25° (рис. 1.7, а).

Носовая оконечность толкача в надводной части имеет транцевые очертания, что обеспечивает удобную постановку устройства для соединения толкача и состава (счального устройства) (рис. 1.7, г).

Очертания ахтерштевня и форма кормовой оконечности корпуса в большой мере согласуются с конструкцией движительно-рулевого комплекса судна. Необходимость установки гребных винтов с диаметром, достигающим величины осадки или даже превышающим ее, приводит к специальному образованию кормовой оконечности – тоннельной корме (рис. 1.7, г; 1.8, б).



Показатели формы корпуса судов - student2.ru

Рис. 1.8. Проекция «Корпус» теоретического чертежа:

а) – грузового теплохода; б) – толкача

При разработке геометрии корпуса важное значение придается форме мидель-шпангоута (рис. 1.9). Для судов полных образований применяется простейшая форма мидель-шпангоута – с прямыми бортами, плоским днищем и скуловым закруглением определенного радиуса. На пассажирских судах борта часто выполняют наклонными, а днищу придают килеватость. Это обусловлено повышенными требованиями к мореходности таких судов и стремлением за счет развала бортов увеличить площадь палубы.

Показатели формы корпуса судов - student2.ru

Рис. 1.9. Характерные формы мидель-шпангоута судов:

а) – с плоским днищем и вертикальными бортами; б) – с плоским днищем и наклонными бортами; в) – с наклонным днищем и вертикальными бортами; г) – с изломом на скуле; д) – с лекальным днищем; е) – ледокольного типа

Характерными признаками сухогрузных теплоходов и танкеров являются вертикальные борта и плоское днище в средней части по длине судна, а также цилиндрическая вставка корпуса.

Носовая и кормовая оконечности крупных грузовых судов имеют, как правило, U-образные шпангоуты, которые включают прямолинейные днищевую и бортовую ветви и плавное их соединение (см. рис. 1.8, а). Лишь на участке одной-двух шпаций в носу шпангоуты переходят в прямолинейные и V-образные. Кормовые шпангоуты имеют больший развал, чем носовые.

Наши рекомендации