Показатели формы корпуса судов
Тип судна | Район плавания*) | Показатели | ||||||
L/B | B/T | L/H | H/T | d | a | b | ||
Пассажирские однокорпусные водоизмещающие | М | 5,5–7,0 | 2,9–4,1 | 14,2–16,2 | 1,30–1,42 | 0,49–0,70 | 0,70–0,81 | 0,85–0,96 |
ВП | 6,0–8,5 | 4,0–6,0 | 17,0–22,0 | 1,70–2,30 | 0,45–0,70 | 0,75–0,80 | 0,80–0,95 | |
Сухогрузные самоходные для генеральных и навалочных грузов. Танкеры | М | 6,4–7,8 | 2,1–3,1 | 10,3–14,5 | 1,20–1,55 | 0,65–0,82 | 0,77–0,90 | 0,85–0,98 |
РМ | 7,0–9,0 | 3,3–4,6 | 16,0–21,0 | 1,70–2,0 | 0,80–0,89 | 0,85–0,90 | 0,98–0,99 | |
ВП | 5,5–8,2 | 4,4–6,5 | 19,0–27,0 | 1,50–1,70 | 0,80–0,85 | 0,88–0,90 | 0,98–0,99 | |
Буксиры и толкачи | М | 3,5–6,0 | 2,0–4,5 | 6,6–9,2 | 1,35–1,50 | 0,45–0,60 | 0,68–0,83 | 0,75–0,87 |
РМ | 3,5–5,5 | 3,5–6,5 | 8,0–12,0 | 1,40–1,70 | 0,55–0,65 | 0,75–0,90 | 0,85–0,98 | |
*) Приняты условные обозначения: «М» – море; «ВП» – внутренние водные пути; «РМ» – река-море (смешанного плавания) |
Формы обводов корпуса судов. Формы обводов корпуса зависят от типа судна и его назначения. Наиболее полные обводы имеют несамоходные грузовые суда: баржи и секции. У них вертикальные борта, плоское днище, весьма малый радиус скулового закругления, большая цилиндрическая вставка корпуса (участок корпуса на протяжении средней части его длины, имеющий шпангоуты с одинаковой формой и размерами). Оконечности барж и секционных составов в большинстве случаев имеют ложкообразную или санообразную формы.
Форма оконечностей, в частности, очертания фор- и ахтерштевня самоходных судов зависят в основном от условий их эксплуатации, типа и параметров движительной и рулевой установок (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Очертания оконечностей корпуса судов:
а) – ледокол; б) – грузовой теплоход; в) – двухвинтовой буксирный теплоход; г) – толкач с тоннельными образованиями кормы; д) – пассажирский теплоход
На большинстве водоизмещающих судов современной постройки форштевень выполняется наклонным.
Для ледоколов с целью улучшения их всхожести на лед применяются специальные очертания форштевня и ахтерштевня с подрезом под углом 20°… 25° (рис. 1.7, а).
Носовая оконечность толкача в надводной части имеет транцевые очертания, что обеспечивает удобную постановку устройства для соединения толкача и состава (счального устройства) (рис. 1.7, г).
Очертания ахтерштевня и форма кормовой оконечности корпуса в большой мере согласуются с конструкцией движительно-рулевого комплекса судна. Необходимость установки гребных винтов с диаметром, достигающим величины осадки или даже превышающим ее, приводит к специальному образованию кормовой оконечности – тоннельной корме (рис. 1.7, г; 1.8, б).
Рис. 1.8. Проекция «Корпус» теоретического чертежа:
а) – грузового теплохода; б) – толкача
При разработке геометрии корпуса важное значение придается форме мидель-шпангоута (рис. 1.9). Для судов полных образований применяется простейшая форма мидель-шпангоута – с прямыми бортами, плоским днищем и скуловым закруглением определенного радиуса. На пассажирских судах борта часто выполняют наклонными, а днищу придают килеватость. Это обусловлено повышенными требованиями к мореходности таких судов и стремлением за счет развала бортов увеличить площадь палубы.
Рис. 1.9. Характерные формы мидель-шпангоута судов:
а) – с плоским днищем и вертикальными бортами; б) – с плоским днищем и наклонными бортами; в) – с наклонным днищем и вертикальными бортами; г) – с изломом на скуле; д) – с лекальным днищем; е) – ледокольного типа
Характерными признаками сухогрузных теплоходов и танкеров являются вертикальные борта и плоское днище в средней части по длине судна, а также цилиндрическая вставка корпуса.
Носовая и кормовая оконечности крупных грузовых судов имеют, как правило, U-образные шпангоуты, которые включают прямолинейные днищевую и бортовую ветви и плавное их соединение (см. рис. 1.8, а). Лишь на участке одной-двух шпаций в носу шпангоуты переходят в прямолинейные и V-образные. Кормовые шпангоуты имеют больший развал, чем носовые.