Основные направления совершенствования проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в организации
Для совершенствования проверки организации бухгалтерского учета на ОАО Племенной завод «Тимоново» был разработан тест в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета
Содержание вопроса или объект исследования | Содержание ответа (результат проверки) | Симв. | Выводы и решения проверяющего |
Имеется ли действенная организационная структура | Организационная структура на предприятии налажена не совсем должным образом | У3 | Структуру следует еще усовершенствовать |
Соблюдаются ли принципы разделения обязанностей и ответственности, правила контроля квалификации и опыта специалистов | Да, соблюдаются, но образование некоторых специалистов не соответствует занимаемым должностям | У2 | Направить специалистов, у которых образование не соответствует должности, на повышение квалификации |
Выполняется ли кадровая | Нет | У1 | Наладить кадровую |
Продолжение таблицы 2.6 | |||
политика по подбору специалистов | политику | ||
Применяется ли политика подготовки и повышения квалификации кадров | Применяется, но не всегда | У2 | Повысить в количественных размерах политику по подготовке кадров |
Имеется ли текучесть кадров | Текучесть имеется, но в не больших количествах | У3 | Текучесть кадров не превышает нужного уровня |
Организован ли должным образом учет | Да, учет организован должным образом | У4 | Бухгалтерский учет соответствует нормативным документам |
Есть ли приказ об учетной политике | Приказ об учетной политике есть | У4 | Соответствует Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 г. № 62 |
Утвержден ли рабочий план счетов | Рабочий план счетов утвержден | У4 | План счетов разработан на основе типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета» |
Утверждены ли формы первичных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы | Первичные документы утверждены, по которым не предусмотрены унифицированные формы | У4 | Соответствует учетной политики |
Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов | Установлен перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов | У4 | Соответствует учетной политики |
Утвержден ли график документооборота | Утвержден график документооборота в соответствии с учетной политикой | У4 | Документы (первичные, учетные и регистры бухгалтерского учета) заполняются в соответствии с актами |
Продолжение таблицы 2.6 | |||
законодательства и требованиями главного бухгалтера | |||
Определен ли перечень лиц, ответственных за хранение документов | Определен перечень лиц, ответственных за хранение документов в соответствии с учетной политикой | У4 | Соответствует учетной политики |
Определены ли порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств | Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств в соответствии с учетной политикой | У4 | Соответствует учетной политики |
Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами | Заключены договоры о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами в соответствии с учетной политикой | У4 | Соответствует примерному перечню должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 г. № 764 |
Соблюдается ли учетная политика по начисления амортизации основных средств | Стоимость основных средств погашается путем ежемесячного начисления амортизации | У3 | Соответствует Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от |
Окончание таблицы 2.6 | |||
27.02.2009№37/18/6 | |||
Определен ли порядок проведения переоценки основных средств | Переоценка основных средств производится по решению Правительства Республики Беларусь | У3 | Переоценка основных средств проводится в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 г. № 622 «О вопросах переоценки основных средств» |
Определен ли порядок учета ремонта производственных основных средств | Определен порядок учета ремонта производственных основных средств | У3 | Соответствует учетной политики |
Определен ли способ списания отпущенных в производство материалов | Выдача материалов со складов (кладовых) осуществляется материально-ответственными лицами (кладовщиками) на основании оформленных в установленном порядке первичных учетных документов, имеющих разрешительные подписи должностных лиц, которым предоставлено такое право генеральным директором | У4 | Соответствует учетной политики |
Сверяются ли данные аналитическогои синтетического учета систематически? | Сверяются ежемесячно | У4 | Наименьшая вероятность искажения периодической отчетности организации |
Примечание – разработка автора на основе изученной специальной экономической литературыУ1— низкий уровень; У2 — ниже среднего уровня; УЗ — средний уровень; У4 - высокий уровень
На основании рассмотренных тестов проверки состояния системы внутреннего контроля по соблюдению ведения бухгалтерского учета на ОАО Племенной завод «Тимоново» в таблице 2.6 можно дать высокую оценку, т.к. имеется только три отрицательных ответа.
Сегодня переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) является "горячей" темой практически для всех крупнейших европейских компаний, которые до сих пор представляли свою финансовую отчетность в соответствии с национальными стандартами и правилами.
Переход на МСФО предполагает серьезный сдвиг от использования исторической амортизированной стоимости, что позволяло равномерно учитывать доходы и расходы за период пользования инструментом, к подходу, при котором компании должны будут учитывать существенную часть инструментов по справедливой стоимости, сразу относя ее изменения на доходы либо расходы. Вследствие этого результаты деятельности финансовых организаций будут более подвержены колебаниям, и, значит, влияние перехода затронет не только те компании, которые сами должны перейти на МСФО, но и их инвесторов, поставщиков, покупателей и конкурентов.
Представители крупных европейских компаний считают, что использование МСФО повышает уровень доверия к финансовой отчетности компании. Новые стандарты сделают отчетность организаций более прозрачной, чем сейчас, что предоставит инвесторам более ясную картину корпоративных финансов.
Одна из аудиторских компаний провела специальный опрос среди высшего руководства финансовых организаций на тему перехода на МСФО. Участие в опросе приняли руководители ряда финансовых институтов из Северной Америки, Европы и Азии. Целью опроса было оценить их взгляды на МСФО и готовность к переменам, которые связаны с переходом на МСФО.
Респонденты опроса в основном (92%) высказались в пользу наличия единого комплекса бухгалтерских стандартов во всем мире. Как видно из вышеприведенных ответов, 47% опрошенных считают, что переход на МСФО принесет компаниям конкурентные преимущества, однако лишь 27% полагают, что цена акций поднимется в результате перехода. По мнению участников опроса, преимущество перехода заключается в повышении прозрачности финансовой отчетности.
Однако итоги опроса, как среди европейских компаний, так и в России, показали, что знания о последствиях перехода на МСФО часто являются неполными, а порой и урывочными, даже среди высшего руководства компаний в финансовой сфере, которая по всеобщему признанию будет наиболее сильно затронута предстоящими реформами. Возникает резонный вопрос: а готова ли Европа к переходу на МСФО?
Что касается Республики Беларусь, существует документ, определяющий направление реформы финансовой отчетности, – Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, принятая Советом Министров РБ в 1998 г. В программе определены цель и задачи перехода на международные стандарты бухгалтерского учета.
Рисунок 2.1 - Мнения о значении внедрения МСФО (Европейский опыт)
При проведении подобного опроса в России были выделены следующие положительные стороны отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
Рисунок 2.2 - Мнения о положительных аспектах внедрения МСФО (Российский опыт)
Наибольшее количество опрошенных (38%) считают, что повышение качества управленческой информации выступает главным эффектом перехода их компании на МСФО.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
Преимущества от внедрения МСФО для организаций Республики Беларусь.
- возможность формирования системы информации о финансовом состоянии предприятия для ее пользователей, прежде всего инвесторов, заинтересованных в результатах деятельности данного предприятия.
- создание условий для формирования субъектами хозяйствования достоверной и полезной информации об их финансовом положении, результатах их деятельности и изменениях в их финансовом положении, обеспечения прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей.
- выход на зарубежные рынки капитала и снижение цены привлекаемого капитала.
В настоящее время в исполнение данной программы в Республике Беларусь осуществляется работа по следующим направлениям:
- формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;
- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи предприятиям в понимании и во внедрении системы управленческого учета.
Однако на практике выясняется, что этого недостаточно. Непосредственные составляющие финансовой отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении собственных средств, отчет о движении денежных средств) составляются белорусскими компаниями и банками в соответствии с белорусскими правилами бухгалтерского учета. И если у компании возникает необходимость представить инвестору либо другой заинтересованной стороне отчетность в соответствии с МСФО, она несет дополнительные затраты времени и денег на ее составление, обычно с помощью услуг внешних консультантов. Таким образом, для организации переход на составление отчетности по МСФО – дело, требующее значительных усилий со стороны руководства и достаточного времени для успешного перевода всего бизнеса на новые рельсы. Основная часть расходов при переходе на МСФО придется на следующие области:
– оплата услуг консультантов и обучение либо поиск новых сотрудников;
– замена или модернизация программного обеспечения;
– дополнительные издержки на сбор информации.
Для адаптации текущего белорусского бухгалтерского учета к МСФО потребуется серьезная перестройка всей системы формирования бухгалтерской отчетности, нацеленная на обеспечение следующих концептуальных изменений:
– отражение происходит в соответствии с их экономической сущностью (признается приоритет содержания над формой);
– результаты операций признаются по факту их возникновения;
– широко используются субъективные, но обоснованные суждения (оценки);
– для оценки стоимости часто применяется дисконтирование активов и обязательств;
– используются подробные расшифровки и комментарии.
На сегодня белорусские компании и банки могут при необходимости составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, но законодательно не обязаны этого делать. В связи с этим возникает вопрос о реальности осуществления перехода белорусского бизнеса на учет по МСФО.
Таким образом, на сегодняшний момент законодательство Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности находится в состоянии становления и приводится в соответствие с международными стандартами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были описаны принципы, предмет и метод финансового контроля, объекты и субъекты финансового контроля. Охарактеризованы виды контроля в зависимости от различных признаков: организационных форм, целевой направленности, подведомственности, времени проведения, источников информации, методов контроля, назначения проверки.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это совокупность обобщенных и взаимосвязанных показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности за отчетный период.
Она составляется по данным бухгалтерского учета и является завершающим этапом учетного процесса.
Отчетность представляет собой информацию о состоянии активов, источников их образования, об обязательствах, доходах, расходах, финансовых результатах, направлениях использования прибыли и т.д.
Перед проверкой организации необходимо составить план и программу проведения проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Планирование аудита должно определить наиболее важные направления аудита и способствовать более эффективному распределению обязанностей среди аудиторов, проводящих аудиторскую проверку. Внутренний аудит подразумевает проверку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Был сделан вывод, что качественный и своевременный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности позволит не только своевременно обнаружить негативные явления в деятельности организации, но и оперативно разработать меры по устранению недостатков.
Также в заключении хотелось бы отметить, что бухгалтерский учет и отчетность ведется строго в соответствии с законодательными и нормативными документами, имеющими разный статус. И хотя одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», положения по бухгалтерскому учету), а другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии), ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может производиться только на их основании, т.к. любые несоответствия или отступления будут оценены контролирующими органами как нарушение законодательства.