Контроль достоверности бухгалтерской финансовой отчётности.

Проверка соблюдения действующего порядка ведения бух­галтерского учета, своевременности представления и достовер­ности бухгалтерской и иной отчетности, соблюдение отчетной дисциплины являются основными задачами контроля и ревизии состояния бухгалтерского учета и отчетности в организациях.

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется МФ РФ, которое утверждает основополагающие нормативные акты по бухгалтерскому учету, типовые формы бухгалтерских отчетов, балансов, положения бухгалтерского учета, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их приме­нению, методические указания по вопросам бухгалтерского уче­та и др. нормативные документы, а также рекомендует поря­док ведения и хранения первичных документов, проведения ин­вентаризации.

Во время проведения ревизии следует проверить правиль­ность ведения бухгалтерского финансового и управленческого учета и достоверность финансовой отчетности, прежде всего выполнения Федерального закона «О бухгалтерском учете», внедрения национальных положений (стандартов) бухгалтер­ского учета, Плана счетов и соблюдение инструкции при его применении.

Также выявляется соблюдение отчетной дисциплины и, преж­де всего своевременность представления бухгалтерской, налого­вой и статистической отчетности, ее полнота и достоверность.

Бухгалтерская отчетность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организа­ции и о результатах ее хозяйственной деятельности, составлен­ная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, является объектом особой проверки. Все отчетные фор­мы, входящие в состав бухгалтерской отчетности, взаимосвяза­ны, поскольку отражают одни и те же хозяйственные операции и события в деятельности организации в разных аспектах.

Изучая копии оставшихся в хозяйстве форм промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности за проверяемый период, контролеры оценивают содержание отдельных форм отчетности, соблюдение правил формирования показателей отчетности, ус­танавливают их соответствие утвержденной типовой структуре этих форм или их образцов. По промежуточной бухгалтерской отчетности следует выявить состав реально представленных в соответствующие адреса месячных и квартальных отчетов. Вы­явленные расхождения рекомендуется отразить в специальной ведомости с указанием не представленных или излишне пред­ставленных форм отчетности за тот или иной месяц проверяемо­го периода, которая затем прилагается к общему акту ревизии или отчету о результатах проверки.

Состав бухгалтерской отчетности определен п. 2 ст. 13 Феде­рального закона «О бухгалтерском учете» и п. 5 ПБУ 4/99. Пере­чень форм, их нумерация и образцы определены Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными прика­зом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерс­кой отчетности организаций».

При проверке состава годовой бухгалтерской отчетности не­обходимо обратить внимание на различного рода приложения к годовому отчету, их обоснованность и достоверность. Тщатель­ному контрольному изучению подлежат отдельные статьи бухгалтерских балансов, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности.

Важной процедурой является проверка соблюдения методи­ки формирования показателей и оценки статей бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе данные должны быть пред­ставлены с соблюдением следующих требований:

  • основные средства и нематериальные активы, показаны в нетто-оценке, т.е. по остаточной стоимости за вычетом начисленной амортизации;
  • капитальные вложения – по фактическим затратам для застройщика;
  • оборудование – по фактической себестоимости приоб­ретения;
  • финансовые вложения – по фактическим затратам для инвесторов;
  • материальные ценности – по фактической себестоимости;
  • незавершенное производство – по фактической произ­водственной себестоимости, или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • издержки обращения – в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров на предприятиях торговли и общественного питания;
  • расходы будущих периодов – в сумме фактически произ­веденных в отчетном периоде, но относящихся к следую­щим периодам;
  • готовая продукция – по фактической или нормативной
  • производственной себестоимости;
  • товары – по покупной стоимости;
  • дебиторская задолженность – в сумме, признанной де­биторами; если по ней созданы резервы по сомнительным долгам, показывается за минусом образованного резерва;
  • уставный капитал – в размере, определенном учреди­тельными документами;
  • доходы будущих периодов – в сумме, полученной в от­четном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;
  • прибыль – в сумме, фактически полученной в отчетном периоде прибыли;
  • кредиторская задолженность – в суммах фактических долгов кредиторам.

При проверке используют приемы встречной сверки дан­ных, их сопоставление с данными учетных регистров по соот­ветствующим счетам бухгалтерского учета, с записями инвен­таризационных и сличительных ведомостей, с актами на списа­ние отдельных видов имущества и другими оправдательными документами. Сплошным методом проверяется каждый факт списания на убытки хозяйства различного рода расходы и поте­ри. При выявлении необоснованности таких операций, непра­вильно списанные суммы подлежат восстановлению на балансе, а по недостачам и потерям по вине отдельных должностных и материально ответственных лиц – отнесению на них. Особое внимание следует обращать на списание недостач товарно-ма­териальных ценностей, как в пределах, так и сверх норм есте­ственной убыли.

Выявляются также обоснованность и правильность примене­ния тех или иных норм естественной убыли, расчеты средних остатков и нормативных недостач соответствующих видов мате­риальных ценностей. При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм и наряду с потерями от порчи ценностей относится на виновных лиц. Долги по недо­стачам ценностей, во взыскании которых отказано судом вслед­ствие необоснованности иска при отсутствии конкретных винов­ников, списываются с баланса на финансовые результаты.

Своевременность представления и правильность составления налоговых деклараций и иных налоговых расчетов устанавливают по каждому виду налогов и сборов, плательщиком которых являет­ся проверяемая организация. По фактам наложения штрафных санкций за нарушения налогового законодательства следует вы­явить их характер, обоснованность и виновных должностных лиц, на основе чего контролеры выражают свое мнение и подготавли­вают соответствующие предложения по этим фактам.

При проверке состояния статистической отчетности необхо­димо установить, прежде всего, наличие форм и инструкций по ее составлению, доводимых до организации местными органами государственной статистики.

Для обобщения результатов проверки достоверности бухгал­терской, налоговой и статистической отчетности рекомендуется составить ведомость с указанием отчетов и значений показате­лей, отраженных в представленной отчетности и уточненных в ходе ревизии.

Отдельно проверяется соблюдение установленных сроков представления бухгалтерской, налоговой и статистической от­четности, на основе чего контролеры оценивают состояние от­четной дисциплины в организации. Если в предоставленные от­четы были внесены исправления, то выясняется их характер и правильность их отражения. Эти исправления должны произво­диться: до утверждения отчетов – за тот же период, за который они представлены; после их утверждения – в первом же отчете и балансе, составляемом за отчетный период, в котором были отражены соответствующие исправления. Уточненные налого­вые декларации и расчеты представляются в налоговые органы за тот отчетный или налоговый период, в котором были выявле­ны искажения.

При выявлении умышленных искажений представленной от­четности следует составить промежуточный акт с приложениями перечня конкретных форм показателей, в которых установлены такие нарушения, а также расчеты переплат премиальных и дру­гих выплат должностным лицам организации для последующего предъявления к ним исков в установленном порядке.

Общие выводы и заключение о состоянии бухгалтерского учета и бухгалтерского учета и формулируются в отдельном раз­деле общего акта ревизии или отчете о результатах проверки.

Когда состояние бухгалтерского учета и достоверность бух­галтерской отчетности проверены аудиторскими организациями в порядке обязательного или инициативного аудита, в итоговых документах документальных ревизий делаются ссылки на соот­ветствующие аудиторские заключения.

Обобщающим документом проверки состояния бухгалтерско­го учета и достоверности отчетности является акт ревизии (про­верки) производственной и хозяйственно-финансовой деятель­ности организации.

Наши рекомендации