Контроль достоверности бухгалтерской финансовой отчётности.
Проверка соблюдения действующего порядка ведения бухгалтерского учета, своевременности представления и достоверности бухгалтерской и иной отчетности, соблюдение отчетной дисциплины являются основными задачами контроля и ревизии состояния бухгалтерского учета и отчетности в организациях.
Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется МФ РФ, которое утверждает основополагающие нормативные акты по бухгалтерскому учету, типовые формы бухгалтерских отчетов, балансов, положения бухгалтерского учета, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, методические указания по вопросам бухгалтерского учета и др. нормативные документы, а также рекомендует порядок ведения и хранения первичных документов, проведения инвентаризации.
Во время проведения ревизии следует проверить правильность ведения бухгалтерского финансового и управленческого учета и достоверность финансовой отчетности, прежде всего выполнения Федерального закона «О бухгалтерском учете», внедрения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, Плана счетов и соблюдение инструкции при его применении.
Также выявляется соблюдение отчетной дисциплины и, прежде всего своевременность представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, ее полнота и достоверность.
Бухгалтерская отчетность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, является объектом особой проверки. Все отчетные формы, входящие в состав бухгалтерской отчетности, взаимосвязаны, поскольку отражают одни и те же хозяйственные операции и события в деятельности организации в разных аспектах.
Изучая копии оставшихся в хозяйстве форм промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности за проверяемый период, контролеры оценивают содержание отдельных форм отчетности, соблюдение правил формирования показателей отчетности, устанавливают их соответствие утвержденной типовой структуре этих форм или их образцов. По промежуточной бухгалтерской отчетности следует выявить состав реально представленных в соответствующие адреса месячных и квартальных отчетов. Выявленные расхождения рекомендуется отразить в специальной ведомости с указанием не представленных или излишне представленных форм отчетности за тот или иной месяц проверяемого периода, которая затем прилагается к общему акту ревизии или отчету о результатах проверки.
Состав бухгалтерской отчетности определен п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п. 5 ПБУ 4/99. Перечень форм, их нумерация и образцы определены Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
При проверке состава годовой бухгалтерской отчетности необходимо обратить внимание на различного рода приложения к годовому отчету, их обоснованность и достоверность. Тщательному контрольному изучению подлежат отдельные статьи бухгалтерских балансов, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности.
Важной процедурой является проверка соблюдения методики формирования показателей и оценки статей бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе данные должны быть представлены с соблюдением следующих требований:
- основные средства и нематериальные активы, показаны в нетто-оценке, т.е. по остаточной стоимости за вычетом начисленной амортизации;
- капитальные вложения – по фактическим затратам для застройщика;
- оборудование – по фактической себестоимости приобретения;
- финансовые вложения – по фактическим затратам для инвесторов;
- материальные ценности – по фактической себестоимости;
- незавершенное производство – по фактической производственной себестоимости, или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
- издержки обращения – в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров на предприятиях торговли и общественного питания;
- расходы будущих периодов – в сумме фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим периодам;
- готовая продукция – по фактической или нормативной
- производственной себестоимости;
- товары – по покупной стоимости;
- дебиторская задолженность – в сумме, признанной дебиторами; если по ней созданы резервы по сомнительным долгам, показывается за минусом образованного резерва;
- уставный капитал – в размере, определенном учредительными документами;
- доходы будущих периодов – в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;
- прибыль – в сумме, фактически полученной в отчетном периоде прибыли;
- кредиторская задолженность – в суммах фактических долгов кредиторам.
При проверке используют приемы встречной сверки данных, их сопоставление с данными учетных регистров по соответствующим счетам бухгалтерского учета, с записями инвентаризационных и сличительных ведомостей, с актами на списание отдельных видов имущества и другими оправдательными документами. Сплошным методом проверяется каждый факт списания на убытки хозяйства различного рода расходы и потери. При выявлении необоснованности таких операций, неправильно списанные суммы подлежат восстановлению на балансе, а по недостачам и потерям по вине отдельных должностных и материально ответственных лиц – отнесению на них. Особое внимание следует обращать на списание недостач товарно-материальных ценностей, как в пределах, так и сверх норм естественной убыли.
Выявляются также обоснованность и правильность применения тех или иных норм естественной убыли, расчеты средних остатков и нормативных недостач соответствующих видов материальных ценностей. При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм и наряду с потерями от порчи ценностей относится на виновных лиц. Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска при отсутствии конкретных виновников, списываются с баланса на финансовые результаты.
Своевременность представления и правильность составления налоговых деклараций и иных налоговых расчетов устанавливают по каждому виду налогов и сборов, плательщиком которых является проверяемая организация. По фактам наложения штрафных санкций за нарушения налогового законодательства следует выявить их характер, обоснованность и виновных должностных лиц, на основе чего контролеры выражают свое мнение и подготавливают соответствующие предложения по этим фактам.
При проверке состояния статистической отчетности необходимо установить, прежде всего, наличие форм и инструкций по ее составлению, доводимых до организации местными органами государственной статистики.
Для обобщения результатов проверки достоверности бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности рекомендуется составить ведомость с указанием отчетов и значений показателей, отраженных в представленной отчетности и уточненных в ходе ревизии.
Отдельно проверяется соблюдение установленных сроков представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, на основе чего контролеры оценивают состояние отчетной дисциплины в организации. Если в предоставленные отчеты были внесены исправления, то выясняется их характер и правильность их отражения. Эти исправления должны производиться: до утверждения отчетов – за тот же период, за который они представлены; после их утверждения – в первом же отчете и балансе, составляемом за отчетный период, в котором были отражены соответствующие исправления. Уточненные налоговые декларации и расчеты представляются в налоговые органы за тот отчетный или налоговый период, в котором были выявлены искажения.
При выявлении умышленных искажений представленной отчетности следует составить промежуточный акт с приложениями перечня конкретных форм показателей, в которых установлены такие нарушения, а также расчеты переплат премиальных и других выплат должностным лицам организации для последующего предъявления к ним исков в установленном порядке.
Общие выводы и заключение о состоянии бухгалтерского учета и бухгалтерского учета и формулируются в отдельном разделе общего акта ревизии или отчете о результатах проверки.
Когда состояние бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности проверены аудиторскими организациями в порядке обязательного или инициативного аудита, в итоговых документах документальных ревизий делаются ссылки на соответствующие аудиторские заключения.
Обобщающим документом проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности является акт ревизии (проверки) производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации.