Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса
№ этапа | Содержание этапа | Результат этапа |
Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата | Формулировка целей и задач курса в соответствии с ФГОС ВПО | |
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей | Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины | |
Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами | Формирование тем дисциплины. Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей | |
Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра | Описание курса | |
Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Выбор образовательных технологии | |
Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности | Виды, содержание, формы и средства контроля |
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель
должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Бухгалтерский учет и анализ».
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей
программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта.
На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в
аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом
количества часов, отведённых на неё учебным планом.
Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально
использовать возможности, предлагаемые библиотекой института.
Выбор методов и форм обучения может определяться:
• общими целями образования, воспитания, развития и психологической
подготовки студентов;
• особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
• целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
• временем, отведенным на изучение того или иного материала;
• уровнем подготовленности слушателей;
• уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования,
наглядных пособий, технических средств;
• уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса
«Бухгалтерский учет и анализ» является практикум. Наряду с традиционными практическими занятиями рекомендуется использовать такие формы семинарских занятий как учебная конференция, коллоквиум, тестирование.
Цель практических занятий – закрепление полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного обучения (на основе используемой самостоятельно изученной научной литературы).
Выполнение на практических занятиях под руководством преподавателя и самостоятельно, предложенного комплекса заданий, позволит студенту
овладеть навыками учета классификации имущества организации, составлении бухгалтерских проводок по основным хозяйственным операциям, анализа причин - факторов отклонений результативного показателя от плана по основным технико-экономическим показателям; выявления резервов повышения эффективности деятельности организации, оценки результатов работы предприятия.
Задачи, предлагаемые для освоения курса, разработаны таким образом,
что согласно плану изучаемых дисциплин, последовательно сопровождаются макетом журнала хозяйственных операций, бухгалтерского баланса, аналитических таблиц, которые дают представление о составе подлежащих рассмотрению показателей, порядке и последовательности расчетов, форме представления результатов анализа. Решение задач позволит студентам уяснить,
насколько хорошо они разобрались в важнейших вопросах курса.
Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями,
организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование
представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Примерные темы для проблемных лекций:
№ темы | Тема лекции | Аудиторные часы |
Документация и документооборот в бухгалтерском учете |
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются
лекция-визуализация. Актуальность применения данного вида занятия
заключается в принципе наглядности учебного процесса по дисциплине
«Бухгалтерский учет и анализ», который позволяет приводить материал в
систематизированном виде таблиц, графиков, примеров, что способствует
лучшему восприятию материала и экономит время аудиторной учебной работы.
К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся
мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам,
разделам) учебной программы.
Виды семинаров, востребованных в процессе изучения бухгалтерского учета и анализа:
a. семинар;
b. учебная конференция;
c. коллоквиум_______;
В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и
коллективной творческой работы обучающихся, как выполнение творческой
работы по теме семинарского занятия, например:
•подготовка мультимедийных материалов;
•историографическое исследование.
Примерный план учебной конференции по теме № 1 раздела I
«Бухгалтерский учет»
Учет: исторический аспект его развития.
Время – 2 часа
ЦЕЛЬ: рассмотреть причины возникновения бухгалтерского учета,
историю его развития и назначение на этапах становления, роль и место
системы бухгалтерского учета в России.
Основные вопросы к семинару
1) Появление и развитие бухгалтерского учета;
2) Назначение и роль бухгалтерского учета на разных этапах его
развития
3) Система бухгалтерского учета в России и ее особенности.