Нормативное регулирование учёта расчётов с покупателями и заказчиками

Согласно ст. 21 Федерального Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011, к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

В таблице 1.2 рассмотрено какие документы относятся к каждой из вышеперечисленных групп стандартов.

Таблица 1.2 – Документы в области нормативного регулирования бухгалтерского учёта расчётов с покупателями и заказчиками

 
  Нормативное регулирование учёта расчётов с покупателями и заказчиками - student2.ru

Для более подробного изучения системы нормативного регулирования расчётов с покупателями и заказчиками, необходимо рассмотреть, какие аспекты учёта расчётных операций регулируются перечисленными в таблице 1.2 нормативными документами.

1. Законодательный уровень:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ обосновывает основные принципы и правила учета обязательств, возникающих в ходе расчётов с покупателями и заказчиками, такие как:

- организация учётного процесса обязательств (ст. 7);

- оформление первичной документации (ст. 9) и регистров бухгалтерского учета (ст. 10);

- правила проведения инвентаризации обязательств, отраженных в отчётности организации (ст. 11, 13);

- хранение бухгалтерской и иной документации по учёту обязательств (ст. 29).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 г. даёт обоснование:

- видам сделок между подрядчиком и заказчиком, поставщиком и покупателем (гл. 9);

- видам существующих обязательств между организациями (гл. 21);

- форм расчетов между организациями и организации c населением (гл. 46);

3. "Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Подписан в г. Москве 11.04.2017) устанавливает требования законодательства в части продажи товаров иностранным покупателям в части:

- перемещение товаров через таможенную границу (гл. 2);

- оформления товаров на таможне (гл. 8);

- временного хранению товаров (гл. 12);

- методики исчисления и уплаты таможенных платежей (гл. 28);

4. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ устанавливает требования к расчетам между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами. Также он определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, правила оформления контрактов, паспорта сделки, платежных документов и т.д.

5. Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ раскрывает особенности и правила осуществления расчётных операций с применением ККТ и терминалов оплаты пластиковыми картам.

6. Федеральный закон "О переводном и простом векселе" от 11.03.1997 N 48-ФЗ устанавливает:

- перечень лиц, имеющих право брать обязательства по векселю

- порядок оплаты векселя и порядок исполнения требований, в случае неисполнения обязательств.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации от 16.07.1998 г. осуществляет регулирование налогов, имеющий наибольший удельный вес среди налоговых поступлений в бюджет. Это налог на прибыль (ст. 25) и НДС (гл. 21). Также НК РФ устанавливает сроки и порядок уплаты других налогов, сборов, пеней и штрафов (гл. 9).

8. Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» устанавливает требования к формам и способам заполнения и исправления документации, связанной с осуществлением расчетов по НДС.

2. Нормативный уровень:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, устанавливает общее требования к ведению и организации учетного процесса. В части учёта расчётов с покупателями и заказчиками, данный нормативный акт регулирует порядок документального отражения фактов хозяйственной деятельности, порядок и требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств, способы оценки статей бухгалтерской отчетности в части дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) устанавливает, в части учёта расчётов с покупателями и заказчиками, устанавливает основы формирования и отражения в ней всех форм и способов ведения бухгалтерского учета, которые организация применяет в данном сегменте учёта.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) в части учёта расчётов с покупателями и заказчиками, устанавливает содержание и методические основы формирования статей бухгалтерской отчётности, раскрывающих информации о суммах дебиторской и кредиторской задолженности; выручки, сумм НДС и т.д.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) осуществляет регулирование изменения стоимости обязательств, которое осуществляется по причине возникновения новой информации и не является корректированием ошибок бухгалтерской отчётности.

Методический уровень:

1. Согласно плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, учёт расчётов с покупателями и заказчиками должен осуществляться на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В ходе проведения расчётов данный счёт корреспондируется:

1. По дебету:

- со счетами 90, 91 на реализации (предъявленных к оплате покупателю платежных документов);

- 46, 50, 51, 52, 55, 57, 76, 79;

2. По кредиту:

- со счетами учета денежных средств и расчетов на суммы поступивших денежных средств в качестве оплаты: 50, 51, 52, 55, 57;

- 60, 63, 66, 67, 73, 75, 76, 79.

Также, согласно данным нормативным актам, в целях аналитического учёта расчётов с покупателями и заказчиками, к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" могут быть открыты следующие субсчета:

- 62.01 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

- 62.02 "Расчеты по авансам полученным"

- 62.03 "Векселя полученные"

- 62.21 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в валюте)"

- 62.22 "Расчеты по авансам полученным (в валюте)"

- 62.31 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в у.е.)"

- 62.32 "Расчеты по авансам полученным (в у.е.)"

- 62.Р "Расчеты с розничными покупателями"

2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств включают в себя информацию о порядке проведения инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками и способы отражения её результатов. Согласно методическим указаниям, в ходе проведения инвентаризация расчетов с покупателями заказчиками необходимо установить насколько обоснованы суммы, указанные на счётах учёта расчётов.

Организационной уровень:

1. Учетная политика организации, утверждается приказом руководителя организации, должна содержать в себе закрепленный в организации порядок признания доходов и расходов от реализуемых работ (услуг); сроки проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, порядок списания просроченной задолженности и т.д.

2. Рабочий план счетов, оформляющийся в качестве приложения к учетной политике, составляется организацией самостоятельно на основе типового плана счётов и содержит перечень открытых к счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

3. График документооборота организации закрепляет перечень лиц, на которых возлагается ответственность за оформление и сохранность документации организации, а также отражается движение той или иной документации на всех стадиях деятельности, начиная от его поступления в организацию до сдачи в архив, или от его создания и до передачи поставщику.

4. Первичные учетная документация отражает сведения о хозяйственых операциях, осуществляемых в ходе расчётов с покупателями и заказчиками.

5. При наличии в организации структурных и обособленных подразделений, в положении о подразделении регламентируется деятельность, установлены их цели, задачи, функции, права, степень и сфера ответственности.

6. Должностные инструкции работников регламентируют их деятельность в части его функциональных обязанностей, прав, ответственности, а также форм мотивации и поощрения.

Следовательно, расчетные операции с покупателями и заказчиками регламентируются совокупностью нормативно-правовых актов разных групп, устанавливающих требования и рекомендации по ведению учёта расчётов. Но, однако, следует отметить и тот факт, что законодательное регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками требует более тщательного анализа и доработок, что должно выражаться в разработке отдельного положения по ведению бухгалтерского учета или методических указаний.

Что касается требований к документальному оформлению операций, связанных с расчётами с покупателями и заказчиками, то следует отметить, что в соответствии со ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны подтверждаться первичными учетными документами. Первичные документы являются документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Для оформления товарной накладной, ранее использовалась форма ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998г. №132, однако с 2013 г. применение данной унифицированной формы не является обязательным условием. Организации вправе сами разрабатывать первичные учётные документы, с условием того, что они содержат обязательные реквизиты.

Товарная накладная должна составляться в 2 экземплярах:

- первый экземпляр остается у той организации, которая занимается реализацией товарно-материальных ценностей;

- второй экземпляр должен быть передан покупателю.

Основным целью, для которой оформляется товарная накладная, является списывание стоимости товаров в бухгалтерском учете продавцом.

В обязательном порядке любая товарная накладная должна содержать следующие обязательные данные:

1. Наименование, реквизиты, адрес и телефон банка грузополучателя, поставщика и плательщика;

2. Дату и номер товарной накладной;

3. Подписи лиц, разрешивших отпуск груза и печати при их наличии.

4. Содержание хозяйственной операции и ее измерители в денежном или натуральном выражении;

Касаемо печати, следует учесть то факт, что согласно Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" от 06.04.2015 N 82-ФЗ, наличие печати является правом организации, а не обязанностью. Но факт того, что компания не пользуется печатью должен быть закреплен положением устава компании.

В число обязательных требований проставление печати не является обязательным, но исходя из судебной практики (хотя и довольно противоречивой) именно печать, а не штамп организации также служит обязательным реквизитом.

Уполномоченное лицо от имени покупателя может принять товар на складе поставщика по доверенности, которая дает право получить товар от продавца.

В доверенности в обязательном порядке указываются реквизиты накладной, на основании которой работник получает товар.

При этом печать oрганизации-пoкупателя на тoварнoй накладнoй не ставят. Накладная действительна и без oттиска партнера, налoгoвые санкции за этo не предусмoтрены. Пoэтoму дoвереннoсть с печатью мoжнo прилoжить к выписаннoй накладнoй, сделав на ней надпись o тoм, чтo тoвар пoлучен пo дoвереннoсти, и этoгo будет дoстатoчнo, чтoбы списать стoимoсть прoданных материалoв».

На основании товарной накладной формируется счет-фактура. Он является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками. В счет - фактуре указаны: порядковый номер счет фактуры; наименование поставщика товаров; наименование получателя товаров; стоимость, цена товаров; сумма налога на добавленную стоимость; дата предоставления счет - фактуры.

В соответствии с требованием Налогового Кодекса РФ, не зависимо от видов деятельности (реализация товаром, выполнение работ или оказание услуг), организация, наряду с документами, подтверждающими выполнение обязательств по той или иной сделке, должна оформлять счет-фактуру.

Счета-фактуры на предприятии должен выписывать бухгалтер. При чем делать это необходимо не позднее пяти дней с даты отгрузки товаров покупателю (даты подписания акта приемки-сдачи выполненных работ, оказанных услуг).

Счет-фактуру выписывают в 2 экземплярах:

- первый экземпляр - покупателю (заказчику);

- второй экземпляр - поставщику.

На основании полученного счета-фактуры покупатель может принять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику товаров (работ, услуг). Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

- купленные ценности оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны) и оплачены;

- купленные ценности (работы, услуги) приобретены для проведения операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;

- на купленные товарно-материальные ценности (работы, услуги) есть счет-фактура, в котором выделена сумма НДС.

Также фактом отражение реализации служит составление сторонами акт оказанных услуг - документа, отражающего факт оказания услуги, включающего в себя информацию о ее стоимости и сроках оказания. Составляется с целью зафиксировать оказание услуги согласно заключенному договору.

Этот документ является первичным учетным документом, подтверждающим факт выполнения работ. Несмотря на то, что для подтверждения факта оказания услуг такой акт ГК РФ не предусмотрен, для подтверждения производственной направленности оказанных услуг желательно, чтобы акт приемки услуг был в наличии. Тем более что в соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ "датой осуществления материальных расходов признается… дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера".

Унифицированной формы актов не существует, поэтому документ можно разработать самостоятельно.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает в себя:

- основной правоустанавливающий документ - Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;

- Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. В них описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности;

- Методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ;

- правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами;

- технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Наши рекомендации