Отличие судебно-бухгалтерской экспертизы от других форм использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве: от ревизии и от аудита.
Несмотря на то, что судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит и ревизия являются формами контроля, способствуют выявлению фактов незаконной деятельности организаций, предупреждают случаи повторного нарушения законодательства, они имеют существенные различия. Можно выделить следующие отличительные признаки судебно-бухгалтерской экспертизы, аудита и ревизии.
Целевой признак.
Судебно-бухгалтерская экспертиза не существует вне уголовного или гражданского дела, ее назначение – получить новое доказательство по конкретному делу, основанное на специальных знаниях. Доказательства, собранные экспертом, формируют мнение правоохранительных органов относительно существа дела, виновности конкретных лиц и отображают стоимостную оценку исследуемых вопросов.
Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству. Аудитор может лишь дать рекомендации руководству организации относительно исправления допущенных ошибок и предупреждения фактов нарушения законодательства в будущем.
Ревизия проводится собственником, вышестоящей организацией, контрольно-ревизионными органами с целью контроля над финансово-хозяйственной деятельностью и оценки состояния организации, обеспечения сохранности активов. В исключительных случаях ревизия может проводиться по инициативе правоохранительных органов. Цель ревизии заключается в выявлении фактов нарушения законодательства, установлении ответственных лиц и привлечении виновных лиц к ответственности.
Информационный признак.
При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт отвечает на поставленные следственными или судебными органами вопросы. Основные принципы экспертного исследования – это конкретность и доказательность информации, полученной экспертом.
Объем материалов, представляемых эксперту-бухгалтеру, определяет следователь или судья. Если эксперт-бухгалтер считает, что предоставленные следователем или судьей материалы недостаточны для подготовки заключения, он может получить интересующий его материал для исследования только через следователя (судью).
Аудит может носить комплексный, выборочный и тематический характер. При комплексном аудите исследуется вся сфера деятельности организации в сплошном порядке (все статьи баланса и все бухгалтерские документы в хронологическом порядке). При выборочном аудите исследуется организация бухучета во всех существенных аспектах. При определении уровня существенности аудитор исходит из своего профессионального суждения. При тематическом аудите определяется тема для проверки, например аудит системы налогообложения организации. Характер аудита влияет на объем информации, который подвергается проверке. Объем необходимой информации (документов) аудитор определяет самостоятельно, исходя из предоставления достоверного и полного аудиторского заключения по результатам проверки. Руководство организации обязано предоставлять аудиторам информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита.
Во время проведения ревизии комплексно исследуется финансово-хозяйственная деятельность организации с целью устранения имеющихся недостатков и улучшения состояния учета. Ревизия, как правило, сопровождается инвентаризацией имущества и обязательств организации. Ревизор вправе потребовать все документы для проверки, а руководство организации обязано предоставить эти документы.
Организационный признак.
Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается прокурором, следователем, органами дознания или арбитражным судом, как правило, после проведения ревизии, в результате которой выявились конфликтные ситуации. Инициатором проведения судебно-бухгалтерской экспертизы может быть одна из сторон в гражданском или арбитражном процессе. Судебно-бухгалтерскую экспертизу суд или следователь может назначить по собственной инициативе, если необходимо произвести исследование с использованием специальных судебно-бухгалтерских знаний.
Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы оформляется постановлением (определением).
Аудит носит инициативный или обязательный характер. Проверка проводится по инициативе руководства организации и оформляется договором на проведение аудита. Обязательный аудит осуществляется ежегодно.
Ревизия проводится на основании приказа руководителя ревизионного органа. Ревизия носит плановый и внеплановый характер. Плановые ревизии приводятся в текущих планах ревизионных органов, которые составляются на предшествующий календарный год. На основании общего плана ревизионного органа каждый ревизор составляет свой рабочий план.
Внеплановые ревизии планом не предусмотрены и проводятся при необходимости.
Правовой признак.
Судебно-бухгалтерская экспертиза регулируется Конституцией РФ, процессуальным законодательством, федеральными законами, подзаконными актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, государственными судебно-экспертными учреждениями.
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствие с Законом об аудиторской деятельности федеральными и внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Внутренние стандарты разрабатываются самой аудиторской организацией и служат для регламентации деятельности аудиторов в рамках этой организации.
Ревизия проводится на основании положений приказа Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» и ведомственных законодательных документов.