Выбор аудиторской организации экономическим
Выбор аудиторской организации экономическим
Субъектом.
В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество аудиторских фирм, и перед экономическими субъектами стоит проблема выбора. Самый простой способ выбрать аудиторскую фирму — довериться рекламе. Однако это и самый ненадежный способ, поскольку нет уверенности в качестве и надежности работы рекламируемой фирмы.
Часто экономические субъекты используют рекомендации деловых друзей, партнеров, знакомых или черпают информацию из специальной литературы, посещений семинаров, выставок и пр.
Основными критериями отбора аудиторских фирм являются:
· численность персонала и его опыт;
· оборот фирмы;
· наиболее крупные клиенты фирмы;
· уровень цен на услуги;
· возможные предоставляемые льготы;
· степень ответственности за качество аудита;
· продолжительность работы на рынке;
· членство в СРО;
· наличие у аудиторской организации договора страхования риска ответственности за нарушение договора на аудиторскую проверку;
· ассортимент предоставляемых услуг.
Численность персонала и оборот аудиторской фирмы можно установить, используя регулярно публикуемые в прессе рейтинги аудиторских фирм.
Поскольку в условиях рынка цена на услуги различна в разных фирмах, экономические субъекты имеют возможность выбора аудиторских фирм и по этому параметру.
Некоторые аудиторские фирмы предоставляют своим постоянным клиентам определенные льготы относительно цены, времени оказания услуги, предоставления конкретных аудиторов, а в своих рекламных буклетах (или используя другие формы оповещения) перечисляют наиболее известных своих клиентов для дополнительного подтверждения своего статуса, солидности и значимости на рынке аудиторских услуг. Эти факторы также следует учитывать при выборе аудиторов.
Важный критерий выбора аудиторской фирмы — степень ответственности за качество своей работы, которую аудиторская фирма готова нести в соответствии с договором на проведение аудита (диапазон ответственности, которую согласна взять на себя аудиторская фирма по договору на аудит, очень широк).
Наличие филиалов в регионах может быть лишь вспомогательным критерием в тех случаях, когда это важно для экономического субъекта.
Продолжительность работы на рынке аудиторских услуг — критерий, свидетельствующий об имеющемся опыте.
Чем шире ассортимент услуг, которые предоставляет аудиторская фирма, тем это удобнее экономическому субъекту, так как при необходимости в одной и той же фирме он может получить исчерпывающую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы.
Однако выбор аудиторских организаций несколько сужается при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%. В этом случае выбирать следует из аудиторских организаций — победителей открытого конкурса на право проведения аудиторских проверок указанных организаций. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Письмо-обязательство.
Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее — письмо-обязательство) — это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку.
В соответствии с российским правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудиторская фирма (аудитор) проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Составление письма-обязательства завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки. Предварительное планирование позволяет аудитору определить объем предстоящих работ, примерно оценить их стоимость и составить письмо-обязательство в более деловой и конкретной форме.
Письмо-обязательство направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. В соответствии с нормами ГК РФ подобное письмо, составляемое для разовых соглашений, является офертой. Оферта – это предложение заключить договор одной из сторон. Другая сторона осуществляет акцепт (принятие предложения). Следовательно, клиент, получив письмо-обязательство, должен письменно подтвердить согласия на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Основное назначение этого документа — объяснить руководителю организации особенности оказания таких услуг, как аудиторские.
В соответствии с российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" письмо-обязательство должно включать (рис. 6.1):
Структура
Письма-обязательства
Аудиторской фирмы
Условия Обязательства
Аудиторской аудиторской
проверки фирмы
Обязательства
экономического
субъекта
Рис. 6.1. Структура письма-обязательства аудиторской фирмы
1) условия аудиторской проверки;
2) обязательства аудиторской организации;
3) обязательства проверяемой организации.
В условиях аудиторской проверки следует указать:
а) объект и цель аудиторской проверки — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации во всех существенных отношениях;
б) порядок проверки филиалов и подразделений (если они есть), расположенных в отдалении от головной организации;
в) законодательные акты, на основании которых проводится аудит и на соответствие которым проверяется бухгалтерская отчетность.
Обязательства аудиторской организации включают: .
а) соблюдение аудиторской тайны;
б) в установленные договором сроки представление письменного отчета (письменной информации) об обнаруженных существенных ошибках в бухгалтерском учете;
в) в установленные договором сроки представление аудиторского заключения о достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности;
г) обеспечение достижения цели аудиторской проверки, несмотря на наличие риска не обнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.
Обязательства руководства и сотрудников проверяемой организации:
а) предоставить для проверки все необходимые документы;
б) направить дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (не подтверждении) соответствующей задолженности;
в) обеспечить свободный доступ к компьютерной базе данных;
г) предоставлять все необходимые разъяснения по возникающим у аудиторов вопросам.
Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиентом письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответствии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Если же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.
Объем аудиторской проверки.
Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности». (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.)
Требования настоящего правила (стандарта), разработанные с учетом международных стандартов аудита, устанавливают единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.
В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете заказавшему аудит руководству экономического субъекта.
Объем аудиторской проверки представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которые требуются для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора.
Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.
При обязательном аудите проверка выполняется комплексно, проверке подвергаются все филиалы и подразделения, все виды деятельности и все счета бухгалтерского учета. Объем работ зависит от объема и степени глубины проверки по каждому конкретному направлению.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:
- планирование аудита;
- получение аудиторских доказательств;
- использование работы других лиц и контакты с руководством
экономического субъекта, третьими сторонами;
- документирование аудита;
- обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудиторская проверка планируется на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении указанных выше работ должна руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Документирование аудита» и «Планирование аудита».
В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: федеральным «Аудиторские доказательства» и российскими «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Изучением оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете». Там, где это применимо в соответствии с обстоятельствами проверки, следует исходить из положений российских правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Аудиторская выборка».
Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности.
Аудиторская организация при использовании в ходе аудита работы других лиц и различных контактах должна руководствоваться российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта», «Изучение и использование работы внутреннего аудита», «Использование работы другой аудиторской организации».
В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для. доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудиторской организации при оформлении хода аудита необходимо выполнять положения федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». В этом стандарте установлены единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Под термином «документация понимаются рабочие документы и материалы, подготовленные аудитором и для аудитора, либо полученные и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.
Аудиторы должны обеспечивать сохранность рабочих документов и их конфиденциальность.
Этапы аудиторской проверки.
Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Жестко установленных перечней таких требований и этапов нет, хотя они определяются МСА и российскими правилами (стандартами) аудита.
Условно аудиторскую проверку можно разбить на четыре основных этапа:
1) подготовка аудиторской проверки;
2) планирование;
3) выполнение аудиторских процедур (сбор аудиторских доказательств);
4) оформление результатов аудита (завершение аудита).
Порядок проведения аудиторской проверки показан на рис. 6.4.
На первом этапе происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До заключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, изучить и оценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия- клиента.
К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:
- определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов;
- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;
- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;
- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;
- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и другими пользователями финансовой отчетности клиента;
- экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;
- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз-
Понимание
деятельности клиента
ЗнакомствоЗнакомство с системой
Подготовкас клиентомбухгалтерского учета
Знакомство с системой
внутреннего контроля
Оценка существенности
и аудиторских рисков
Планирование
Работа
по организации аудита
Тестирование
средств контроля
ВыполнениеПроверка оборотов
аудиторскихПроведение и сальдо по счетам
процедураудиторских
процедур Аналитические
по существу процедуры
Завершение подготовки
Оформление рабочей документации и
результатов
аудитаПодготовка письменной
Формирование мнения информации для клиента
аудитора и подготовка
итоговых документов
аудита Подготовка аудиторского
заключения
Рис. 6.4. Этапы аудиторской проверки
личных организаций, из средств массовой информации и т. д.);
- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
- оценка собственной способности аудиторской организации к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т. д.
Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:
• устав экономического субъекта;
• документы о регистрации экономического субъекта;
• протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
• документы, регламентирующие учетную политику;
• бухгалтерская и статистическая отчетность;
• документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
• контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
• отчеты аудиторов, консультантов;
• внутрифирменные инструкции;
• материалы налоговых проверок;
• материалы судебных и арбитражных исков;
• документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
• сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
• информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.
Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.
Когда аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.
Планирование (второй этап) аудита осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских правил (стандартов) и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудиторы оценивают аудиторский риск и определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской группы.
На третьем этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.
На последнем (четвертом) этапе аудитор должен:
§ завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла;
§ подготовить письменную информацию руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудита;
§ сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта;
§ подготовить по установленной форме аудиторское заключение.
Такая схема (как и любая другая) лишь приблизительно отражает ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы аудита выполняются последовательно, некоторые идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации может проводиться в том числе и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита — на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский файл приобретает законченный вид.
На всех этапах проведения аудиторской проверки осуществляется общение аудиторской организации с руководством предприятия. В соответствии с российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Общение с руководством экономического субъекта" такое общение производится в устной форме во время посещения аудиторами предприятия или в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства предприятия. При общении с клиентом аудиторам следует придерживаться общепринятых моральных норм и руководствоваться принципами профессиональной этики.
6.8. Планирование аудита.
Цель планирования аудита— определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
В ходе планирования аудиторские организации должны соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
При организации планирования аудита необходимо руководствоваться федеральным правилом стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита». Стандарт устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой отчетности, прежде всего, проверок, которые проводятся аудиторами не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включить в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).
Планированию обычно уделяется большая доля времени (при повторном аудите — 5—10%; при первичном аудите — 20—25% и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом. Затраты времени и сил на качественное планирование работ впоследствии окупятся сторицей: уменьшатся затраты времени и средств на проверку, увеличится надежность результатов.
Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:
1) подготовка и составление общего плана;
2) подготовка и составление программы.
Подготовка и составление общего плана аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
§ общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
§ особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое
состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной от
четности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
§ общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
§ учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
§ влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
§ планы использования в ходе аудиторской проверки тестов
средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
§ ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
§ установление уровней существенности для аудита;
§ возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;
§ выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе
таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера,
например при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
§ относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
§ влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
§ существование подразделения внутреннего аудита аудируемого
лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
§ привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
§ привлечение экспертов;
§ количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
§ количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
§ возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
§ обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
§ особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
§ срок работы аудиторов и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
§ форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу
заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана, если сочтет это целесообразным. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести аудит на выборочной основе необходимо сформировать аудиторскую выборку.
Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
- формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
- инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
- документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Содержание общего плана аудита оформляется в виде (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Общий план аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
п/п | Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнитель | Примечания |
Руководитель аудиторской организации,
имеющий право подписи аудиторских
заключений от ее имени:
Руководитель аудиторской группы:
Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:
• учредительные и другие общие документы предприятия (устав предприятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);
• учетная политика предприятия (рабочие документы по учетной политике как в целях бухгалтерского учета так и налогообложения);
• основные средства;
• нематериальные активы;
• производственные запасы;
• расчеты по оплате труда;
• затраты на производство;
• готовая продукция, товары и реализация;
• денежные средства;
• расчеты;
• финансовые результаты и использование прибыли;
• капитал и резервы;
• кредиты и финансирование;
• учет по забалансовым счетам;
• бухгалтерская отчетность и приложения.
Подготовка и составление программы аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для о