Тема 1. Организация и задачи учета внешнеэкономической деятельности

Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто.

Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность —внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Понятие ВТД было сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» следующим образом: «Внешнеторговая деятельность —предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Существенно, на наш взгляд, что в указанных законах выделены пять основных элементов ВЭД: товары, услуги, работы, информация, результаты интеллектуальной деятельности. Их вполне можно считать также объектами коммерческой деятельности на внутреннем рынке страны.

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД — хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.

В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масштабах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ.

Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

К характерным особенностям ВЭД можно отнести следующие.

Во-первых, она является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реализация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продукции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности в разнообразных товарах производственного и потребительского назначения.

Во-вторых, ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем запродаж и закупок товаров, жизненно важных для экономики тех или иных зарубежных стран.

В третьих, ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внешнем рынке существенно отличается от подобной работы на внутреннем рынке.

Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции.

Итак, основой всей ВЭД является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров в материально-вещественной форме, товарообменные операции, оказание различных услуг, выполнение тех или иных работ при взаимодействии с иностранными контрагентами и т.д.

Остановимся вкратце на других видах (формах) ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются перспективными.

Во второй половине XX в. важную роль прибрело военно-техническое сотрудничество(ВТС) с иностранными государствами, о котором лишь сравнительно недавно стали появляться открытые публикации. В 1998 г. был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», в котором ВТС определено как «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения».

В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами следует отметить производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, в том числе уникальных, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников иностранного производства, продажу в иностранные государства аэрофотоснимков их территории, сделанных с советских спутников высокоточной аппаратурой, создание новых материалов в условиях невесомости), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.

Строительные и проектно-строительные услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и др.

В последнее время все большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами — привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание СП, ПИИ, международных объединений и других организаций.

С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных операций и страховых операций.

Все более значимую роль приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относится, с одной стороны, сдача в аренду российскими арендодателями (лизингодателями) различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга.

Сотрудничество на компенсационной основе охватывает как простые, так и сложные компенсационные операции, переработку давальческого сырья (толлинг) и другие виды встречной торговли.

Сотрудничество в области транспорта включает международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом ВЭД все теснее переплетается сотрудничеством области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально- кинематографическую продукцию.

Весьма обширен диапазон социально-культурных услуг, которыми обмениваются российские участники ВЭД с иностранными партнерами. Сюда входит розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, торговля авторскими правами и т.д.

Самостоятельным видом ВЭД можно считать еще издательско-полиграфическую деятельность, осуществляемую совместно с иностранными партнерами, в том числе совместное написание научных трудов исторического, философского, экономического, социологического и иного профиля, общеобразовательных и популярных книг, публикацию статей и книг российских авторов в зарубежных издательствах и иностранных авторов в России.

В связи с бурным развитием мирового рынка туристских услуг в качестве самостоятельного вида ВЭД можно выделить иностранный туризм — экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывания в зарубежных странах.

Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные ринки и реализации иностранной продукции на территории нашей страны. И др.

Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и рыболовства, весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства. Этот вид сотрудничества включает лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.

Необходимо упомянуть и такие особые формы ВЭД, как прибрежная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектовРФ.

На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный фактор.

Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.

Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности за последние десять лет стало достаточно объемным.

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляютвнешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны. ВЭК включает следующие звенья:

1. государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);

2. хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;

3. хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;

4. организации, содействующие ВЭД;

5. заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления в соответствии с законодательством РФ ввозных и вывозных таможенных пошлин;

2) нетарифного регулирования:

- количественное ограничения импорта и экспорта отдельных товаров;

- лицензирование в сфере внешней торговли товарами;

- предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Отметим, что предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров - новая мера нетарифного регулирования. Причем перечень таких товаров, а также организации, которым предоставляется такое право, определяются федеральными законами;

- антидемпинговые и компенсационные меры;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (ст.12 Закона N 164-ФЗ).

Пункт 1 ст. 5 Закона N 173-ФЗ устанавливает два органа валютного регулирования:

1) Банк России;

2) Правительство РФ.

Полномочия каждого органа валютного регулирования четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Банка России, так и для Правительства РФ. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.

Правителство РФ осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, обеспечивает проведение в стране единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, а также наделяется определенными полномочиями в области государственного управления ВТД.

Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых входят вопросы ВЭД. Эти государственные органы можно назвать соответственно отраслевым и региональным компонентами управленческого звена ВЭК.

Федеральные законы и правительственные нормативные акты призваны формировать в стране определенные организационно-правовые и экономические условия для всех участников ВЭД. Другая, не менее важная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти — внешняя (международная) имеет целью создание благоприятных условий для осуществления экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций российскими участниками ВЭД с иностранными торговыми партнерами (недискриминационные условия, обеспечение режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле с зарубежными странами).

Согласно ст. 4 Закона N 173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из этого Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов, которые именуются актами валютного законодательства Российской Федерации.

Кроме этого, в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования).

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 173-ФЗ, применяются правила международного договора, за исключением случая, если из международного договора следует, что для его применения требуется обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Реализация принципа неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов состоит прежде всего в том, что законодатели установили, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, к которым применяются меры регулирования. Но меры регулирования валютных операций действуют только до 1 января 2007 г.

Закон N 173-ФЗ определяет, что ограничения в валютном регулировании носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Например, Указанием Банка России от 29.12.2004 N 1540-У были уменьшены суммы зачисляемых денежных средств при применении такой меры регулирования, как резервирование.

Выполнение принципа обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов гарантируется п. 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 г. №-157 впервые разграничены полномочия (права, обязанности и ответственность) федеральных и региональных органов управления, определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и порядок ее осуществления российскими и иностранными экономическими субъектами. Следует выделить ст. 15 и 16 этого Закона, которые определяют количественные ограничения экспорта и импорта, порядок экспортного контроля внешнеторговой деятельности в отношении товаров двойного назначения, вооружений, военной техники, а также меры по соблюдению международных обязательств в этой сфере.

Основная цель данного Закона — обеспечить экономические интересы и экономический суверенитет России, создать условия для ее успешной интеграции с мировой экономикой. Закон дает четкие определения основных понятий, применяемых во внешнеторговой деятельности (товар, услуги, экспорт, импорт и др.). Следует отметить введение такого понятия, как "исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)". Ранее это понятие не находило широкого применения в законодательстве, регулирующем экспортно-импортные операции. Это особенно важно для высокотехнологичных предприятий оборонно-промышленного комплекса России, в том числе для разработчиков и производителей авиационной и ракетно-косметической техники, у которых сосредоточены результаты многолетней работы ведущих трудовых коллективов страны, но до последнего времени, как правило, не оформленные должным образом как нематериальные активы.

Развитию взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества между государствами-членами СНГ способствуют принятые ими Правила определения страны происхождения товаров (утверждены решением Совета глав Правительств СНГ от 30 ноября 2000 г.). Их конкретизация изложена в приказе ГТК РФ от 13 июня 2001 г. №556 "О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств-участников Соглашения о создании зоны свободой торговли". Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.

С 1 января 2010 г. правовыенормы установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) (принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17(в ред. Протокола от 16.04.2010))., Соглашением от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании", Протоколом от 12 декабря 2008 г. "О представлении тарифных льгот" и Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования. При этом установление, введение и применение НДС и акцизов по-прежнему будет регулироваться нормами Налогового кодекса РФ.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

Функции таможенного тарифа:

1. Протекционизм (регулирующая) - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции

2. Фискальная - пополнение госбюджета.

Регулирующая функция таможенных пошлин выполняет широкий спектр экономических мер от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Для общей характеристики и сопоставления таможенных тарифов используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного тарифа.

Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины.

Общая часть ТК ТС, посвященная таможенным платежам, включает 24 статьи, в которых содержатся более 20 отсылочных норм к национальному законодательству. Статья 70 ТК ТС устанавливает те же виды таможенных платежей, что содержались в ТК РФ.

ТК ТС к таможенным платежам относит:

1. ввозную таможенную пошлину;

2. вывозную таможенную пошлину;

3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;

4. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;

5. таможенные сборы.

При этом п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. По-иному определял таможенную пошлину Закон РФ "О таможенном тарифе": таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при привозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ.

Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

В России действуют:

Наши рекомендации