Охарактеризуйте учёт ремонта и модернизации основных средств.

Для успешного функционирования основных средств в течение установ­ленного срока эксплуатации их необходимо систематически ремонтировать. В зависимости от объема, характера и периодичности проведения работ различают текущий, средний и капитальный ремонт.

При текущем ремонте проводят работы по частичной замене деталей, мелкой починке отдельных частей, побелке и покраске стен, регулированию механизмов, устранению небольших повреждений. Текущий ремонт прово­дится регулярно в течение года по плану, разработанному на год, в пределах утвержденных смет.

При капитальном ремонте осуществляется разборка машин, агрегатов, замена и восстановление изношенных деталей и узлов, сборка, регулировка и испытание машин и механизмов и т.п. Капитальный ремонт проводится с пе­риодичностью более одного года и имеет наибольший объем, стоимость и сложность. На период проведения капитального ремонта основные средства, как правило, останавливаются.

При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемых машин, замена и восстановление отдельных изношенных деталей и узлов. По сложности и объему он близок к капитальному ремонту. Однако средний ре­монт нередко проводится с периодичностью менее одного года.

В зависимости от способа проведения ремонтных работ ремонт делится на:

- ремонт, выполненный подрядным способом – сторонней ремонтно-строительной организацией в соответствии с заключенным договором подряда. По окончании ремонта, выполненного подрядным способом, составляется «Акт приемки выполненных строительно-монтажных работ» (форма № КС-2) в двух экземплярах (для заказчика и подрядчика). В нем указывается наименование и инвентарный номер объекта основных средств, виды выполненных ремонтных работ, сметная и фактическая стоимость ремонта, сроки его проведения, результаты проведенных после ремонта испытаний машин и механизмов.

- ремонт, выполненный хозяйственным способом – силами и средствами самого организации. Работы по законченному ремонту, выполненному хозяйственным способом, принимает комиссии, которая составляет «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» (форма № ОС-3). Акт составляется в одном экземпляре, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В нем указывается наименование и инвентарный номер объекта основных средств, виды выполненных ремонтных работ, сметная и фактическая стоимость ремонта, сроки его проведения, результаты проведенных после ремонта испытаний машин и механизмов.

При хозяйственном способе выполнения работ в организации, как правило, создаются специализированные ремонтные бригады. В этом случае затраты, связанные с ремонтом, в течение месяца учитываются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» закрываем счетом 90,44,20,25,26

Аналитический учёт расходов на ремонт основных средств ведется в раз­резе отдельных объектов ремонта.

Документальное оформление и учёт модернизации основных средств

Одним из основных способов улучшения свойств основных средств явля­ется их модернизация. Под модернизацией понимается усовершенствование находящихся в эксплуатации машин и оборудования путем внесения в их кон­струкции изменений, повышающих производительность, технические и экономические показатели использования машин и оборудования. Модерниза­ция основных средств тесно связана с научно-техническим прогрессом, так как предусматривает внедрение передовой техники и технологий, механизмов и автоматизации производства. Модернизация бывает малой (частичной) и комплексной (модернизация комплекса средств труда).

При малой модернизации совершенствуются наиболее важные рабо­чие органы машин и оборудования. Малая модернизация нередко проводится в процессе капитального ремонта отдельных машин, оборудования и других основных средств и осуществляется за счет средств ремонтного фонда или издержек обращения. Затраты при малой мо­дернизации основных средств, как правило, не увеличивают их первоначаль­ную стоимость.

Комплексная модернизация средств труда проводится за счет источников собственных средств организации или кредитов банков. Затраты, связанные с проведением комплексной модернизации, учитываются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». По окончании работ они списываются на увеличение первоначальной стоимости модернизированного объекта при оформлении акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3).

37. Охарактеризуйте порядок проведения, документального оформления, выявления и отражения в учёте результатов инвентаризации основных средств.

Для обеспечения контроля сохранности и качественного состояния основных средств, уточнения данных учёта, периодически проводится их инвентаризация. Сроки проведения инвентаризации основных средств определяются руководителем организации, собственником имущества или уполномоченным им органом. Проведение инвентаризации обязательно при смене собственника, реорганизации или ликвидации субъекта хозяйствования, при смене материально ответственного лица, при составлении годового бухгалтерского отчета, но не ранее 1 октября отчетного года, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, порчи имущества, в случае пожара или стихийных бедствий, по решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на это органов.

Для проведения инвентаризации основных средств приказом (распоряжением) руководителя организации создается специальная комиссия, которая проверяет фактическое наличие основных средств в местах эксплуатации и хранения. До начала инвентаризации основных средств комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), описей, технических паспортов, документов на сданные и принятые в аренду основные средства. В случае выявления расхождений и неточностей в учётных регистрах или технической документации в них вносятся уточнения и исправления. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр всех объектов и заносит данные о них в инвентаризационную опись. Инвентаризационная опись составляется комиссией в одном экземпляре по каждому местонахождению имущества и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается членами комиссии, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию. При выявлении объектов, не принятых на учёт, комиссия включает в опись уточненную информацию. Оценка выявленных таким образом основных средств, производится с учётом рыночных цен на аналогичные предметы, а износ определяется по техническому состоянию объектов. Результаты проверки оформляются актами оценки неучтенных ценностей.

На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная запись с указанием времени их ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в негодность. Основные средства, не являющиеся собственностью данного организации, оформляются отдельными инвентаризационными описями.

В бухгалтерии организации фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учёта и при выявлении расхождений выводятся отклонения. На выявленные расхождения составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия изучает причины выявленных отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Результаты инвентаризации основных средств рассматриваются и утверждаются руководителем организации.

Выявленные в результате инвентаризации излишки основных средств приходуются как ранее неучтенные основные средства Недостача основных средств возмещается либо за счет виновных лиц, либо за счет организации.

Результаты инвентаризации отражаются в учётных регистрах в том месяце, в котором она была проведена.

+НМА

Наши рекомендации