Порядок закрепления тем и организация контроля за выполнением выпускной квалификационной работы.
Тема ВКР бакалавра формулируется таким образом, чтобы при ее защите, на заседании ГАК, члены комиссии смогли вынести однозначное суждение не только о возможности присуждения претенденту степени бакалавра, но и принять рекомендации о возможности и целесообразности продолжения обучения на следующей ступени образования.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) утверждается ежегодно. Студент имеет право выбрать одну из тем бакалаврских работ исходя из возможности и целесообразности ее выполнения.
Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно с учетом научных интересов, актуальности темы, ее практической значимости, наличия литературы и нормативного правового обеспечения.
Современная изученность темы или отдельной проблемы достигается на основе материалов периодической печати, нормативно-справочной литературы, научных статей и монографий.
При выборе темы необходимо учитывать также возможность получения требуемой исходной информации: если студент четко представляет, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то, при прочих равных условиях, именно это обстоятельство может предопределить выбор.
Выбор тем ВКР производится выпускниками не позднее первого месяца последнего года обучения.
В случае если исследовательские интересы выпускника находятся за пределами примерного перечня тем, но в плоскости другой проблематики соответствующей отрасли, он может самостоятельно сформулировать собственную тему бакалаврской работы, заблаговременно согласовав ее с научным руководителем и с заведующим выпускающей кафедры, с представлением необходимого обоснования целесообразности ее разработки не позднее первого месяца последнего года обучения.
При рассмотрении инициативной темы бакалаврской работы заведующий кафедрой имеет право ее аргументировано отклонить или отредактировать.
При выборе темы должны быть соблюдены следующие условия:
− не рекомендуется выбор одинаковой темы студентами одной учебной группы;
− если студенты предполагают писать выпускную работу по совпадающим (но не одинаковым) темам, то в наименование должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.
Закрепление тем и назначение руководителей выпускных квалификационных работ оформляется приказом ректора по представлению кафедры не позднее, чем за 6 недель до защиты.
Закрепление темы бакалаврской работы за студентом осуществляется на основании его личного заявления на имя заведующего кафедрой «Бухгалтерского учета, анализа и аудита». Образец заявления представлен в приложении 1.
Руководитель выдает студенту индивидуальное задание на подготовку ВКР, оказывает методическую помощь в постановке вопросов для разработки темы, рекомендует необходимую литературу для изучения и указывает материал для использования в расчетах. Форма задания приведена в приложении 3.
Разработка содержания задания на ВКР начинается с формулировки ее предварительной темы в 7 семестре или начале 8 семестра. Курсовые работы (проекты) в 7 или 8 семестрах служат для знакомства с темой и сбора материалов.
В целях подготовки студентами выпускной квалификационной работы в установленные сроки выпускающей кафедрой (для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» − это кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита) разрабатывается календарный график выполнения ВКР с указанием сроков ее начала и окончания, который доводится до сведения каждого выпускника (См. приложение 4).
Примерный график контроля за подготовкой и аттестации готовности выпускных квалификационных работ приведен в табл. 4.1.
Таблица 4.1
График подготовки выпускных квалификационных работ студентами по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
№№ п/п | Содержание задания по выполнению работы | Сроки выполнения |
1. | Определение целей и задач. Разработка плана выпускной квалификационной работы. | |
2. | Определение объема учетной информации для экономической характеристики хозяйствующего субъекта, финансового состояния, анализа хозяйственной деятельности. | |
3. | Подбор литературы и нормативных актов по теме. Подготовка обзора литературы по теме. Составление списка литературы. | |
4. | Разработка раздела по раскрытию теоретических и методологических аспектов организации учета, аудита, контроля, анализа (применительно к постановке темы). Раскрытие содержания положений нормативной базы, регулирующей учет по выбранной теме ВКР. | |
5. | Подготовка экономической характеристики организации или состояния и развития отрасли. Определение влияния организационно-правового статуса предприятия на организацию бухгалтерского учета. | |
6. | Подготовка раздела по организации бухгалтерского учета. | |
6.1. | Характеристика организации первичного, сводного, аналитического и синтетического учета по теме ВКР. | |
Продолжение табл. 4.1 | ||
6.2. | Критическая оценка состояния организации бухгалтерского учета применительно к теме работы. | |
6.3. | Определение направлений учетной политики и совершенствования учета, финансовой работы. Обоснование эффективности предлагаемых рекомендаций. | |
7. | Подготовка раздела по анализу (аудиту, контролю) по теме ВКР. | |
7.1. | Выполнение анализа производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Построение выводов и предложений по выявлению резервов повышения эффективности хозяйствующего субъекта. | |
7.2. | Характеристика и совершенствование организации аудита (контроля) по теме работы. | |
8. | Предоставление чернового варианта. | |
9. | Доработка и устранение недостатков. | |
10. | Подготовка таблиц, раздаточного материала, доклада для защиты. |
Общее руководство и контроль над своевременным выполнением выпускниками ВКР осуществляют деканы факультетов и их заместители.
Научное руководство осуществляется заведующим кафедрой и научными руководителями ВКР.
На проверку представленного варианта работы научному руководителю предоставляется 14 дней.
Целесообразно степень подготовки ВКР оценивать по следующим составным критериям:
1. Теоретические и методологические вопросы (аспекты) организации учета, аудита, контроля, аналитической работы.
2. Краткая экономическая характеристика предприятия (состояния отрасли).
3. Основная часть.
3.1. Организация бухгалтерского учета (аудита, внутрихозяйственного контроля).
3.2. Анализ производственной, хозяйственно-финансовой деятельности.
4. Выводы.
По результатам выполнения выпускной квалификационной работы и представления ее к защите научный руководитель готовит отзыв (См. приложение 5).
ВКР подлежат обязательному рецензированию. В рецензии делается вывод о возможности допуска ВКР к защите и указывается, какой, по мнению рецензента, оценки она заслуживает.
На основании результатов отзыва научного руководителя, рецензии, содержания и оформления работы заведующий кафедрой принимает решение о допуске работы к защите не позднее, чем за неделю до дня защиты.
Причинами принятия решения о недопуске к защите являются:
− грубые нарушения правил оформления работы;
− нарушение сроков представления работы;
− компилятивный характер работы, высокий процент заимствования. Максимально допустимый процент заимствования из внешних источников – 50%;
− использование в работе средств «защиты» от программы «Антиплагиат»;
− низкое качество ВКР, несоответствие ВКР теме, целям, задачам или утвержденному плану работы.
Студент, как исполнитель ВКР, несет полную ответственность за правильность выполненных расчетов и обоснованность выводов и принятых решений.
План выпускной квалификационной работы.
План выпускной квалификационной работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов, в названиях которых проявляется контекст темы выпускной квалификационной работы. Каждый раздел должен подразделяться на параграфы.
Студент разрабатывает план выпускной квалификационной работы самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода в соответствии с рекомендуемой структурой:
ВВЕДЕНИЕ
1 (полное название раздела)
2 (полное название раздела)
3 (полное название раздела)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На данном этапе подготовки выпускной квалификационной работы студент обращает внимание, прежде всего, на названия разделов выпускной квалификационной работы, их количество и список использованных источников и литературы. Формулируя названия разделов выпускной квалификационной работы в плане, следует проверить, насколько они соответствуют теме выпускной квалификационной работы. Традиционно каждый раздел содержит 2 – 3 параграфа. Что касается введения, заключения и приложений, то в плане они только обозначаются, поскольку работа по этим разделам выпускной квалификационной работы будет производиться позже.
План выпускной квалификационной работы рекомендуется согласовать с научным руководителем. После согласования плана выпускной квалификационной работы научный руководитель выдает студенту задание. Календарные сроки выполнения задания на выпускную квалификационную работу показываются на обороте указанного задания.
В процессе выполнения задания план работы может уточняться. Это означает, что отдельные разделы и параграфы могут расширяться, вводиться новые параграфы за счет получения дополнительной информации, представляющей для студента интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться или вообще не разрабатываться.
Выполнение задания осуществляется под непосредственным контролем со стороны научного руководителя работы.
Требования к руководителям и консультантам ВКР, их права и обязанности.
Непосредственное руководство ВКР бакалавра осуществляется научным руководителем ВКР, назначенным приказом ректора. В случае выполнения работы вне института, кафедра может назначить студенту консультанта, который будет контролировать процесс разработки и отслеживать соответствие темы направлению обучения, и требований по ее содержанию и оформлению.
Научный руководитель ВКР выполняет следующие виды работ:
– составляет задание на выполнение ВКР;
– проводит систематические, предусмотренные расписанием, консультации: по подбору литературы; справочных, статистических и архивных материалов; фактического материала и других источников по теме бакалаврской работы, по ее содержанию и оформлению; по корректировке ее отдельных частей;
– оказывает помощь в выборе методики проведения исследования, в сборе дополнительной информации;
– осуществляет контроль выполнения бакалаврской работы, в соответствии с разработанным календарным графиком вплоть до ее защиты;
– информирует кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика;
– оценивает качество выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; по завершении работы составляет отзыв руководителя;
– определяет готовность выпускника к защите бакалаврской работы.
Научный руководитель несет ответственность за технически грамотное составление задания на выполнение ВКР.
Ответственность за содержание бакалаврской работы (текстовой части и иллюстрационно-графического материала), ее оформление, полноту освещенности вопросов, подлежащих разработке, несет студент.
Требования, предъявляемые к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы.
Разработка ВКР должна вестись в соответствии с требованиями к исходным материалам, содержанию, структуре и оформлению.
Выпускная квалификационная работа бакалавра может строиться на основе ранее проведенных выпускниками исследований: курсовых проектов или подборки из курсовых работ.
Содержание ВКР студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» квалификации (степени) «бакалавр», как уже отмечалось выше в параграфе 4.4, предусматривает: введение, основную часть (традиционно состоящую из 3-х глав (разделов)), заключение, список использованных источников и литературы, приложения (й).
Общий объем работы должен быть не более 50 – 60 страниц машинописного текста, не включая приложений.
Выпускная квалификационная работа выполняется на основе обобщения показателей годовой бухгалтерской и статистической отчетности, примеров производственной деятельности предприятий и организаций, исходящих из первичных, накопительных документов, учетных регистров.
Выпускная квалификационная работа начинается с титульного листа – это ее 1-ая страница (образец титульного листа приведен в приложении 2). Номер на странице не ставится.
Следующей страницей ВКР является содержание (оглавление). Номер страницы также не ставится.
Введениебакалаврской работы должно содержать обоснование выбора темы, ее актуальность и ее значимость исходя из принятых нормативных актов (кодексов, законов, постановлений Правительства РФ и т.д.), регулирующих экономические взаимоотношения и определяющих учетную, финансовую и налоговую политику, а также вопросы организации аудита и контроля.
Во введении должны быть поставлены цель и задачи выпускной квалификационной работы, указаны теоретическая и методическая основа, степень разработанности темы, круг рассматриваемых проблем, а также предмет и объект исследования (например, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.п.), на материалах которого выполняется работа. Задачи бакалаврской работы определяют ее содержание.
Объекты исследования могут быть расширены, поскольку выпускник должен быть подготовлен к работе в разных сферах деятельности, в том числе в сферах коммерческой предпринимательской деятельности, в бюджетных учреждениях, организациях и научно-производственных объединениях.
Рассматривая теоретическую и методическую основу и степень разработанности темы желательно привести основных отечественных и зарубежных ученых и специалистов, чьи труды составляют научную базу исследования выбранной темы ВКР.
Выполнение задач, поставленных для решения в ходе выполнения ВКР, должно достигаться на основе применения методов научных исследований, которые также должны быть указаны во введении.
Основные методы, применяемые в исследовательской работе: монографический, исторический, статистико-экономический, экспериментальный, расчетно-конструктивный, балансовый и экономико-математический, а также элементы метода бухгалтерского учета.
Методы НИР должны быть освоены студентом на протяжении всего периода обучения.
Объем введения бакалаврской работы – 1 − 2 страницы.
Основная часть бакалаврской работысодержит, как правило, три главы.
Каждая глава состоит из трех и более параграфов. Название главы не должно повторять название темы, а название параграфов − названия глав.
В первой главеВКР рассматриваются теоретические и методологические аспекты организации учета, аудита, контроля, анализа, раскрывается содержание положений нормативной базы, регулирующей учет по выбранной теме работы.
Теоретические и методологические аспекты темы излагаются на основе изучения теории, обзора литературы, нормативной базы и предполагают, что выпускник обязан определить вопросы, требующие улучшения разработки теории, увязки ее с практикой, конкретными условиями работы предприятий и организаций в современных экономических условиях.
В этой главе студент должен продемонстрировать знания теоретических основ исследуемой темы. Здесь рассматриваются экономическая природа, сущность, функции и роль анализируемого явления, современное состояние теории проблемы, классификация (если изучаемый объект сложен по структуре), оценка и пр.
Рекомендуется привести различные точки зрения на исследуемый объект. Теоретические исследования можно проиллюстрировать цифровыми данными (целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики).
В этот раздел ВКР включают вопросы:
1. Сущность и понятия экономических категорий, относящихся к теме.
2. Задачи учета, аудита, контроля, анализа, общие принципы их организации. Систематизация учетных показателей. Система показателей, используемых в анализе, внутрихозяйственном аудите.
3. Оценка имущества, хозяйственных операций, статей баланса.
Кроме того, в первой главе должна быть рассмотрена действующая на момент написания работы система законодательного и нормативного регулирования по изучаемым вопросам учета, анализа и аудита предмета исследования.
Каждый приведенный в работе документ необходимо кратко охарактеризовать и увязать с исследуемым участком учета, анализа и аудита.
Проявление противоречий в практике и теории учета позволяет определить пути их устранения. В некоторых случаях решение их требует разработки мероприятий по совершенствованию практики учета, а иногда теоретического обоснования.
Также в теоретической главе выпускной квалификационной работы может быть рассмотрен зарубежный опыт учета исследуемого объекта, проведено сравнение отечественных и международных стандартов финансового учета и отчетности в отношении объекта исследования.
Рекомендуется рассмотреть существующие в отечественной практике проблемы ведения учёта и составления отчётности, взаимодействие различных видов учёта (финансового, налогового, управленческого и др.).
При разработке раздела по рассмотрению теоретических и методологических аспектов организации учета, аудита, контроля, анализа (применительно к постановке темы) производится обзор литературы на основе изучения отдельных монографий, учебных пособий, статей научно-технических журналов, законодательных актов.
Содержание вопросов должно определять общую направленность квалификационной работы:
− обзору подвергаются только монографии и статьи, имеющие отношение к теме;
− к обзору привлекаются источники, имеющие значение для разработки темы или основных ее вопросов;
− в обзор включают только тот текст из прочитанного источника, который обосновывает и подтверждает собственную точку зрения или является примером неправильного принятия решений, методических приемов в практике организации бухгалтерского учета, финансовой и аналитической работы специалиста;
− обзор литературы следует строить примерно в той же последовательности, в которой поставлены вопросы основной части выпускной квалификационной работы.
Например:
− обзор литературы по обоснованию экономического содержания объекта бухгалтерского учета и аудита;
− обзор литературы по организации первичного учета;
− обзор литературы по построению аналитического и синтетического учета;
− обзор литературы по методике исчисления себестоимости продукции, работ и услуг;
− обзор предложений специалистов и научных работников данной отрасли знаний по совершенствованию организации учета, аудита или аналитической работы.
Целесообразно в обзоре литературы обобщать различные точки зрения авторов по одному и тому же вопросу.
Для усиления отдельных положений разрешается дословное приведение текста из литературного источника с обязательной ссылкой на него.
Вывод, сделанный из обзора литературы и прочих источников, должен дать краткий анализ сложившейся системы знаний по теме, содержать собственное отношение автора к решению изучаемой проблемы.
При этом должны быть определены недостатки и преимущества предложений по их применению в практической профессиональной деятельности. Иногда студенту удается достигнуть решения поставленных проблем в теоретическом плане.
Примерный перечень вопросов, раскрывающих теоретическое и методическое обоснование, экономическое содержание объекта бухгалтерского учета, аудита и контроля, финансовой и аналитической работы представлен в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Примерный перечень вопросов.
Темы ВКР | Постановка вопросов к разделу |
Организация бухгалтерского учета. | 1. Общие принципы организации бухгалтерского учета. 1.1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета. 1.2. Использование положения о бухгалтерском учете и отчетности для выбора формы и методов бухгалтерского учета. (Прогрессивные формы и методы бухгалтерского учета). 1.3. Влияние производственных факторов на организацию бухгалтерского учета. 2. Многоуровневая система документов, регулирующих и регламентирующих организацию бухгалтерского учета. 2.1. Законодательные акты. 2.2. Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. 2.3. Инструкции, положения и указания, рекомендации. |
Организация учета и его роль в информационном обеспечении системы управления производством. | 1. Теоретические и методологические основы организации первичного учета. 1.1. Понятие первичного учета и его функции. 1.2. Значение первичного учета для единой системы хозяйственного учета. (Взаимосвязь с каждым видом учета). 1.3. Документ и документирование как составные элементы учетного процесса. |
Организация управленческого финансового учета. | 1.Теоретические и методологические основы формирования системы бухгалтерского учета. 1.1. Принципы формирования учетной информации в управленческом и финансовом учете. 1.2. Содержание управленческого учета. 1.3. Содержание финансового учета. 1.4.Система документов, регулирующих и регламентирующих учет. |
Учет денежных средств. | 1. Теоретические и методологические основы денежных средств. 1.1. Экономическое значение денег для организации кругооборота средств (функции денег). 1.2. Порядок ведения кассовых операций. 1.3.Безналичные формы расчетов. 1.4. Оценка операций в иностранной валюте. |
Учет заемных средств. | 1. Экономическое содержание банковских кредитов и займов. 1.1. Содержание операций по привлечению кредитов банка. 1.2. Содержание операций по привлечению займов. 1.3. Задачи и объекты учета заемных средств. |
Продолжение табл. 4.2 | |
Учет готовой продукции, производственных запасов. | 1. Теоретические и методологические вопросы учета материальных оборотных средств. 1.1. Классификация товарно-материальных ценностей (готовой продукции) и ее влияние на организацию складского учета. 1.2. Учетная политика предприятия в выборе метода оценки товарно-материальных ценностей. 1.3. Порядок изменения оценки материальных ценностей. |
Учет долгосрочных финансовых вложений. | 1. Экономическое содержание долгосрочных инвестиций. 1.1. Состав долгосрочных инвестиций. 1.2. Определение договорной стоимости объектов строительства. Оценка инвентарных объектов. 1.3. Задачи учета. |
Учет труда и его оплаты. | 1. Теоретические и методологические основы учета труда и его оплаты. 1.1. Система и формы оплаты труда. 1.2. Формирование фонда оплаты труда и потребления. 1.3. Признаки группировки оплаты труда в аналитическом учете. |
Учет затрат и методика их включения в себестоимость продукции. | 1. Экономическое содержание издержек производства и общие принципы их учета. 1.1. Состав издержек производства и их экономическая сущность. 1.2. Классификация затрат и способы их включения в себестоимость продукции. 1.3. Влияние технологических процессов на организацию учета затрат. |
Учет затрат и методика исчисления себестоимости продукции. | 1. Себестоимость как экономическая категория продукции. 1.1. Себестоимость как форма денежного выражения издержек производства. 1.2. Основные принципы классификации затрат и практика их формирования. 1.3. Принципы учета затрат и исчисления себестоимости продукции. |
Учет затрат и выхода продукции основных и промышленных производств. | 1. Методологические основы и задачи бухгалтерского учета в производствах. 1.1. Общие принципы и объекты бухгалтерского учета затрат. 1.2. Статьи учета затрат. 1.3. Оценка статей затрат. |
Учет продаж. | 1. Экономическое содержание процесса продаж. 1.1. Содержание хозяйственных операций по продажам. 1.2. Экономические условия продаж продукции. 1.3. Содержание финансового результата от продажи продукции (работ и услуг). |
Учет основных средств. | 1. Экономическое содержание и классификация основных средств. 1.1. Определение инвентарного объекта и задачи учета основных средств. 1.2. Методы оценки основных средств. 1.3. Состав и классификация основных средств и их значение для организации учета. |
Продолжение табл. 4.2 | |
Учет и методика распределения расходов по организации производства и управлению | 1. Экономическое содержание расходов по организации производства и управлению. 1.1. Состав расходов по организации производства. 1.2. Состав общехозяйственных расходов. 1.3. Методика включения расходов в себестоимость продукции. |
Учет использования прибыли и финансовых вложений. | 1.Экономическое содержание финансовых результатов. 1.1. Финансовый результат и балансовая прибыль. 1.2. Порядок распределения прибыли предприятия. 1.3. Состав и источники долгосрочных финансовых вложений. |
Учет фондов и резервов. | 1.Экономическое содержание фондов и резервов. 1.1. Понятие о фондах и резервах. 1.2. Порядок образования и использования фондов и резервов. |
Закрытие операционных счетов. | 1. Теоретические и методологические основы закрытия счетов бухгалтерского учета. 1.1. Понятие о закрытии счетов бухгалтерского учета. Способы закрытия счетов. 1.2. Последовательность закрытия счетов бухгалтерского учета. |
Бухгалтерская отчетность и ее использование в аналитической работе. | 1. Бухгалтерская отчетность и ее значение для пользователей учетной информации. 1.1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности. 1.2. Правила оценки статей отчетности. 1.3. Значение бухгалтерской отчетности. 1.4. Международные стандарты по учету и отчетности. 1.5. Первичные документы – основа составления отчетности. |
Раздел ВКР «Теоретические и методологические основы учета…» целесообразно завершить нормативными материалами, регулирующими учет по выбранной теме работы. Данный подраздел можно обозначить – «Нормативные акты, регулирующие учет по теме выпускной квалификационной работы».
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России предусматривает документы четырех уровней, которые следует указывать в списке использованных источников:
1. Кодексы, законы и нормативные акты Правительства РФ.
2. Положения по бухгалтерскому учету.
3. Методологические указания и рекомендации отраслевых министерств и ведомств.
4. Внутренние нормативные акты организации (положение об учетной политике и др.).
При изложении этого раздела следует руководствоваться текстовым содержанием отдельных пунктов (статей) законов, положений и рекомендаций, имеющих отношение к теме работы.
Закон рассматривается как нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, и обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.).
Вопросы правового обеспечения ставятся к каждой теме ВКР и предусматривают своей целью:
− определить нормативную базу, регулирующую отношение к собственности, для различных форм собственности, для различных форм внутрихозяйственных отношений по вопросам использования продукции, работ и услуг; аренды основных производственных фондов и земли;
− дать характеристику применению действующего законодательства для образования различных формирований; для определения порядка распределения прибыли; для пополнения источников формирования капитала и создания резервов;
− определить нормативную базу, регулирующую списание или возмещение недостач и потерь от порчи ценностей, брака в производстве.
Примерный перечень вопросов, позволяющих определить принадлежность вопросов правового обеспечения деятельности предприятий.
1. Правила ведения кассовых операций.
2. Нормативные акты, регулирующие учет денежных средств.
3. Правовое регулирование расчетных и кредитных отношений.
4. Нормативные акты, регулирующие учет расчетов с персоналом по оплате труда.
5. Нормативные акты, регулирующие учет основных средств (нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности, вложений во внеоборотные активы).
6. Правовые документы, регулирующие образование и использование производственных запасов, готовой продукции.
7. Правовое регулирование взаимоотношений по имущественному и личному страхованию.
8. Нормативные акты, регулирующие учет расчетов по налогам и сборам.
9. Нормативные акты, регулирующие учет расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами.
10. Правовое обеспечение сохранности и использования товарно-материальных ценностей.
11. Правовые документы, регулирующие условия аренды основных средств.
12. Правовые документы, регулирующие формирование и пополнение капитала предприятия и финансовых резервов.
Постановка вопросов к теме должна обеспечивать взаимосвязь нормативной базы с результатами хозяйственной и финансовой деятельности.
Теоретическая часть может занимать примерно 30% объема работы.
Исследование теоретических вопросов первой главы должно служить основой для разработки практических вопросов в последующих главах. В первой главе целесообразно затрагивать дискуссионные вопросы, не ограничиваясь простым пересказом существующих направлений и точек зрения. Следует творчески осмыслить теоретический материал и обосновать собственную позицию необходимой аргументацией.
Во второй главе ВКР дается характеристика организации (отрасли) (на материалах которой выполняется работа), а именно ее организационно-экономическая характеристика хозяйства (краткая экономическая и правовая характеристика организации (отрасли)), характеристика ведения бухгалтерского учета (аналитической работы, контроля) в данной организации (отрасли), а также анализ финансового состояния организации (отрасли), анализ (аудит, контроль) производственно-финансовой деятельности организации (отрасли) в целом или отдельных ее подразделений.
При этом указываются точное наименование и юридический адрес организации; ее организационно-правовая форма и краткая история развития; цель и основные виды деятельности; организационно-управленческая структура и ее краткая характеристика.
Необходимо провести анализ основных экономических и финансовых показателей деятельности организации. Расчёты должны сопровождаться подробными выводами, оценивающими динамику показателей и их соответствие рекомендуемым значениям.
Анализ должен сопровождаться построением таблиц, диаграмм, схем, графиков, рисунков и т.п., на основе которых должны быть сделаны выводы.
По вопросам «Организационно-экономическая характеристика организации (отрасли)» или «Краткая экономическая характеристика организации (отрасли)» табличный материал и содержание подаются по следующей примерной схеме:
1. Характеристика организационно-правового статуса организации (отрасли) и его влияние на ведение бухгалтерского учета.
2. Природные условия производства, специализация и размер организации, обеспеченность производственными фондами и трудовыми ресурсами, показатели производства и реализации продукции.
3. Оценка финансового состояния организации (отрасли).
4. Оценка организации ведения бухгалтерского учета и учетной политики.
Перечень подвопросов можно не приводить, но порядок изложения характеристики следует соблюдать.
Целесообразно постановку подвопросов к данному разделу предусматривать применительно к теме, указывая отраслевую направленность.
Также целесообразно характеристику объекта исследования приводить на основе аналитических показателей для экспресс-анализа.
Пример перечня экономических показателей экспресс-анализа и содержания вопросов, относящихся к главе (разделу) 2. «Организационно-экономическая характеристика организации (отрасли)».
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.1. Оценка экономического потенциала.
2.1.1. Наличие трудовых ресурсов и показатели обеспеченности рабочей силой.
2.1.2. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. Коэффициент износа. Общая сумма хозяйственных средств.
2.1.3. Показатели фондовооруженности и фондообеспеченности.
2.2. Оценка финансового положения (величина собственных средств и их доля в общей сумме источников, обеспеченность предприятия оборотными средствами, доля собственных оборотных средств в общей сумме, доля долгосрочных займов в общей сумме источников, коэффициент покрытия запасов, оценка финансовой устойчивости).
2.3. Анализ и результативность финансово-хозяйственной деятельности.
2.3.1. Оценка рентабельности основной деятельности, окупаемых затрат.
2.3.2. Сравнительная оценка динамичности развития. Сравнительные темпы роста, прибыли, выручки, авансированного контроля, оборачиваемость активов (оборотных средств).
2.3.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала, рентабельность авансированного и собственного капитала. Оценка деловой активности.
Показатели экспресс-анализа могут быть взяты для экономической характеристики реформированной или подлежащей реформированию организации с использованием отчетных данных за небольшой промежуток времени с указанием промежуточных интервалов во времени (кварталам года).
В отдельном параграфе данного раздела ВКР можно раскрыть вопрос «Организация бухгалтерского учета и учетная политика организации», так как включение его в содержание позволит осуществить переход изложения теории и методологии к освещению практического опыта.
В этой связи следует осветить вопросы:
− организационное построение бухгалтерской службы, распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;
− форма бухгалтерского учета и степень его автоматизации;
− ведение первичного учета и документооборота (в качестве приложения рекомендуется привести график (фрагмент графика) документооборота организации);
− порядок проведения инвентаризации;
− учетная политика организации и рабочий план счетов (в качестве приложения рекомендуется привести действующий приказ об учетной политике организации);
− отчетность организации и порядок ее представления, технология бух