Раздел 1. розничная торговля
Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости. Применение данного варианта оценки вызвано тем, что в небольших магазинах при продаже товаров покупателям не выписывают никаких документов, а выдают кассовый чек, на котором во многих магазинах печатается только продажная цена товара без указания его наименования. В связи с этим главной причиной применения продажных цен в качестве учетных является применение стоимостной схемы учета товаров.
Следует отметить, что в розничной торговле натурально-стоимостная схема учета может быть использована, как правило, в организациях, имеющих соответствующие средства вычислительной техники.
В настоящее время большинство производителей наносят на упаковку товаров или на сам товар штриховые коды, содержащие необходимую информацию (наименование товаров, их отличительные признаки и т.п.) для идентификации товаров. При отсутствии на поступившем товаре штрихового кода его наносят работники магазина. В этом случае при поступлении и продаже товаров информация о них (в том числе покупная и продажная цены) вводится в базу данных при помощи считывающего устройства, и только так обеспечивается использование натурально-стоимостной схемы учета.
При ведении учета товаров по продажным ценам возникает необходимость отдельного учета торговой наценки.
Торговой наценкой называется разность между продажной ценой товаров и стоимостью их приобретения. Размер торговой наценки устанавливается организациями, как правило, самостоятельно. Исключением являются некоторые товары (например, для продуктов детского питания, некоторых медицинских товаров, продукции собственного производства на предприятиях общественного питания при учебных заведениях и др. органы местной власти имеют право регулировать размер торговой наценки по которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239). При установлении размера наценки необходимо учитывать, что за ее счет надо покрыть расходы, связанные с продажей, расходы по уплате НДС и обеспечить получение определенной прибыли.
Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, предназначен счет 41 «Товары».
К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:
41-1 – «Товары на складах»
41-2 – «Товары в розничной торговле»
41-3 – «Тара под товаром и порожняя»
Для учета торговой наценки предусмотрен счет 42 «Торговая наценка». Счет 42 является регулирующим к счету 41 «Товары».
Для учета товаров, не принадлежащих организации на праве собственности, используются забалансовые счета:
· счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Организации-покупатели учитывают на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ценности, принятые на хранение, в случаях: получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты; получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам. Организации-поставщики учитывают на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или в счетах платежных требованиях. Аналитический учет по счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.
· счет 004 «Товары, принятые на комиссию» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором. Этот счет используется организациями-комиссионерами. Товары, принятые на комиссию, учитываются на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах. Аналитический учет по счету 004 «Товары, принятые на комиссию» ведется по видам товаров и организациям (лицам) - комитентам.
Расходы на продажу (заработная плата работников, страховые взносы, аренда помещений, коммунальные платежи, транспортно-заготовительные расходы и прочие) отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Экономические элементы расходов на продажу определена ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (в ред. От 30.12.99 № 107н и от 30.03.2001 № 27н). Текущие расходы на продажу в конце месяца списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Особое место в бухгалтерском учете торговых предприятий занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Порядок учета транспортных расходов торговое предприятие должно отразить в приказе об Учетной политике. При этом могут иметь место следующие записи на счетах бухгалтерского учета (табл. 1):
Таблица 1
Типовая корреспонденция учета транспортных расходов
торгового предприятия
№ п/п | Хозяйственная операция | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
1. | Отражена стоимость услуг по доставке товаров (без НДС) (при включении транспортных расходов в фактическую себестоимость товаров) | «Товары» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
2. | Отражена сумма НДС | 19 «НДС по приобретенным ценностям» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
3. | Отражена стоимость услуг по доставке товаров (без НДС) (при отнесении транспортных расходов в расходы на продажу) | 44 «Расходы на продажу» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
4. | Отражена сумма НДС | 19 «НДС по приобретенным ценностям» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Транспортно-заготовительные расходы, включенные в состав расходов на продажу, полностью списываются на реализованные товары, либо распределяются между проданными и непроданными товарами.