Формирование учетной политики организации.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризация, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации:

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

35. Нормативная база, регулирующая бухгалтерский учет организации.

1-ый уровень - законодательный

определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Законы, указы Президента, постановления:

1. закон "О бухгалтерском учете";

2. закон "О банках и банковской деятельности";

3. закон "О негосударственных пенсионных фондах";

4. закон "Об акционерных обществах" и др.

2-ой уровень – нормативный устанавливает базовые правила формирования полной и достоверной информации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представления информации в бухгалтерской отчетности документы, разрабатываемые Минфином РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3-ий уровень - методический

документы этого уровня носят рекомендательный характер, в них изложены методические указания, разъяснения по вопросам постановки бухгалтерского учета

инструкции, методические указания, разрабатываемые Минфином РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета:

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;

2. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций;

3. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций и др.

4-ый уровень - организационный

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику:

1. рабочие документы, формирующие учетную политику организации,

2. положения и инструкции для системы внутреннего регулирования хозяйственной

деятельности организации

утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации

36. Предмет и методы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет расходов и доходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Основные задачи бухгалтерского учета:

· Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и т.д.

· Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

· Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Пользователи бухгалтерской информации:

· Администрация организации – это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Это одни из основных пользователей бухгалтерской информации, состав которой для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых им, и его должности. Основные критерии при определении состава информации: соответствие функциям работника; стоимость информации; необходимость соблюдения коммерческой тайны.

· Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом – это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. На основании данных отчетности они делают выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности организации.

· Сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом – это налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профсоюзов, научные консультанты, покупатели). Налоговые органы и казначейство имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты налогов на прибыль, налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов. Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает вся хозяйственная деятельность предприятия. В боле конкретном виде он состоит из многочисленных разнообразных объектов этой хозяйственной деятельности, которые можно объединить в две группы:

· Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия (хозяйственные средства и их источники)

Имущество (хозяйственные средства) составляют: внеоборотные активы (основные средства) и оборотные активы (оборотные средства). Все виды хозяйственных средств предприятия составляют актив баланса.

· Объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия (хозяйственные процессы и их результаты). Уставный капитал, Прибыль, Добавочный капитал, резервный капитал. Источниками заемных средств – кредиты банка, заемные средства, расчеты и прочая кредиторская задолженность.

Все рассмотренные источники хозяйственных средств составляют пассив баланса.

Хозяйственные процессы деятельности предприятия делятся на группы:

· Заготовление – приобретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд.

· Производство – выполняется основная задача предприятия: изготовляется продукции, оказываются услуги, выполняется работа;

· Реализация – осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на расчетный счет предприятия или возникает дебиторская задолженность.

В результате учета процесса заготовления и производства путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а в учете процесса реализации – прибыль или убытки. Отсюда вытекает, что главными задачами бухгалтерского учета являются:

· Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами.

· Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и банковскими организациями.

· Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.

Вышеуказанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета.

Он включает отдельные элементы, из которых главными являются:

· Документация - все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение перечных документов до сдачи их в архив

· Инвентаризация - средство контроля за сохранностью имущества предприятия; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств

· Оценка (денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов) и калькуляция (служит основой для определения себестоимости единицы продукции (работ), а также для определения средних издержек производства; включает как прямые (прямо относимые), так и косвенные расходы (имеющие отношение ко всему производству и не связанные непосредственно с изготовлением конкретной продукции)

· Применение счетов - счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и их источников; делятся на активные и пассивные счета в соответствии с делением баланса на актив и пассив

· Использование двойной записи - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета и в кредит другого

· Баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении

· Отчетность - система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату, финансовые результаты деятельности организации за отчетный период

Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработках и утвержденных в установленном законодательством порядке.

Наши рекомендации