Нормативное регулирование формирования упрощенной бухгалтерской отчетности малого предприятия
Порядок формирования и представления отчетности для малого предприятия совпадает с порядком предоставления отчётности любого другого предприятия. Для отчётности малых организаций точно так же есть определённые требования по составлению, а срок её подачи не превышает 90 дней после истечения отчётного периода.
Сдача бухгалтерского и налогового отчёта малых предприятий представляет интерес для различных лиц и государственных структур. Для налоговой инспекции бухгалтерская отчётность на малом предприятии — способ исчисления налога, которым облагается предприятие, а для прочих лиц, среди которых акционеры, собственники, учредители и коммерческие партнёры — это способ получить полную, достоверную и объективную информацию о финансовом положении предприятия.
Федеральный Закон № 402-ФЗ требует, чтобы бухгалтерская (финансовая) отчетность давала достоверное представление о:
· финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
· финансовом результате его деятельности;
· движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой: Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII); Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
С вступлением в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» состав годовой бухгалтерской отчетности не изменился. Но изменилось название отчета о прибылях и убытках: теперь он будет называться отчетом о финансовых результатах.
Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о финансовых результатах кроме чистой прибыли (убытка) предприятия содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.
Малые предприятия могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.
Рассмотрим критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства. Они прописаны в ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
1) Состав участников. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов).
2) Численность. Средняя численность работников (в т. ч. работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени) в предшествующий год должна быть не более 100 человек.
3) Выручка. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не может превышать 400 млн. руб.
Вновь созданные организации могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели за период, прошедший со дня регистрации, не превышают вышеуказанных предельных значений. Они вправе не представлять приложения и пояснения к бухгалтерской отчетности. Например, решение вопроса о включении отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Составление бухгалтерской отчетности предприятия невозможно ез понимания системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая состоит из 4 уровней:
1) законодательный уровень - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
2) нормативный уровень - положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
3) методический уровень - методические указания и рекомендации, а также письма Министерства финансов России;
4) организационно-распорядительный уровень - учетная политика.
Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах:
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ — в рублях;
- имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юридических лиц, находящегося у данной организации;
- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;
- организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;
- при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
- в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Для малых предприятий в области бухгалтерского учета обязательным является применение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. В статье 7 данного закона в отношении субъектов малого бизнеса указано, что руководитель малого предприятия имеет право самостоятельно вести бухгалтерский учет в организации. Кроме того, субъекты малого бизнеса имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, а также составлять в упрощенной форме бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
На нормативном уровне регулирование бухгалтерского учета малых предприятий осуществляется посредством положений по бухгалтерскому учету (в настоящее время их 24). В Федеральном законе “О бухгалтерском учете” используется понятие “стандарт бухгалтерского учета”, под которым понимается документ, который устанавливает минимальные требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы его ведения. Кроме того, в федеральном законе вводится понятие “международный стандарт”, применение которого является обычаем делового оборота на международной экономической арене.
Такие нововведения Федерального закона 402-ФЗ свидетельствуют о необходимости существенного изменения действующих положений по бухгалтерскому учету применительно к специфике деятельности малых предприятий, либо они свидетельствуют о том, что решение проблем будет предпринято посредством создания отдельного стандарта для субъектов малого предпринимательства.
Годовая бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства должна быть представлена:
· в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет, в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 6.1, п. 1 ст. 23 НК РФ);
· в орган государственной статистики по месту регистрации в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Представлять промежуточную, квартальную бухгалтерскую отчетность, начиная с 2013 года, не нужно (п. 1 ст. 23 НК РФ в ред. закона № 97-ФЗ от 29.06.2012).
Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации с указанием даты подписания. Это может сделать единолично руководитель или другое уполномоченное лицо.