УП организации, ее значение и основные элементы
Под УП орг-и понимается принятая ею сов-ть способов ведения БУ - первичного набл-я, стоим-ого измерения, текущей груп-ки и итогового обобщ-я фактов хоз. дея-ти.
К способам ведения БУ отн-ся способы груп-ки и оценки фактов хоз. дея-ти, погашения ст-ти активов, орг-и документооборота, инвен-и, применения счетов БУ, орг-и регистров БУ, обработки инфо.
При форм-и УП орг-и по конкрет. вопросу орг-и и ведения БУ осущ-ся выбор одного способа из нескольких. Если по конкрет. вопросу в норм. док-х не установлены способы ведения БУ, то при форм-и УП осущ-ся разработка орг-ей соответ-го способа исходя из ПБУ 1/2008, а также МСФО.
По закону «О БУ» орг-и форм-ют УП исходя из своей стр-ры, отрасли и др.особ-ей дея-ти. Требования к УП:
• полноты отр-я в БУ всех фактов хоз. деятельности (полноты);
• своевременности отражения фактов хоз. дея-ти в БУ и БО (своевр-ть);
• большей гот-ти к признанию в БУ расх-в и об-в, чем возм.дох-в и акт-в, не создавая скрыт.рез-в (треб-е осмотр-ти);
• отражения в БУ фактов хоз.дея-ти исходя не столько из правовой формы, сколько из экон. сод-я фактов и условий хоз-ния (приоритет содержания перед формой);
• тож-ва дан-х ан.учета оборотам и остаткам по счетам син.учета на пос.кал.день кажд.месяца (треб-е непротивореч-ти);
• рац-ти ведение БУ исходя из условий хоз. дея-ти и величины орг-и (требование рациональности).
УП форм-ся на основании следующих основных допущений.
1. Имущ. обособ-ть орг-и, т.е. им-во, являющееся собст-тью орг-и, учитывается обособленно от им-ва др. юрлиц, находящегося у данной орг-и.
2. Послед-ть применения УП — выбранная УП применяется послед-но, от одного отч. года к другому. Однако при внесении кардин. изм-й в норм. акты по БУ УП может быть изменена или дополнена.
3. Непрер-ть дея-ти орг-и, т.е. у орг-и отсут-ют намерения и необх-ть ликв-и, и она будет продолжать свою дея-ть.
4. Временная опред-ть фактов хоз. дея-ти. Факты хоз.дея-ти орг-и отн-ся к тому отч. периоду, в кот. они имели место, независимо от момента их оплаты и времени поступления.
Способы ведения БУ, избранные орг-ей при форм-и УП, применяются с 1 января года, следующего за годом утв-я соответ. орг-распоряд. док-та. При этом они применяются всеми филиалами, представ-ми и иными подразд-ми орг-и независимо от их места нахождения. УП орг-и форм-ся гл.бухом или иным лицом, на кот. возл-но вед-е БУ, и утв-ся рук-лем орг-и.
Изм-е УП может производиться в случае: 1) изм-я зак-ва РФ или норм.актов по БУ;2) разработки орг-ей нов.способов ведения БУ;3) сущ. изм-я усл-й дея-ти, кот. м. б. связано с реорг-ей, сменой собс-ка, изм-ем видов дея-ти.
Изм-е УП должно быть обоснованным и оформляться соответ. орг-распоряд. докум-ей (приказом, распоряжением). Изм-е должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утв-я соответ. документом. Изм-я УП, оказавшие или способные оказать сущ. влияние на фин. положение, дв-е ден. ср-в или фин. рез-ты дея-ти орг-и должны быть раскрыты в БО. Инфо о них должна включать причину изм-я УП; оценку послед-й изм-й в ден. выражении, указание на то, что включенные в БО данные скоррек-ны.
В составе УП можно выделить 2 основ. напр-я: орган-ное и метод-кое.
К организационным положениям относятся:
• раб. план счетов БУ, сод-щий син. и ан.счета, необх-е для вед-я БУ в соот-и с треб-ми своевр-ти и пол-ы БУ и от-ти;
• формы пер.уч.док-в,прим-ых для офор-я фактов хоз.дея-ти, по к-рым нет форм пер.уч.док-в, и формы для внут. БО;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации (сроки, кол-во);
• порядок контроля за хозяйственными операциями;
• орг-я бух.службы: спец.орг-я по договору или бух-р в штате(«Положение о бух-и», долж.инстук-и, график докум-та);
• другие решения, необходимые для орг-и БУ (состав, струк-ру, послед-ть форм-я учет.регистров).
Раб.план сч-в, формы перв. док-в и док-в для внут.БО и пол-е об инв-и акт-в и об-в орг-и пред-ют в виде прил-й к УП.
Орг-я бух.службы, как правило, включает: 1) права и обяз-ти гл.буха; 2) порядок взаим-я бухг-и с др. подраз-ми орг-и;
3) организ. структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.
В методологической части УП отражается выбор орг-ей сов-ти методов БУ, направленной на опт-цию как самих учетных работ, так и в перспективе фин. рез-в дея-ти:
• способы ам-и ОС, НМА и др.акт-в (для ОС–лин, умен.остатка, по ∑ чисел лет СПИ, проп-но V пр-и, для НМА-1,2,4);
• способы оценки МПЗ, товаров, незав. пр-ва, гот. прод-и, цб, фин. вложений (по средней с/с, с/с кажд.ед-цы, ФИФО);
• отражение на счетах БУ ам-ции НМА (04,05), порядка приобр-я МПЗ (10, 15,16);
• порядок учета и распределения косвенных расходов;
• способы списания упр. расходов, расх-в на продажу, расх-в буд. периодов;
• выбор или отказ от создания различных резервов и порядок создания (на ремонт ОС, на отпуска и т.д.);
• другие приемы и способы, отражающие специфику деятельности организации.
Таким образом, при форм-и УП орг-я должна раскрывать способы ведения БУ, существенно влияющие на оценку и принятие реш-й заинтер. пол-ми БО. Сущ-ми признаются способы ведения БУ, без знания о применении кот. заинтер. пол-ми БО невозможна достоверная оценка фин.положения, дв-я ден. ср-в или фин. рез-в дея-ти орг-и.
13. Понятие, классификация и оценка ОС. Докумен. оформление и учет их поступления.
ОС-это часть им-а, исп-ая орг-ей в теч длит.вр-ни (> 12 м.) при пр-ве пр-и (вып-и работ, ок-и услуг), или в упр. целях.
ПБУ«Учет ОС» при прин-и к БУ акт-в в кач-ве ОС необ-мо одновр.вып-е 4 ус-й:
а) исп-е в пр-ве пр-и, при вып-и работ или ок-и услуг, для упр.х нужд орг-и либо для предоставл-я орг-ей за плату во вр. владение и пользование;
б) исп-е в теч длит. времени, т. е. срока > 12 мес или обычного операц. цикла, если он > 12 месяцев;
в) орг-ей не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способ-ть приносить орг-и экон. выгоды (доход) в будущем.
СПИ явл-ся период, в теч-е кот. исп-е объекта ОС приносит экон выгоды (доход) орг-и. Для отд. групп ОС СПИ опр-ся исходя из кол-ва пр-и (V работ в натур. выр-и), ожидаемого к получению в рез-те исп-я этого объекта. Классификация:
1. К ОС отн-ся: 1)здания, 2)сооружения, 3)рабочие и силовые машины и обор-е, 4) измерит. и регулир. приборы и устр-ва, 5) вычисл.техника, 6) транс.ср-тва, 7) инструмент, 8) произ. и хоз.инвентарь и принад-ти, 9) раб, продукт. и племенной скот, 10) многолетние насаждения, 11) внутрихоз. дороги, 12) пр. соотв. объекты. В составе ОС учит-ся также: капвложения на коренное улучшение земель; капвложения в арендов. объекты ОС; зем.участки, объекты природопол-ния.
2. Для целей БУ может исп-ся клас-ция ОС, вкл-мых в амортиз. группы исходя из срока службы. Клас-ция содержит 10 групп.
3. Для обеспечения учета ОС по отраслям предусмотрено их подразд-е на группы: пром-ть, с/х, транспорт, связь, торговля и общ. питание, инф-вычисл. обслуживание, здравоохранение, образование, культура и др.
4. По функцион. назначению (характеру участия в производстве) выделяют ОС: — пром-произв-е; — произв. назначения др. отраслей народ. хоз-тва; — непроизв-е (объекты соц.сферы).
5. По степени исп-я в произв. процессе: — дейс-щие (находящиеся в эксп-и, функц-щие); — бездейс-щие (устан-ные, но по разл. причинам не экспл-мые — находящиеся в ремонте, в стадии достройки, дообор-я, реконст-и).
6. В зав-ти от им-ся у орг-ии прав на ОС: — собствен-ое; — аренд-е; — получ-е в безвоз. пол-е; — получ-е в довер. упр-е.
ОС принимаются к БУ по первон. стоимости. Перв. ст-тью ОС, приобр-х за плату, признается ∑ факт. затрат орг-и на приобр-е, сооружение и изгот-е, за искл-ем НДС и иных возмещ. налогов.
Факт-ми затратами на приоб-е, сооружение и изготовление ОС являются:
1) ∑, уплач-ые в соот-и с дог-м поставщику (продавцу)+за доставку и приведение ОС в сост-е, пригодное для исп-я;
2) ∑, уплачиваемые орг-ям за осущ-е работ по договору строител. подряда, иным договорам;
3) ∑, уплачиваемые орга-ям за информ. и консульт. услуги, связанные с приобретением ОС;
4) регистр. сборы, гос. пошлины и др. аналог. платежи, произведенные в связи с приобр-ем прав на объект ОС; 5) тамож. пошлины и сборы;
6) невозмещаемые налоги, учитываемые в связи с приобретением объек. ОС;
7) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС.
Не вкл-ся в факт. затраты на приобр-е, соор-е или изг-е ОС общехоз. и иные аналог. расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобр-м, соор-м или изгот-ем ОС.
Перв. ст-тью ОС, внесенных в счет вклада в УК орг-и, признается их ден. оценка, согласованная учр-ми орг-и. Перв. ст-ю ОС, получ-х орг-ей по дог-у дарения (безвозм-но), признается их текущ. рын. ст-ть на дату принятия к БУ. Перв. ст-ю ОС, получ-х по дог-м, предусм-щим исп-е обяз-в неден. ср-ми, признается ст-ть цен-й, переданных или подлежащих передаче. Эта ст-ть устан-ся исходя из цены, по кот. в сравн. обст-вах обычно орг-я опр-ет ст-ть аналог. цен-й.
Изм-е перв.ст-сти ОС допуск-ся в слу-х достройки, дообор-я, рекон-и, модер-и, частич. лик-ии и переоц-и ОС ( не чаще 1 раза в год).
Затраты на достройку… объекта ОС учит-ся на счете 08. По завер-и работ эти затраты либо увел-ют перво. ст-ть по Дт01, либо учит-ся на 01 обособленно по отдельной инвен.карточке.
Перв. ст-ть за вычетом ∑ накопл. аморт. называется остат. ст-ю ОС( балансовой, нераспред-ой). Под текущей (восстанов.) ст-юпонимается ∑ ден. ср-в, к-рая должна быть уплачена орг-ей на дату проведения переоценки в случае необх-ти замены ОС. ∑ накопл.ам-и – это распределенная ст-ть. Учетными наз-ся перв. и восстан. ст-ти. Ликвид.ст-ть – ст-ть лома и др.отходов, возн-щих при ликв-и ОС.
Оценка объекта ОС, ст-ть кот. при приобр-и выражена в инвалюте, произв-ся в руб путем пересчета ∑ в инвалюте по курсу ЦБ РФ, действ-му на дату принятия объекта к БУ.
Документальное оформление
1. Акт приемк-передачи ОС-для офор-я пост-я, выб-я и внут.перемещ-я ОС.
При офор-и приемки ОС акт сост-ся в 1экз.на каждый отд.объект, после чего передается в бух-ю орг-и, подпис-я гл.бухом и утв-ся рук-лем орг-и или лицом, на это уполн-ным.
При офор-и внут. перем-я ОС акт выписывается в 2 экз. Выбытие ОС в рез-те продажи или передачи др.орг-ям офор-ся актом, на основании данных к-рого в бух-и орг-и делается соответ. запись в инв. карточке учета ОС.
2. Акт приемки-сдачи отремон-х, реконструируемых и модерн-х объектов— для офор-я операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта ОС. Акт подпис-ся бухгалтером и утв-ся рук-лем орг-и. Если ремонт выполняет сторонняя орг-я, акт составляется в 2 экз.
3. Акт на спис-е ОС -для офор-я ликв-и ОС (кроме авто) в случае их полн. и част. списания-2экз
4. Акт на списание автотран. ср.в— для офор-я операций по ликв-ии автотранспорта;2 экз.
5. Инв. карточку учета ОС— для учета всех видов ОС, и для группового учета однотипных объектов ОС, поступивших в эксп-ю в одном календ. месяце и имеющих одно и то же произв-хоз. назначение, техн.ю хар-ку и ст-ть. Инв. карточка ведется в бух-и на каждый объект или группу объектов. Форма заполняется в 1 экз на основании док-в на зачисление объекта, его перемещение, дооборудование, реконструкцию, модерн-ю, капремонт и списание.
6. Акт о приемке обор-я -для офор-я обор-я на склад для устан-ки;2экз,подп-ся приемоч.комис-й.
7.Акт приемки-передачи обор-я в монтаж -для офор-я сдачи обор-я для монтажа стр-монт.орг-ям.
8. Акт о выяв-и дефекта обор-я-для офор-я приемки обор-я, по кот. нужно сос-ть рекламацию пост-ку.
9. Акт об оприх-и мат. цен-й, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для исп-я в пр-ве (в 3экз). Поступление Ос от поставщика на склад офор-ся товарно-сопровод. док-ми и сч-фактурой.
Учет поступления ОС
Учет наличия и дв-я собств. ОС ведется на счете 01. При разработке УП орг-и по учету ОС в рабочем плане счетов целесообразно установить субсчета к счету 01, к-рые позволяют получать необх. сведения при заполнении от-ти:
01/1 «Собственные ОС (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, объекты природопользования и т. д.)»; 01/2 «Аренд-ые ОС по договору лизинга»; 01/3 «ОС на консервации»; 01/4 «ОС в запасе»; 01/5 «Выбытие ОС» и др.
Учет затрат, входящих в перв.ст-ть ОС, осущ-ся по Дт 08 и Кт 60( поставщику за ОС, за посред., консул,информ. и др. услуги, связ-е с приоб-ем ОС), 10, 70, 69 и т.д. При введении ОС в эксп-ю делается проводка: Дт01 Кт08. Если ОС производст.назначения для пр-ва пр-и, облаг-ой НДС, то НДС отр-ся по Дт19 Кт60 и зачитывается в счет буд.платежей. Если ОС непроиз. назначения или для пр-ва пр-и, не облаг-ой НДС, НДС вкл-ся в перв.ст-ть.
При поступлении ОС, треб-его монтажа: Дт07 Кт60, Дт19 Кт60 – акцептован счет постащика за поставл.обор-е и НДС; Дт08 Кт07 – обор-е передано в монтаж; Дт 08 Кт60 (70, 69,10), Дт19 Кт60 – отражены услуги по монтажу+НДС; Дт01 Кт08 – ОС введено в эксп-ю.
При внесении ОС в УК:Дт 08 Кт75 – поступили ОС в счет вклада в УК; Дт08 Кт60, Дт19 Кт60 – услуги по доставке и т.д.+НДС; Дт01 Кт08 – ОС введено в эксп-ю. При поступлении ОС в счет вклада в УК передаваемое им-во НДС не облагается.
При безвозм.получении: Дт08 Кт98,2 «Доходы буд. периодов субсчет Безвоз.поступ-я» - на тек. рын. ст-ть безвозмездно полученных ОС; Дт08 Кт60, Дт19 Кт60 – отражены услуги по доставке и т.д.+НДС; Дт01 Кт08 – ОС введено в эксп-ю. При безвоз.передаче плательщиком НДС явл-ся передающая сторона.
Если безвозмездно полученный объект подлежит ам-и, то по мере начисления ам-и производятся записи:
Дт 20,25,26 Кт02 –начислена ам-я;Дт98.2 Кт91.1–дох-ы буд.пер-в в части без.получ-ого ОС вкл-ны в дох-ы отч.периода.
По ОС, не подлежащим ам-и, сп-е дох-в буд. пер-в на пр.дох-ы следует осущ-ть в конце отч.года в ∑ начисл. износа на заб.счете. Во всех случаях в перв. ст-ть ОС вкл-ся факт. затраты орг-и на их доставку и приведение их в сост-е, пригодное для исп-я.
14. Причины, документальное оформление и учет выбытия ОС.
ПБУ 6/01 «Учет ОС» установлено, что ст-ть объекта ОС, который выбывает или постоянно не исп-ся для пр-ва пр-и, вып-я работ и ок-я услуг либо для упр. нужд орг-и, подлежит списанию с БУ. Объекты ОС выбывают из организации в результате: 1)продажи др.юр. или физ.лицу; 2) списания в случае морал. и физ.износа; 3)передачи в виде вклада в УК др. орг-й; 4)ликв-и при авариях, стих. бедствиях, иных чрез. ситуациях; 5)передачи по дог-м мены, дарения и т. п.; 6) недостачи и порчи; 7) передача дочернему об-ву от головной орга-и; 8) недостачи и порчи, выявленные при инвен-и акт-в и обяз-в; 9) передачи в обмен на др. им-во, отличное от ден.ср-в.
В актах на списание ОС подробно указывают причины выбытия, состояние осн.частей, деталей, узлов, конструктивных элементов и ОС, утв-ые рук-лем орг-и, передаются в бухгалтерию, к-рая отмечает выбытие ОС в инв. карточке. Отметка о выбытии объекта производится и в док-те, кот. был открыт по месту его нахождения. Инв.карточки по выбывшим объектам хранятся в орг-и не менее 5 лет.
Выбытие в результате полного или частичного списания оформ-ся «Актом на списание ОС» с указанием перв. ст-ти, суммы ам-и, причины выбытия, СПИ, даты ввода в эксп-ю. Акт офор-ся в 2экз: 1 – в бухгалтерию, 2 – лицу, отв-ному за сохранность ОС. Ст-ть поступивших от списания ОС мат.цен-й отражается в разделе «Справка о затратах, связ-х со списанием ОС, и о поступлении мат.цен-й от их списания». Выбытие ОС в рез-те продажи, передачи в счет вклада в УК или безвозмездно оформ-ся «Актом приемки-передачи ОС».
Для обобщения инф-и о выбытии ОС и определения фин. рез-та исп-ся счет91. По Дт- остат. ст-ть выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием; по Кт-∑ выручки от реал-и им-ва, ст-ть мат.цен-й, поступивших в связи со списанием им-ва по цене возможного исп-я (рын. ст-ти).
Фин. рез-т от списания ОС представляет собой разницу между оборотами по Дт и Кт 91. Прибыль-Дт91 и Кт 99. Убыток-Дт99 Кт91.Доходы и расходы от списания с БУ ОС отражаются в БУ в отч. периоде, к кот. они относятся.
Для учета выбытия ОС удобно к счету 01 открывать субсчета: 01.1 – ОС в эксп-и; 01.2 – выбытие ОС.
При продаже ОС:Дт62 Кт91.1 – учтена зад-ть покупателей; Дт91.2 Кт68 – начислен НДС к уплате в бюджет; Дт01.2 Кт01.1 – списание перв.ст-ти выбыв.ОС; Дт02 Кт01.2 – списана начсил.ам-я; Дт91.2 Кт01.2 – списана остат.ст-ть ОС; Дт 99(91.2) Кт 91.9(99) – отражен убыток (прибыль) от продажи.
При списании ОС в рез-те морал./физ. износа: Дт01.2 Кт01.2 – списана перв.ст-ть; Дт02 Кт01.2 - списана начислен.ам-я; Дт91.2 Кт 01.2 – списана остат.ст-ть; Дт10 Кт91.1 – оприходованы узлы ОС, лом и т.д., полученные при разборке ОС; Дт91.2 Кт70,69,60 – учтены расходы по разборке ОС; Дт91.9(99) Кт99(91.9) – отражена прибыль (убыток) от списания (ликв-и) объекта ОС,
При безвозм. передаче:плательщиком НДС явл-ся передающая сторона. Дт01.2 Кт01.1 – списана перв.ст-ть; Дт02 Кт01.2 – списана начисл.ам-я; Дт91.2 Кт01.2 – списана остат.ст-ть; Дт 91.2 Кт 70,69,23,10,60 – учтены расходы, связ-ые с безвоз.передачей; Дт91.2 Кт68 – начислен НДС по безвозм.переданным ОС(с рыночной ст-ти); Дт99 Кт91.9 – отражен убыток от безвоз.передачи.
При передаче в УК др.орг-й:Дт01.2 Кт01.1 – списана перв.ст-ть; Дт02 Кт01.2 – списана начисл.ам-я; Дт91.2 Кт01.2 – списана остат.ст-ть; Дт58 Кт91.1 – отражена передача объекта ОС и приобретение финвложений в оценке, согласованной сторонами; Дт91.9 Кт99 – определен фин.рез-т.
При выявл-и недостачи по вине МОЛ:Дт01.2 Кт01.1 – списана перв.ст-ть; Дт02 Кт01.2 – списана начисл.ам-я; Дт94«Недостачи и потери от порчи цен-й» Кт01.2 – списана остат.ст-ть; Дт73.2 «Расчеты с персоналом по пр.операциям, субсчет Расчеты по возмещению матер.ущерба» Кт94 –суммаподлежащая взысканию, отнесена на виновника (если виновник не выявлен, то Дт91 Кт94); Дт70 Кт73.2 – удержано из з/п виновника.
При авариях, потерях при ЧС:Дт01.2 Кт01.1 – списана перв.ст-ть; Дт02 Кт01.2 – списана начисл.ам-я; Дт91.2 Кт01.2– списана остат.ст-ть; Дт76 Кт91.1 – отражено страховое возмещение по потерянному им-ву (если оно было застраховано).