Процедуры завершения отчетного периода
Для бухгалтерского учета характерна определенная цикличность выполнения учетных работ. Каждый месяц формируется финансовый результат от производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, каждый квартал составляется промежуточная бухгалтерская отчетность, в конце года сдается годовая бухгалтерская отчетность. Наряду с бухгалтерской отчетностью ежеквартально и в конце года формируются и сдаются налоговая отчетность, отчеты во внебюджетные фонды, статистическая отчетность и другая отраслевая и региональная отчетность. Формы любой утвержденной отчетности в компьютерном учете относятся к регламентированным отчетам.
Выявлению финансового результата и составлению отчетности предшествует значительная подготовительная работа. Бухгалтеру приходится выполнять ряд регламентных процедур, связанных с закрытием месяца и отчетного периода. В системах компьютерного учета эти процедуры реализуются с разной степенью автоматизации. Каждая программа предполагает использование определенной технологии закрытия месяца, отчетного периода, следовать которой должен бухгалтер. В ходе этого осуществляется ряд расчетов с формированием необходимых проводок, выполняется окончательный расчет итогов оборотов и сальдо по счетам и только после этого формируется баланс и другие отчеты.
Рассмотрим основные регламентные процедуры, которые необходимо выполнить перед определением финансового результата и составлением отчетности.
К завершающим регламентным процедурам месяца относятся:
- начисление амортизации основных средств и нематериальных активов;
- расчеты по отнесению доли ранее понесенных затрат, предстоящих расходов в издержки производства, доходов будущих периодов в доходы отчетного периода;
- определение налогов и сборов, относимых на издержки производства;
- распределение накладных издержек между объектами калькулирования и/или их прямое списание на реализованную продукцию (работы, услуги);
- определение фактической себестоимости продукции, работ, услуг;
- расчет прибыли (убытка) от продаж;
- расчеты прибыли (убытка) от операций по реализации основных средств и прочих активов;
- выявление общего финансового результата деятельности предприятия.
Содержание соответствующих процедур регламентируется действующей нормативной базой, отраслевыми инструкциями и во многом зависит от декларированной предприятием учетной политики.
При завершении квартала перед составлением промежуточной отчетности кроме перечисленных процедур дополнительно выполняются еще ряд расчетов. В их числе:
- расчет сумм налогов и сборов, расходы по уплате которых относят на финансовый результат предприятия (налог на имущество предприятий, местные налоги и сборы);
- переоценка остатков имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- расчет налога на прибыль;
- расчет налогов и сборов, расходы по уплате которых относятся на уменьшение чистой прибыли.
Как и процедуры завершения месяца, указанные действия выполняются в системах компьютерного учета с разной степенью автоматизации. Обычно наиболее полно реализуются только действия по переоценке остатков имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
По завершении года перед составлением годовой отчетности кроме вышеперечисленных выполняются процедуры:
- проведение инвентаризации для документального подтверждения наличия и состояния активов и обязательств организации и ввод в информационную базу учета необходимых проводок;
- реформация баланса.
Только после выполнения перечисленных процедур, формирования по ним проводок и отражения их в информационной базе учета, выполнения пересчета итогов оборотов и остатков по счетам, субсчетам, объектам аналитического учета можно приступить к составлению промежуточной или годовой бухгалтерской отчетности.
Чтобы правильно сформировать показатели отчетности пользователь должен придерживаться тех рекомендаций по ведению компьютерного учета, которые предлагаются системой. Так, бухгалтер должен внимательно отнестись к организации аналитического учета на счетах. Например, если он не будет вести аналитики на счете прибылей и убытков, то система не сможет сформировать показатели «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2). Много ограничений накладывает и налоговый учет, который ведется в рамках бухгалтерского учета. Например, только раздельный учет реализации продукции, облагаемых разными ставками налогов, позволяет правильно сформировать декларацию по налогу на прибыль. Таких соглашений множество. Перед организацией компьютерного учета бухгалтер должен изучить их и так построить свою систему учета, чтобы правильно формировались все показатели бухгалтерской и налоговой отчетности.
Желательно, чтобы перед составлением отчетности компьютерная система могла выполнить проверку корректности данных, участвующих в составлении отчетности.