К программе производственной (преддипломной) практики
Е.Н. ПАНФИЛОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОГРАММЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки по специальности
38.02.01. «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» (по отраслям)
Г.
Методические рекомендации к программе производственной (преддипломной) практики для ППССЗ специальности 38.02.01.
« Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) углубленной подготовки /Сост. Е.Н.Панфилова – Бутурлиновка.: ГБПОУ ВО «БМТК», 2015г.- с.45
Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения программы производственной (преддипломной) практики, а также содержат требования к ведению дневника практики, оформлению отчета о практике, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты отчета о практике.
Рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет»
Протокол №____ от _______
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общие положения, цели и задачи практики 6
2. Требования к организации практики 14
3. Тематический план и содержание программы практики 17
4.Информационное обеспечение программы практики 33
5.Контроль и оценка результатов практики 37
6.Оформление и защита отчета о практике 41
7.Ведение дневника практики 45
Приложение 46
Введение
В соответствии с п.7.14. Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (углубленная подготовка) (Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 832) практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Преддипломная практика студентов является завершающим этапом и проводится после освоения ППССЗ и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС.
Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями. В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Практика обучающихся организуется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования"
Результаты прохождения производственной (преддипломной) практики представляются обучающимся в образовательную организацию и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации. Обучающиеся, не прошедшие производственную (преддипломную) практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.
Методические рекомендации призваны нацелить студентов на качественное прохождение производственной (преддипломной) практики, выполнению поставленных задач и требований практики на высоком профессиональном уровне.
В методических рекомендациях определяются цели, задачи, сроки, объем работы студента во время практики, даются рекомендации по ее прохождению, составлению, оформлению и защите материалов о практике.
1. Общие положения, цели и задачи практики
Программа производственной (преддипломной) практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) в части комплексного освоения видов профессиональной деятельности (ВПД)предусмотренных по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (углубленная подготовка).
Преддипломная практика студентов является завершающим этапом и проводится после освоения ППССЗ и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС. Преддипломная практика завершает все этапы практической подготовки будущего бухгалтера, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность бухгалтера, специалиста по налогообложению. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям):
1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
4. Составление и использование бухгалтерской отчетности
5.Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации
6. Выполнение работ по должности служащего «Кассир»
Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального практического опыта, закрепление и совершенствование профессионального опыта, приобретенного в процессе обучения, формирование и развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно - правовых форм, сбор практического материала к выпускной квалификационной работе, адаптацию обучающихся к конкретным условиям деятельности на предприятии.
Задачами преддипломной практики являются:
· закрепление, систематизация и конкретизация теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения на основе изучения опыта работы конкретного предприятия (организации) в области бухгалтерского учета;
· адаптация студентов к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм;
· овладение студентами профессиональной деятельностью по специальности в соответствии с видами деятельности указанными в ФГОС СПО по специальности;
· закрепление и углубление в производственных условиях практических навыков, полученных студентами при изучении профессиональных модулей и во время прохождения производственной и учебной практики на основе изучения деятельности конкретного предприятия;
· освоение современных производственных процессов, технологий;
· выработка необходимых умений и навыков по автоматизации бухгалтерского учета с использованием системы «1С: Предпритие 8»;
· приобретение студентами навыков работы бухгалтера;
· ознакомление непосредственно на производстве с организацией труда и экономикой производства;
· развитие профессионального мышления и организаторских способностей в условиях трудового коллектива;
· приобретение опыта финансовой работы на рабочих местах, развитие навыков самостоятельной работы с нормативно-методическими, справочными материалами, статистической отчетностью и специальной литературой;
· сбор студентами-практикантами материалов для выполнения выпускной квалификационной работы и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Практика способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных в процессе обучения, и позволяет приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности. В процессе прохождения практики студент приобретает опыт сбора и обработки практического материала, показывает способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях различных форм собственности.
Преддипломная практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения и охватывает все основные объекты финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
В результате прохождения преддипломной практики, обучающийся должен углубить практический опыт работы:
ВПД | Практический опыт работы |
1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации | документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации |
2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации | ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации |
3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами | проведения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
4. Составление и использование бухгалтерской отчетности | составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации; составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки; участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности; анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности |
5.Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации | осуществления налогового учета и налогового планирования в организации |
6. Выполнение работ по одной должности служащего «Кассир» | выполнения работ по должности служащего «Кассир» |
Процесс освоения производственной (преддипломной) практики направлен на формирование у студентов общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В ходе освоения программы производственной (преддипломной) практики студент закрепляет и совершенствует практический опыт по видам профессиональной деятельности, приобретенный в процессе обучения, и овладевает соответствующими им профессиональными компетенциями:
1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
5. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
ПК 5.2. Разрабатывать и заполнять первичные учетные документы и регистры налогового учета.
ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты.
ПК 5.4. Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении величины налогов и сборов, обязательных для уплаты.
ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации.
6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих «Кассир».
ПК 6.1. Осуществлять операции с денежными средствами.
ПК 6.2. Документально оформлять операции с денежными средствами.
ПК 6.3. Осуществлять кассовые операции с применением технических средств.
Основными направлениями деятельности обучающегося в период прохождения практики являются:
1. Ознакомиться с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, составить краткую организационно-экономическую характеристику предприятия.
2. Ознакомиться с организацией бухгалтерского учета на предприятии:
· учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами,
· организацией бухгалтерского учета,
· системой внутреннего контроля, с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности.
· степенью автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и ее организацией.
3. Участвовать в работе бухгалтерии.
4. Участвовать в проведении инвентаризации материальных ценностей, денежных средств, расчетов.
5. Изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.
6. По результатам работы предприятия за год составить краткое аналитическое заключение, характеризующее эффективность деятельности, и дать рекомендации по совершенствованию работы в будущем.
7. Подробно изучить одно из направлений хозяйственной деятельности (соответствующее теме дипломной работы студента), по данному разделу проводится углубленный анализ с привлечением максимально возможной информации, имеющейся на предприятии.
За период прохождения производственной практики студент должен:
1. Ознакомиться с производственной структурой организации, технологией и основными функциями производственных подразделений.
2. Изучить организацию бухгалтерского учета на предприятии и нормативно-правовую базу, включающую:
· Положение о бухгалтерской службе в организации.
· Учетную политику организации для целей финансового и налогового учета.
· Документооборот.
3. Освоить организацию первичного учета, технику ведения учетных регистров, порядок заполнения регистров бухгалтерского учета в зависимости от применяемой формы бухгалтерского учета
4. Освоить методику бухгалтерского учета различных участков учетной работы.
5. Овладеть: навыками составления бухгалтерской финансовой, налоговой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового и бухгалтерского учета на финансовые результаты деятельности организации; способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
6. Быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, умений и навыков.
2.Требования к организации практики
Базы производственной преддипломной практики – предприятия и организации, располагающие достаточным количеством квалифицированного персонала, необходимого для обучения, контроля и общего руководства практикой. Производственная (преддипломная) практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и организациями.
Общие требования к подбору баз практик:
наличие отдела бухгалтерии, кассы;
оснащенность предприятия современным компьютерным оборудованием;
по возможности, территориальное близкое расположение предприятий.
При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственную практику, как правило, проходят в этих организациях.
Материально-техническое обеспечение производственной преддипломной практики должно быть достаточным для достижения целей практики и должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ.
Закрепление баз практик осуществляется приказом по колледжу на основе договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В организации и проведении практики участвуют: образовательная организация (колледж), предприятия и организации.
Образовательная организация:
- планирует и утверждает в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с ППССЗ с учетом договоров с организациями;
- заключает договоры на организацию и проведение практики;
- разрабатывает и согласовывает с организациями программу, содержание и планируемые результаты практики;
- осуществляет руководство практикой;
- контролирует реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
- формирует группы в случае применения групповых форм проведения практики;
- совместно с организациями, участвующими в организации и проведении практики, организовывает процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики;
- разрабатывает и согласовывает с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.
Организации, участвующие в проведении практики:
- заключают договоры на организацию и проведение практики;
- согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику;
- предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;
- участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;
- участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;
- при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;
- обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Организацию и руководство преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от предприятия (организации).
Руководители практики от образовательной организации - дипломированные специалисты, преподаватели междисциплинарных курсов. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за руководство производственной практикой. Руководитель практики определяется колледжем в начале учебного года. Руководитель по практике консультирует студентов по всем вопросам данной программы практики, осуществляет прием отчетов и проводит аттестацию по результатам практики.
Обязанности руководителя практики от колледжа:
- обеспечивать проведение в колледже подготовительных мероприятий, связанных с отбытием студентов на практику;
- обеспечивать контроль над организацией и проведением практики, соблюдением сроков и содержания работ;
- при необходимости оказывать методическую помощь руководству принимающей организации или руководителям практики от производства;
- контролировать обеспечение предприятием нормальных условий труда студентов, проводить инструктажи по охране труда и технике безопасности;
- осуществлять свою работу в тесном контакте с руководством организации или руководителями практики от предприятия;
- принимать отчеты и оценивать результаты практики студентов.
На местах прохождения практики руководство практикой студентов осуществляют опытные специалисты, назначаемые руководителем данной организации (предприятия).
Во время практики студент должен:
- своевременно выполнять все виды работ, задания предусмотренные программой практики и требованиями принимающей организации;
- соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
- ежедневно присутствовать на рабочем месте, определенном студенту для прохождения практики руководителем от предприятия;
- ежедневно отмечать все выполненные работы и заполнять дневник практики;
- выполнять индивидуальные задания;
- проявлять инициативу в решении поставленных на практике задач и применять полученные теоретические знания и навыки;
- представить дневник и письменный отчет о выполнении программы практики в строго установленные сроки.
3.Тематический план и содержание программы практики
2.1 Тематический план практики
Коды ОК и ПК | Наименование разделов практики | Количество часов по разделам |
ОК 1, 2, 4, 6, 8 | Раздел 1.Организационно-экономическая характеристика организации | |
ПК 1.2,5.1 | Раздел 2. Организация учетного процесса на предприятии | |
ПК 1.1,1.4 | Раздел 3. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. | |
ПК 2.1. | Раздел 4. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества | |
ПК 2.2 -2.4 | Раздел 5. Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации | |
ПК 3.1, 3.2,4.3 | Раздел 6. Проведение расчетов с бюджетом | |
ПК 3.3,3.4 ПК 4.3 | Раздел 7. Проведение расчетов с внебюджетными фондами | |
ПК 4.1,4.2 | Раздел 8. Составление бухгалтерской отчетности. | |
ПК 4.4 | Раздел 9. Использование бухгалтерской отчетности. | |
ПК 5.2 – 5.5 | Раздел10. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации. | |
ПК 1.3 ПК 6.1-6.3 | Раздел 11. Выполнение работ по должности служащего «Кассир» | |
ОК 1-9 | Раздел 12. Выполнение индивидуального задания по теме дипломной работы | |
ОК 1, 2,3, 4, 5, 8 | Раздел 13. Оформление отчета по практике |
2.2 Содержание практики
Наименование разделов и тем | Содержание работ | Уровень освоения |
Раздел 1.Организационно-экономическая характеристика организации | Охарактеризовать назначение предприятия, дать краткую историческую справку об образовании и развитии предприятия. Ознакомится с функциями, целями и задачами, структурой предприятия и всех его подразделений, их взаимосвязью, организационной структурой предприятия, схемой управления предприятием. Изучить правила внутреннего распорядка и режима работы предприятия, основную нормативно-техническую документацию подразделения – места прохождения практики. Ознакомится с основными функциями производственных и управленческих подразделений. Привести данные по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия, среди них: товарооборот, выручка от продажи, расходы на производство и сбыт, издержки обращения, прибыль, рентабельность, среднегодовой фонд оплаты труда, среднегодовая численность работающих, доходы и расходы от прочих видов деятельности предприятия и т.д.Изучить: выполнение обязательств предприятия перед партнерами, проанализировать состав объема продаж продукции (услуг), определить факторы его изменения, проанализировать изменения выпуска продукции по сравнению с прошлыми периодами по объему, ассортименту, качеству, оценить уровень брака и охарактеризовать работу предприятия по повышению качества работы, конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг), изучить мероприятия по освоению новых видов продукции (работ, услуг).Оценить уровень социального развития предприятия. | |
Раздел 2. Организация учетного процесса на предприятии | Ознакомиться с общей организацией бухгалтерского учета и действующей системой контроля в организации. Изучить: вариант организации учетного процесса, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии, положение о бухгалтерии (структурном подразделении), должностные инструкции работников бухгалтерской службы, права, обязанности и ответственность главного бухгалтера, документооборот в организации и бухгалтерии, сдачу документов в архив. Рассмотреть приказы по учетной политике предприятия (организаций). Изучить основные положения учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета, ее документальное оформление и организационно-технические аспекты: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемая форма бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, общие правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями и результатами хозяйственной деятельности.Ознакомиться со степенью автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и ее организацией, системой внутреннего контроля, с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности. | |
Раздел 3. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. | Изучить: 3.1. Учет долгосрочных инвестиций.Рассмотреть понятие долгосрочных инвестиций и источников их финансирования для организации, проанализировать организацию учета долгосрочных инвестиций, подрядный и хозяйственный способ осуществления строительных работ. Порядок учета капитальных вложений и ввода в эксплуатацию объектов основных средств. 3.2. Учет финансовых вложений и ценных бумаг.Изучить правовую основу и понятие финансовых вложений, их виды и особенности учета. Рассмотреть ситуации по приобретению ценных бумаг, их оприходованию и продаже, отражению финансового результата от продажи.Ознакомиться с видами финансовых вложений, имеющихся в организации. Изучить учет движения ценных бумаг. Ознакомиться с книгой учета ценных бумаг (при наличии). Изучить учет операций по движению собственных акций акционерного общества и учет дивидендов. Изучить учет финансовых вложений в займы. Ознакомиться с учетом вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций. 3.3. Учет основных средств. Ознакомиться: с классификацией основных средств и их оценкой, с организацией инвентарного учета основных средств, документацией по учету поступления и выбытия основных средств. Рассмотреть порядок учета поступления и выбытия основных средств, учета амортизации, учета ремонта основных средств, модернизации. Сделать вывод о соответствии осуществляемого учета в организации положениям по учету основных средств ПБУ6/01 и методическим указаниям. 3.4. Учет нематериальных активов. Ознакомиться с объектами нематериальных активов, учитываемых на предприятии. Изучить, как осуществляется классификация и оценка нематериальных активов в зависимости от варианта поступления в организацию, учет амортизации и особенности ее начисления; ознакомиться с учетом поступления и выбытия нематериальных активов. 3.5. Организацию учета материально-производственных запасов. Оформление первичных документов по получению и оприходованию материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии. Ознакомиться с организацией складского учета поступления и отпуска материалов в производство, состояния контроля за сохранностью материальных ценностей и за работой материально ответственного лица; наличия и исправности весового хозяйства и контрольно-измерительных приборов; изучить действующий порядок сверки складского учета с данными бухгалтерского учета материалов в условиях использования вычислительной техники. Изучить отражение в учете вариантов оценки материально - производственных запасов, отпущенных в производство, исходя из рекомендаций ПБУ5/01. Рассмотреть практику учета производственных запасов в бухгалтерии в условиях компьютерной обработки данных.В отделе снабжения изучить порядок планирования и условий осуществляемых поставок, учет выполнения договоров с поставщиками, действующий порядок оплаты счетов за поставленные материалы, контроль за состоянием складских запасов, изучить действующий порядок по претензионной работе с поставщиками.Ознакомиться с учетом материалов при их продаже, списании, безвозмездной передаче. Изучить порядок образования резервов под снижение стоимости материальных ценностей. 3.6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Изучить применяемый на предприятии метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, обусловленной особенностями технологического процесса.При использовании нормативного учета познакомиться с организацией нормативного хозяйства, порядком составления нормативных калькуляций, с учетом отклонения от норм по материалам, заработной плате и другим статьям затрат. Рассмотреть учет производственных расходов и потерь. Познакомиться с организацией сводного учета затрат на производство.Ознакомится с методикой определения размера и оценкой НЗП, методикой исчисления себестоимость единицы продукции. 3.7. Учет готовой, продукции и ее оценку. Формирование документации по движению готовой продукции.На складе: изучить порядок документального оформления и учета поступления, отгрузки, отпуска готовых изделий, а также контроля за сохранностью готовой продукции. В бухгалтерии: изучить организацию учета выпуска готовой продукции, учета отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Ознакомиться с порядком оценки готовой продукции. Изучить учет расходов, связанных с продажей продукта, действующую методику распределения этих расходов между реализованной и остатками нереализованной продукции.Изучить применение вычислительной техники в учете готовой продукции, ее отгрузки и реализации. 3.8. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, применяемые формы расчетов, учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.Ознакомиться с применяемыми формами расчетов с поставщиками и покупателями, порядком ведения учета при различных формах безналичных расчетов и мерами воздействия, применяемых к неаккуратным плательщикам.Ознакомиться с учетом расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и порядком списания просроченной дебиторской задолженности.Изучить порядок учета подотчетных Наши рекомендации
|