Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации

Практическое занятие № 6

Выполнение работы

Задание 1. Дать характеристику методов управления (воздействия), заполнив таблицу.

Характеристика Организационно-административные Экономические Социально-психологические
Механизм воздействия        
Содержание методов        
Стимулы выполнения управленческих воздействий      
Основа применения        
Требования к субъекту        

Задание 2. Рассмотрите и разрешите следующие ситуации. Какой метод воздействия Вы использовали при решении сложившейся проблемы?

Ситуация 1.На беседу к Вам пришел подчиненный, которому Вы поручили контролировать исполнение важного решения. Он утверждает, что не успевает одновременно со своей текущей работой следить за деятельностью других людей, и требует, чтобы за эту дополнительную работу ему выплатили премию. Вы твердо знаете, что основная деятельность данного сотрудника занимает у него менее половины всего рабочего времени. Как Вы поступите?

Ситуация 2.Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он в состоянии хорошо его выполнить. Но вдруг Вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу, и в результате задание к сроку не было выполнено. Как Вы поступите?

Ситуация 3.Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему, используя другие средства. Вы понимаете, что его решение лучше Вашего. Как Вы поступите?

Задание 3. Изучив типы темпераментов, попробуйте определить, людей, с каким темпераментом целесообразно выбрать для занятия следующих вакантных должностей в организации:

a) Начальник цеха;

b) Главный конструктор;

c) Начальник отдела кадров;

d) Главный бухгалтер;

e) Торговый представитель;

f) Заведующий архивом.

Задание 4. Изучив типы характеров, попробуйте определить, люди с каким типом характера:

a) Могут управлять?

b) Могут только подчиняться?

c) Могут и управлять и подчиняться?

Практическое занятие № 7

Рассмотрение вариантов управленческих решений

В конкретных ситуациях

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Оценкой правильности принятого руководителем решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы, коллективизма.

Выполнение работы

Задание 1. Проанализировать ситуации и выбрать на ваш взгляд оптимальный вариант управленческого решения.

Ситуация 1. Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.

A.Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаимоотношения – это их личное дело.

B.Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций.

C.Прежде всего, лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

D.Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

Ситуация 2. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами.

A.Первый стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.

B.Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношения «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

C.Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в своих должностных обязанностях, требователен к подчиненным.

D.Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремиться довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

Ситуация 3. Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит к вам по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?

A.«Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».

B.«Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся».

C.«Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

D.«В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».

Задание 2. Рассмотрите ситуации и самостоятельно примите, правильное на ваш взгляд, решение.

Ситуация 1.Вы, будучи начальником отдела сбыта, самостоятельно, без ведома вашего руководителя и без совещания с вашими коллегами, дали распоряжение об отгрузке вашей продукции совершенно новому потребителю, так как вам была предложена выгодная цена на продукцию. Но ваш новый партнер оказался «фирмой-невидимкой», и вы не получили оплаты за продукцию. Ваш руководитель в гневе, так как компания понесла огромный ущерб. В чем ваша ошибка и как вы построите свое объяснение с руководителем?

Ситуация 2.Вы поручаете важное задание компетентному, по вашему мнению, сотруднику. Но вдруг узнаете о человеке, который более компетентен в этом вопросе и может выполнить данное задание намного лучше. Как вы поступите в данной ситуации?

Практическое занятие № 8

Выполнение работы

Задание 1. Рассмотрите предложенные вам ситуации и ответьте на вопросы.

Ситуация 1. Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились итоги работы за 1-квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора А.И.Петрова. В свою очередь Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников, и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

Вопросы: Определить причины, объект, субъект и тип конфликта.

О каком конфликте – конструктивном и деструктивном – идет речь?

Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

Задание 2. Рассмотрите и разрешите предложенные вам ситуации.

Ситуация 1. В новой организации Вы приступили к работе в качестве начальника отдела, однако Ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и Ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в отделе накалена: когда Вы заходите в комнату, все сразу умолкают, Ваши поручения выполняются с неохотой. Что Вы предпримите?

Ситуация 2. В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?

Задание 3. Приведите пример возникновения стрессовой ситуации из Вашей жизни и определите пути предупреждения этой ситуации.

Практическое занятие № 9

Выполнение работы

Задание 1. Рассмотрите предложенную вам ситуацию и ответьте на вопросы.

Некий коммерческий банк – один из многих мелких коммерческих банков, созданных за последние годы. Банк начал свои операции немногим более полутора лет назад. Весь штат банка состоял из 15 человек, не считая 6 человек охраны. Банк занимал помещение из 5 комнат: операционный зал, бухгалтерия, секретариат, кабинет управляющего и касса.

Управляющий банка – Иванов Сергей Васильевич, 45 лет, ранее работал в Научно-исследовательском центре. Стал управляющим благодаря своим знаниям банковского дела и обширным связям в финансовом мире. Человек осторожный в общении с учредителями и несдержанный с подчиненными.

Главный бухгалтер банка – Смирнова Лидия Петровна, 40 лет. В течение 10 лет работала главным бухгалтером, 2 года назад окончила курсы бухгалтерского учета в коммерческом банке. Работала в этом коммерческом банке практически со дня основания.

В результате проверки, проведенной Государственной налоговой инспекцией, были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности. На банк был наложен крупный штраф.

Следует отметить, что бухгалтерский учет велся в соответствии с учетной политикой банка, утвержденной его руководством.

За несколько месяцев до проверки Смирнова пыталась предупредить управляющего об имеющихся нарушениях. При этом произошел следующий разговор.

Л.П.: «Сергей Васильевич, у нас возникла проблема. Имеются серьезные нарушения в области бухгалтерского учета».

С.В.: «А чем я могу вам помочь? Ведь это же вы – главный бухгалтер. Для этого вас и взяли на работу».

Л.П.: «Видите ли, я не могу изменить учетную политику предприятия без согласования с руководством банка».

С.В.: «Но вы же видите, сколько у меня дел! Разбирайтесь сами. Я спешу на встречу с руководителем фирмы, которая может стать очень выгодным клиентом нашего банка».

Смирнова пыталась снова начать этот разговор, однако у Иванова и на этот раз нашлись более важные дела. После того как на банк был наложен штраф, Иванов в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил Смирнову в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме. Смирнова сочла невозможным продолжать работу в подобных условиях и подала заявление об уходе по собственному желанию.

Так как она была хорошим специалистом, да и замену ей пришлось бы искать долго, управляющий вынужден был извиниться. Для того чтобы принести свои извинения, Иванов счел неудобным вызывать главного бухгалтера к себе в кабинет и сам пришел в бухгалтерию, где кроме Смирновой находились еще двое бухгалтеров. Смирнова приняла извинения управляющего, и конфликт власти был улажен.

Вопросы:

1. Достаточно ли одних профессиональных навыков, чтобы назначить человека начальником?

2. Как могла Смирнова привлечь внимание управляющего к своему вопросу?

3. Корректно ли поддерживать авторитет начальника за счет подчиненных?

4. Правильно ли повел себя Иванов, когда приносил извинения Смирновой?

5. Какие последствия может повлечь даже единственный случай грубого или просто нетактичного поведения в присутствии подчиненных? Как это отразится на авторитете начальника?

6. Какова роль руководителя в создании благоприятного психологического климата в коллективе?

Задание 2. Рассмотрите и предложите ваш вариант решения ситуации.

Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

Практическое занятие № 10

Составление плана организации личной работы

1.Перед вами примерный список навыков, способностей и сильных сторон. Возможно, какими-то из них обладаете и вы.


  • Способность к конструированию и изобретательству.
  • Исполнительность.
  • Умение работать в команде.
  • Способность руководить командой.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Способность находить общий язык с другими людьми.
  • Готовность идти на риск.
  • Умение подавать товар лицом, убеждать других.
  • Расчетливость.
  • Хорошая память.
  • Умение аккуратно и с толком обращаться с деньгами.
  • «Золотые руки».
  • Готовность менять привычную рутину.
  • Быстрая реакция.
  • Доброжелательность.
  • Умение собирать и систематизировать информацию.
  • Умение решать проблемы.
  • «Твердый характер».
  • Организаторские способности.
  • Математические способности.
  • Умение красноречиво говорить.
  • Способность находить ответы на поставленные вопросы.
  • Умение планировать.
  • Умение вводить в курс дела и собирать необходимые сведения.
  • Умение формулировать проблему.
  • Умение помогать другим.
  • Умение контролировать.
  • Умение управлять работой других.
  • Умение чинить, ремонтировать вещи.
  • Умение пользоваться инструментами.
  • Умение пользоваться машинами, оборудованием.
  • Четко выполнять полученные инструкции.
  • Читать чертежи.
  • Умение слушать.
  • Умение налаживать контакт с другими людьми.


Проработайте вопрос о собственных навыках и умениях, составив такую таблицу:

Мои навыки и способности Примеры того, как я их применял на практике
1. 2. 3. . . 1. 2. 3. . .

2. Вы начальник отдела крупного предприятия, у Вас в подчинении находится 50 служащих. Некоторые Ваши подчиненные постоянно обращаются к Вам за советом или рекомендациями по вопросам, которые должны решать самостоятельно, и тем самым отвлекают Вас от неотложных и более важных дел. Как Вы поступите в этой ситуации, есть ли в сложившейся ситуации Ваша вина как руководителя?

3. Вы – руководитель крупной организации. В первую очередь Вы всегда выполняете неотложные дела. Вы пытаетесь самостоятельно решать все важные вопросы и тем самым тратите большую часть своего рабочего времени, но часть дел так и остается «лежать на столе». Как исправить сложившуюся ситуацию?

4. Наблюдая за работой своего подчиненного, Вы видите, что он не умеет планировать время, отводимое на выполнение поручений, в результате чего происходят срывы. Что следует предпринять в подобной ситуации?

5. Вы стали свидетелем беседы двух своих коллег. Один из них утверждает, что планирование необходимо осуществлять, начиная с перспективных дел, т.е. на год. Его оппонент считает, что планирование удобно начинать с записей дел на неделю. Чью точку зрения Вы поддерживаете? Обоснуйте свою позицию.

Практическое занятие № 11

Выполнение работы

Задание 1. Дайте характеристику стилей руководства, заполнив таблицу.

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненным Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Приемы принятия решений        
Способ доведения решения до исполнителей      
Ответственность по принятому решению      
Отношение к инициативе        
Стиль общения        

Задание 2. Рассмотрите предложенные вам ситуации и определите на ваш взгляд оптимальный путь построения взаимоотношений руководителя с подчиненным. Определите, какой стиль управления согласно «Решетке менеджмента» характерен для каждого варианта.

Ситуация 1. Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного больше не повториться.

A.Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

B.Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

C.Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрании коллектива.

D.Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.

Ситуация 2. Вы работаете бригадиром уже второй год. Молодой рабочий обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием. Почему на четыре? – спрашиваете вы.

А когда женился Иванов, вы ему разрешили на четыре, - невозмутимо отвечает рабочий и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня, согласно действующему положению.

Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня. Как вы поступите?

A.Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит.

B.Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу: «Иванов тоже отрабатывал».

C.Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь публичным замечанием.

D.Возьму ответственность за прогул на себя. Просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравляю и пожелаю счастья.

Ситуация 3. В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.

A.Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

B.Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу.

C.Предложу профоргу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.

D.Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

Задание 3. Ответьте на вопросы.

Вопрос 1. Какой из стилей руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?

Вопрос 2. Каковы основные стили отношений между людьми, которые можно использовать для разрешения конфликта?

Практическое занятие № 12

Построение схем трансакций

Общие положения

При построении схем трансактов используют следующую диаграмму:

             
  Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации - student2.ru   Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации - student2.ru   Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации - student2.ru
 
   
Реакция (Р)
 
    Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации - student2.ru
 

Начальник Подчиненный

Выполнение работы

Задание 1: Составьте схемы трансактов и определите их формы:

1. Начальник: « Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, привлечь людей из других подразделений?»

Подчиненный: « Не беспокойтесь, мы все выполним сами».

2. Начальник: «Ты не подскажешь, где документы?»

Подчиненный: « Вечно вы все теряете».

3. Начальник: «Могу я надеяться, что вы закончите задание в срок?»

Подчиненный: « Да, я уже сделал большую часть работы»

4. Начальник: « Господин Иванов, а который сейчас час?», думая: «Почему вас нет на рабочем месте, рабочий день уже начался!»

Подчиненный: «Я пользуюсь услугами общественного транспорта», думая: «Если бы меня, как вас, возила персональная машина, я бы успел вовремя».

5. Начальник: «Работай спокойнее, у тебя все получится!»

Подчиненный: «Я стараюсь, но у меня пока не получается».

Практическое занятие № 13

При работе с подчиненными

«Аттракция» (латин.) – «привлекать», «притягивать». Вызвать аттракцию – значит сформировать привлекательный образ себя в глазах другого человека при общении.

Для того чтобы люди лучше воспринимали вашу позицию, у них надо сформировать положительное отношение к себе. Существуют два основных метода формирования аттракции:

1) пассивные методы – «зеркало отношений» (внешний вид, одежда, хорошие манеры поведения, жесты, мимика);

2) активные методы – использование в общении приемов: «имя-отчество», «комплименты», «терпеливый слушатель», «золотые слова», «личная жизнь».

В деловом общении важное значение имеет деловой этикет. Действуют основные правила и нормы хорошего поведения:

§ вежливость;

§ простота;

§ достоинство;

§ хорошее воспитание.

Важное качество менеджера – пунктуальность.

Роль одежды в деловом общении значительна. Она несет многомерную информацию о своем обладателе:

§ о его экономических возможностях;

§ об эстетическом вкусе;

§ о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

§ об отношении к окружающим людям.

Психологически значимо:

§ умение подобрать одежду;

§ умение ее носить;

§ умение пользоваться разнообразными аксессуарами.

Вот некоторые рекомендации в отношении одежды.

Мужчины

Рубашка должна быть светлее костюма, а галстук темнее рубашки.

Галстук в завязанном виде достает пряжку ремня, не слишком яркий и броский.

Ширина галстука должна гармонировать с шириной лацкана пиджака.

Воротник рубашки – без морщинок и складочек, манжет ниже запястья, на 1 см высовывается из-под рубашки.

Белые и однотонные рубашки – свидетельство вашего вкуса и авторитета; хороши также постельные тона, но чем бледнее, тем лучше.

Не носите в деловой обстановке красную, серую, желтую, зеленую рубашку, с коротким рукавом, «погончиками».

Наиболее распространенный костюм – темно-синий или темно-серый в тонкую полоску. Для каждого дня не рекомендуется черный костюм.

Женщины

Самое авторитетное деловое платье – серое в мелкую полоску (рукав длинный).

Лучшие цвета – темно-синий, темно-коричневый, ржаво-коричневый, серый в разных оттенках.

Предпочтительна однотонная ткань, а также различные варианты полосок и клеток.

Придает авторитетность платье с жакетом в тон.

Наименее подходящие цвета – оранжевый, зеленый, желтый, нежно-голубой, бледно-розовый.

Нежелательны рисунки цветов, абстрактные рисунки.

Не надевают в деловой обстановке босоножки.

Предпочтительны туфли-«лодочки» темного цвета. Обязательны чулки натурального цвета.

При использовании аксессуаров необходимо чувство меры. В деловой обстановке женщина обычно носит не более двух предметов. Для мужчин правило такое: ювелирных изделий чем меньше, тем лучше. Бумажник, пишущая ручка, часы, зажигалка должны находиться в соответствии между собой по цене.

Выполнение работы

Задание 1. Рассмотрите предложенную вам ситуацию и ответьте на вопросы.

Ситуация 1. Госпожа Иванова два года назад закончила обучение в колледже и работает экономистом. Недавно она узнала о вакансии должности заместителя начальника отдела. Администрация ищет достойного кандидата среди своих сотрудников.

Какие действия должна предпринять госпожа Иванова, чтобы продвинуться по службе?

Задание 2. Рассмотрите и предложите ваш вариант решения ситуации.

Ситуация 1. Вы должны выступить с докладом о проделанной работе перед коллегами на предприятии. Вы знаете, что выступаете в числе последних и что многие из присутствующих приблизительно знакомы с тем, о чем Вы будете говорить. Поэтому велика вероятность, что будут слушать Вас невнимательно, вести посторонние разговоры и т.д. Что Вы предпримите для того, чтобы завоевать внимание аудитории и Ваше выступление всем понравилось?

Задание 3.

Составьте идеальную модель общения с вашим непосредственным начальником, предлагая ему новую рекламу продукции предприятия. Продумайте следующие действия:

а) построение контакта и налаживание отношений;

б) привлечение внимания;

в) аргументация.

Задание 4.Существуют принципы этики делового общения между руководителями и подчиненными:

· не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;

· не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их, опирайтесь при этом на сильные стороны его личности;

· не пытайтесь навязывать сотруднику свою точку зрения или командовать им;

· старайтесь помогать сотруднику в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений;

· делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека, однако вначале попросить объяснить причину невыполнения задания;

· попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;

· улыбайтесь, будьте дружелюбны, используйте все средства, чтобы показать доброе отношение к собеседнику;

· критикуйте действия и поступки, а не личность человека;

· если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или неприятное событие, то об этом необходимо сообщить сотруднику;

· никогда не советуйте, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего не поблагодарят, если не поможет – на вас ляжет вся ответственность;

· не обрастайте любимчиками, относитесь ко всем с одинаковыми мерками;

· не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить, не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности;

· не разговаривайте с сотрудником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет»;

· никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение;

· соблюдайте принцип распределенной справедливости: чем больше заслуг, тем больше должно быть вознаграждение;

· укрепляйте у сотрудника чувство собственного достоинства. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника;

· будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы;

· доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе;

· не стоит обращаться за помощью, советом, предложением «через голову», за исключением «экстренных случаев;

· старайтесь слушать не себя, а другого;

· рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

А) составьте принципы этики делового поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Практическое занятие № 14

Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед

Деловое общение– процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Основные формы делового общения:

· деловая беседа – обмен взаимными точками зрения, мнениями, информацией по определенным вопросам или проблемам;

· деловые переговоры – обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу;

· деловое совещание – форма группового обсуждения деловых (служебных_ вопросов;

Любой вид делового общения состоит из последовательного выполнения определенных функций (фазы делового общения):

Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации - student2.ru

Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трех этапов:

1-этап – подготовительный – определяются задачи беседы, и составляется ее план.

2-этап – ознакомительный – установление контакта, преодоление психологического барьера и создание атмосферы доверия.

3-этап – основной – состоит из трех частей:

· вводная часть беседы – изложение своей позиции и обоснование ее, выяснение позиции собеседника;

· основная часть беседы – совместный анализ проблемы (вопросы, возражения, доказательства, устранение сомнений собеседника, поиск вариантов решения);

· заключительная часть беседы - выводы, принятие решений.

Технология организации и проведения делового совещания состоит из следующих этапов:

1 этап – подготовка:

§ определение целесообразности проведения совещания;

§ определение повестки дня;

§ определение состава участников;

§ назначение даты и времени совещания;

§ определение места проведения совещания;

§ подготовка участников совещания.

2 этап – проведение:

§ продолжительность совещания;

§ регламент – устанавливается порядок ведения совещания;

§ протокол совещания.

3 этап – подведение итогов и принятие решения:

§ выводы;

§ определение тех, кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ;

§ определение формы подведения итогов совещания;

§ принятие решения о широте информирования;

§ способы выработки решения.

4 этап – контроль за выполнением решения:

§ определение лиц, осуществляющих контроль.

В процессе переговоров выделяют следующие этапы:

1) Подготовка к переговорам – необходимо знать: что вы (они) желают, что не желают, ваше (их) положение, ваши (их) возможности.

2) Приветствие участников

3) Формулировка предложения – изложение проблем и целей переговоров.

4) Торг – диалог участников, включающий в себя уточнение, обсуждение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов.

5) Заключение сделки – подведение итогов и принятие решений, подписание документов.

Выполнение работы

Задание 1. Рассмотрите предложенную вам ситуацию и разработайте технологию проведения делового совещания.

Ситуация 1. Вы руководитель производственно-коммерческой фирмы. Вам следует организовать и провести совещание по результатам работы фирмы за прошедший год.

Задание 2. Рассмотрите предложенную вам ситуацию и составьте план проведения переговоров.

Ситуация 1. На складе Вашей организации скопилось большое количество нереализованной продукции. Отдел маркетинга провел исследование рынка и обнаружил в одном из регионов большую потребность в Вашей продукции. Проведите переговоры с представителями торговли по реализации Вашей продукции.

Задание 3. Как вы построите беседу в каждой предложенной ситуации.

Ситуация 1. Вы видите, что на переговорах Ваш партнер намеренно искажает факты. Как Вы поступите в этом случае?

Ситуация 2. Вы ведете переговоры, Ваш партнер утверждает нечто, безусловно, ошибочное, с Вашей точки зрения, и неприемлемое для решения данной проблемы. Вам необходимо переубедить его.

Ситуация 3. На переговорах между Вами и Вашим партнером произошел конфликт. Вас обоих быстро захватывают отрицательные эмоции. Напряжение стремительно возрастает. Ваши действия в этой ситуации?

Практическое занятие № 6

Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации

Методы управления – способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. Все методы управления органично дополняют друг друга. Множество методов менеджмента осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач.

Методы подразделяются на методы воздействия (организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические) и общенаучные методы (системный и конкретно-исторический подход, моделирование, экспериментирование, социологическое исследование, экономико-математические методы).

Для того чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, следует знать, чем определяется поведение отдельных людей и поведение людей в группах. Здесь необходимы умения определять психологические качества подчиненных. В группе психологических качеств важное место занимают темперамент, характер и способности людей.

Успехов в работе может добиться человек с любым темпераментом, ибо темперамент проявляется не напрямую, а через характер. Характер же можно воспитывать, формировать.

Задача менеджера состоит в том, чтобы, учитывая особенности темперамента работников, поручать им такую работу, так строить с ними взаимоотношения, чтобы раскрылись их лучшие черты, в максимальной степени использовать их потенциал.

Существуют 4 типа темперамента:

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но неуравновешенный, склонный к бурным вспышкам, резким сменам настроения. У него большая устойчивость интересов, стремлений; настойчив. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач может принять опрометчивое решение. Всякая монотонная работа холерику противопоказана. На всплеске активности способен решать самые сложные и ответственные задания, не связанные с длительными сроками их выполнения. Склонен к созданию конфликтных ситуация, всегда стремится к лидерству при любом масштабе деятельности. Критику воспринимает как личное оскорбление. Находчив в спорах и дискуссиях; к новым условиям быстро адаптируется. (Холериками были Петр I, А.Суворов, С.Королев, Отелло)

Сангвиник – энергичен, работоспособен, общителен, активен, контактен, полон инициативы; хорошо осваивается в новой обстановке, легко привыкает к новым требованиям; продумывает и хорошо организовывает деятельность, рационально мыслит, четко ставит задачи, склонен к творчеству, не любит однообразной работы. Для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству, способны действовать целеустремленно, подчинять работе всего себя. К критике малочувствителен. (Сангвиниками были В.Ленин, Наполеон, А.Герцен, М.Лермонтов, Ю.Гагарин)

Флегматик – человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный; трудно переключается с одного вида деятельности на другой, к новой обстановке и людям привыкает медленно; не слишком находчив, но очень исполнителен. Он настойчив и упорен в работе, а его медлительность компенсируется прилежанием. Темп работы невысок. Он требователен к качеству работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Более расположен к однообразной, хорошо освоенной им работе, не любит перемен. Он малообщителен, слабо реагирует на внешние возбудители, склонен к лени. ( Флегматиками были М.Кутузов,

Наши рекомендации