Инвентаризация, потери, переоценка, отчетность.
- Потери.
- Инвентаризация.
- Переоценка.
- Отчетность.
1.
Товарные потери представляют собой уменьшение количества и снижение качества ТМЦ, вызванных физико-химическими свойствами товаров (усушка, распыл, раскрошка товаров при хранении и реализации) и другими причинами.
Товарные потери бывают двух видов:
· К нормируемым товарным потерям относят естественную убыль товаров; бой, лом товаров в следствии их хрупкости, порчу товаров или повреждение потребительской тары, в которую упакованы товары, что в свою очередь вызывает потерю их потребительских свойств; технологические отходы… Естественная убыль представляет собой потери товара (уменьшение ее массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств товаров, воздействия метеорологических факторов и несовершенства применяемых в данное время средств защиты товаров от потерь при транспортировке, хранении и реализации. Нормы товарных потерь разрабатываются и периодически уточняются НИИ, утверждаются Минторгом и Белкоопсоюзом по согласованию с Минфином.
· К ненормируемым товарным потерям относят порчу и недостачу товаров сверх установленных норм и недостачу товаров по которым такие нормы не установлены.
Товарные потери в пределах и сверх норм естественной убыли, возникающие при хранении и реализации товаров, выявляются только при проведении инвентаризации. Фактические товарные потери устанавливают в сличительной ведомости по каждому наименованию товаров путем сопоставления фактического наличия, указанного в инвентаризационной описи, с остатком по данным бухгалтерского учета. Естественную убыль рассчитывают только по тем позициям сличительной ведомости результатов инвентаризации товаров, по которым после зачета пересортиц значится недостача товаров.
В бухгалтерском учете товарных потерь придерживаются следующих принципов:
· нормы естественной убыли и нормы потерь от боя, лома, порчи являются предельными и применяются только в случае выявления фактической недостачи;
· списание естественной убыли и товарных потерь в пределах норм производят на основе соответствующего расчета, составленного бухгалтером при участии МОЛа и утвержденного руководителем предприятия;
· естественная убыль товаров и других товарных потерь в пределах норм с МОЛа списывают в сумме фактических потерь, но не выше установленных норм;
· выявленные при инвентаризации товарные потери сверх установленных норм естественной убыли товаров и норм потери от боя, лома и порчи товаров относят на МОЛов по розничным ценам;
· по недостачам товаров сверх норм естественной убыли входной НДС не принимается бюджетом к зачету и списывается за счет виновных лиц или за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Сумму естественной убыли на реализованные товары определяют так: к остатку товара на начало межинвентаризационнго периода прибавляют поступление товаров, минус выбытие товаров за межинвентаризационный период и минус остаток товаров на конец межинвентаризационного периода. Таким образом, мы находим сумму реализации, которую умножаем на норму естественной убыли.
Основные операции:
94 41 – выявлены недостачи и потери товаров по учетным (розничным ценам);
44 94 – списана естественная убыль на ИО;
91 94 – списаны недостачи сверх норм;
73 94 – недостача отнесена на виновное лицо.
2.
В процессе хозяйственной деятельности при учете, движении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в силу различных причин может образоваться несоответствие фактического наличия ТМЦ учетным данным. Согласно Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» предусмотрено обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:
· при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;
· при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
· в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств;
· в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации в соответствии с требованиями.
Для проведения инвентаризации на предприятии (в учреждении) создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
В соответствии с Методическими указаниями инвентаризация имущества должна производиться по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательствах записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, оформляемые не менее чем в двух экземплярах.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В конце инвентаризационной описи МОЛы дают расписки о том, что инвентаризация проводилась в их присутствии и к комиссии замечаний нет.
Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете (там указывается: наименование ТМЦ, их количество по инвентаризационной описи, по данным бухгалтерского учёта, расчет естественной убыли, взаимизачёт в результате пересортицы и выводится окончательный результат).
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
· стоимость выявленных при инвентаризации излишков подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
· стоимость недостачи, порчи или иной утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия (учреждения) на издержки производства или обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Сверх норм списывается за счёт виновных лиц, или относится на убытки предприятия.
О допущенной пересортице, излишках и недостачах материально ответственные лица представляют подробные объяснения.
Излишек имущества в соответствии с решением руководителя организации приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.
Основные операции:
94 41 – выявлены недостачи и потери товаров по учетным (розничным ценам);
94 42/1,3 – списаны торговая надбавка и НДС для доведения суммы недостачи товаров до покупной стоимости;
44 94 – списана естественная убыль на ИО;
91 94 – списаны недостачи сверх норм;
73 94 – недостача отнесена на виновное лицо;
73 98 – отнесена на виновное лицо разница между ценами;
73 68 – начислен НДС;
41 91 - оприходованы излишки…
3.
Переоценка ТМЦ – это пересмотр и изменение цен на товары в рамках законодательства
Переоценка бывает двух видов:
- дооценка – повышение цен;
- уценка – снижение цен.
На уровень цен на товары влияет коньюктура рынка.
Основными причинами переоцени являются:
- инфляция;
- колебания сезонного спроса;
- истечение сроков реализации товаров;
- потеря качества товаров при хранении, экспонировании в витринах, на выставках…
- при изменении цен правительственными органами за счет госбюджета;
- при уценки непродовольственных товаров пользующихся ограниченным спросом…
Суммы дооценки товаров направляют на пополнение внереализационных доходов, а источниками покрытия товарных потерь от уценки являются издержки обращения, внереализационные расходы, возмещения виновных лиц.
Основанием для переоценки товаров служит распоряжение правительственных органов и приказ руководителя предприятия.
Переоценку ТМЦ проводят сразу после окончания работы предприятия и накануне введения новых цен, которая сопровождается инвентаризацией: полной или частичной. Полную инвентаризацию ценностей проводят в том случае, если переоценки подлежит более половины всех ценностей в стоимостном выражении, а предыдущая инвентаризация проводилась у МОЛа более 3 месяцев тому назад.
В ходе переоценки комиссия производит перемаркировку ТМЦ и составляет Опись-акт на переоцеку товаров и других материальных ценностей в двух экземплярах. В акте указывают: наименование, характеристику, обоснование цены товара, его количество, учетную цену до и после переоценки, а также сумму уценки или дооценки товаров, которую определяют как разность между стоимостью товаров до и после переоценки. По окончании переоценки Опись-акт передается в бухгалтерию, где экономист по ценам проверяет правильность прежних и новых цен, а бухгалтер проверяет таксировку и правильность подсчета итогов. Факт проверки Описи-акта на переоценку они подтверждают своими подписями. Выявленные в ходе проверки ошибки в установленном порядке исправляют и подтверждают своими подписями во всех экземплярах комиссия, проводившая переоценку товаров. На основании проверенного и утвержденного акта на переоценку товаров заведующий складом (отделом) в товарном отчете и регистрах складского учета приходует товары по новым ценам после переоценки и списывает в расход товары по прежним ценам до переоценки. Бухгалтер, соответственно, закрывает все аналитические счета товаров по ценам до переоценки и открывает новые аналитические счета товаров по ценам после переоценки.
Основные операции:
41 91 – отражена дооценка товаров;
44 41 – списана сумма уценки товаров относимая за счёт ИО;
91,73 41 списана уценка товаров.
4.
Материальная ответственность на торговых предприятиях может быть индивидуальной или бригадной (коллективной). Подписав договор о материальной ответственности, работник подтверждает, что он в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности персонала берет на себя полную материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию в результате как умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Форма отчетности материально ответственного лица (бригады) и сроки ее представления определяются администрацией предприятия исходя из особенностей его деятельности, организации аналитического учета движения товаров, степени автоматизации этого участка счетной работы и других условий.
Отчетность материально ответственных лиц может быть, как ежедневной, так и охватывать более длительные сроки (5, 7 дней). Удлинение сроков отчетности нежелательно, так как это нарушает ритмичность работы бухгалтера, отодвигает сроки составления им бухгалтерской и статистической отчетности.
Отчеты (реестры, товарные отчеты, товарно-денежные отчеты и т.п.) составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах (под копирку). В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам); в отдельной графе может отражаться движение тары. Отчеты материально ответственного лица нумеруются последовательно с начала и до окончания года (с начала его работы и до конца года). Если в торговом предприятии (структурной единице) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, составляется два отчета:
- один - с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации,
- второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока предоставления отчета.
В отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи.
Все документы, на основании которых составлен отчет, прикладываются к первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру под его расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица.
При приеме отчета у материально ответственного лица бухгалтер производит так называемую формальную проверку отчета, во время которой устанавливается:
- все ли перечисленные в отчете документы приложены к нему;
- все ли документы относятся к тому отчетному периоду, за который составлен отчет;
- все ли приложенные документы имеют необходимые реквизиты и подписи;
- нет ли в документах подчисток и неоговоренных исправлений.
Проверка приложенных к отчету документов по существу и законности оформленных ими операций, таксировка их, проверка правильности подсчета итогов производится, как правило, в день приемки отчета. О проверке отчета делается соответствующая отметка за подписью лица, проводившего ее.
Обнаруженные при проверке отчетов ошибки в таксировке, подсчете итогов и в записи документов исправляются бухгалтером путем зачеркиваний (одной чертой!) неправильных и написания правильных сумм и записей.
О произведенных исправлениях в отчете сообщается материально ответственному лицу, который вносит соответствующие изменения во второй экземпляр отчета и своей подписью на первом экземпляре подтверждает правильность произведенных исправлений.
Соблюдение принципа единства оценки товаров заключается в том, что при оприходовании товаров и при списании их с материально ответственного лица применяются одни и те же учетные цены.
Встречная проверка документов, приложенных к отчетам разных материально ответственных лиц на предприятии (кладовщика и зав.секцией, зав.секцией и кассира и т.п.); документов, приложенных к отчету материально ответственного лица и соответствующих сопроводительных или расчетных документов поставщика (покупателя), позволяет не только выявить ошибки в таксировке, подсчете итогов, но и дает возможность предупредить случаи злоупотреблений, недостач ценностей. Эти же цели преследуются при проведении инвентаризации и сверки учетных и фактических данных о наличии товаров.