Заключение и расторжение брака
Заключение брака
Sponsalia совершалась в форме двух стипуляций – по одной paterfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой – обязывался передать невесту в качестве жены. РЧП знало три способа установления manus, или способа совершения брака:
- Confarreatio - религиозный обряд в присутствии жрецов и 10 свидетелей.
- Coemptio – светская форма совершения брака. Это воображаемая покупка жены в форме mancipacio. Жених передавал слиток металла в качестве покупной цены домовладыке невесты.
- Usus – применение института приобретательной давности к области брачных отношений.
Эти формы постепенно исчезали, и впоследствии утвердилось процедура простого соглашения брачующихся – consensus facit niptias – брак совершается соглашением.
Расторжение брака
- Смерть одного из супругов
- Capitis deminutio maxima (например, обращение в рабство)
- Capitis deminutio media (утрата права гражданства, кроме latini veritas)
- Capitis deminutio minima – т.е. изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства с другим супругом, при которой вступление в брак становилось невозможным, например домовладыка усыновлял мужа своей дочери, не эмансипировав ее предварительно.
- По воле мужа или его домовлладыки в браке cum manu mariti
- По воле мужа или жены либо по их соглашению в браке sine manu mariti
В Риме исторически существовало два вида брака. В цивильном праве возник «брак с властью мужа», древнейший вид, существовал еще до уложения Юстиниана (cum manu mariti). Второй вид – «брак без властью мужа» (sine manu mariti).
Брак с властью мужа
Главная черта – неравенство личных и имущественных прав мужа и жены. У супрагов есть два вида прав – личность и имущественных. Здесь их неравенство. Мужчина в таком браке обладает гораздо большим объемом личных и имущественных прав.
В чем это выражалось?
Личные права. Жена должна была слушаться мужа. За непослушание муж имел право продать жену в рабство. Это не было распространено, но юридически возможно. Женщина имеет право на развод только с разрешения мужа. Если жена сама уходила де-факто, муж мог вендицировать ее как вещь, через вендикационный иск. Если женщина вступала в брак с властью мужа, она утрачивала прежние огнатские связи и приобретала новые. У нее появлялись новые огнатские родственники – мужа. А вот кровные у нее оставались те же.
Имущественные права. В браке с властью мужа отсутствует институт общей и раздельной собственности – потому что все имущество на праве собственности принадлежит мужу. Все нажитое имущество принадлежит мужу. Если женщина совершает в период брака приобретательские сделки (например, принимает в дар что-то), собственник этого тоже муж. Приданное предоставляется всегда мужу. Мужчина в этом браке становится собственником приданного, он им свободно распоряжается. В случае прекращения брака приданное остается у мужа, если, он умер, у его умер – женщина не может востребовать его обратно
Брак без власти мужа
С развитием римского общества, в эпоху правления императора Юстиниана, он сменяется браком без власти мужа. Эта форма сильно отличается. Он базируется, как и современный брак, на принципе равенства личных и имущественных прав супругов.
Это выражается и при анализе личных, и имущественных прав.
Личные права. Супруги решают вопросы семейной жизни по взаимному согласию, как и сейчас – де-юре муж приказывать не может, хотя де-факто иногда бывает. Во-вторых, женщина имеет право на развод. Она может уйти, вендицировать ее он не может. При вступлении в такой брак огратское родство не меняется, остается прежнем. Мужчина не может продать жену в рабство и наказывать ее за непослушание.
Имущественные права. Действует режим раздельной собственности супругов – у мужа свое имущество, у жены – свое. Если имущество приобретено по сделке, оно становится собственностью супруга, который совершил сделку – либо мужа, либо жены. Единственное ограничение – супругам запрещено заключать договор дарения в отношении друг друга. Одна из гипотез – чтобы мужчина не заставил женщину все ему подарить. Третьи лица дарить им могут, а они друг другу нет.
Принципиально менятся правовой режим приданного. В момент заключения брака муж дает клятву, что он не будет расходовать приданное, и что при определенных условиях при расторжении брака приданное будет возвращено жене.
Эти условия зависели, во-первых, от основания прекращения брака. Их было два. Это смерть и развод. В случае смерти действует следующее право. Если раньше умер муж, его родственники обязаны вернуть приданное у родственников мужа – у жены есть специальный иск, чтобы его вернуть. Если раньше умерла жена, приданное остается у мужчины, за одним исключением – если приданное было предоставлено не супругой, а ее домовладыкой, и домовладыка на момент смерти дочери жив. Тогда уже у него есть иск об истребовании приданного.
В случае развода действовало правило: прав на приданное лишается виновник развода. Если развод по вине мужа, он возвращает приданное, если по вине жены – остается у нее. Кто виноват? Обычно лежит на каждом из супругов. Поэтому была установлена презумпция – инициатор предполагается виновным при разводе, если он не может доказать обратного. Например, презумпция опровергалась, если мужчина подавал на развод и доказывал факт неверности или то, что женщина не могла иметь детей. Жена – если доказала факт неверности, или что не может исполнять супружеский долг. А если «не любит», или «не сошлись характерами» - презумпция не опровергается.
Прекращение брака: развод или смерть.
Любопытным является демографическая политика Древнего Рима. Всякое европейское государство было заинтересовано в приросте населения, рождении детей. Как римское право стимулировало римлян к этому? В СССР был налог на холостяков, мужчины, достигшие 18 лет и не вступившие в брак, платили налог на холостяков. Римляне стимулировали с помощью норм частного права, в более мягкой форме.
Имущественные права лиц, которые достигли брачного возраста, но не состояли в браке, или состояли, но не имели детей, ограничивались.
· Если лицо, достигнув возраста, не состояло в браке, не могло быть наследником по завещанию.
· Если лицо состояло в браке, но не имело детей, оно могло быть наследником по завещанию, но наследовало только половину от отписанного в завещании. Мужчина считался бездетным, если у него не было детей в законном браке (потому что могут быть вне брака). Женщина считалось бездетным, если у нее менее трех детей (один или два). Так ограничивались их имущественные права.
Какие были варианты для римлян, обладавших брачной правоспособностью?
· Законный брак.
· Фактическое сожительство.
Чем брак отличался от фактического сожительства?
· Правыми последствиями. Ребенок, рожденный в законном браке, приобретал статус отца. В фактическом сожительстве – статус матери.
· Ребенок, рожденный в законном браке, имеет право на алименты, рожденный вне брака – не имеет.
· Ребенок, рожденный в браке, является наследником по закону после своего отца, рожденный вне брака, не имеет наследственных прав в отношении отца.
Но в Риме, помимо законного брака и сожительства, между М и Ж могли быть отношения, которые назывались конкубинатом (concubinat).
Это особое правовое состояние, которое является промежуточным правовым состоянием между браком и фактическим сожительством – конкубинат. Когда он возникает? Если стороны имеют все условия для вступления в брак – положительные есть, а отрицательные отсутствуют.
Но при этом, обладая юс канубии, человек не может реализовать его в отношении данного лица. Почему? В Риме было два принципа – единобрачия (можно состоять в одном законном браке) и моногамии (можно иметь в браке только одного партнера). То есть если у них есть цель создание семьи, но право реализации юс кануби невозможно (например, один из партнеров не прекратил прежний брак), возникает конкубинат.
Чем отличие от законного брака? Дети, рожденные в конкубинате, приобретали статус матери. Что отличает от сожительства? Дети имеют право на алименты и право наследования по закону после отца.
Эти отношения в случае возникновения спора устанавливал претор.
Отец мог узаконить детей, рожденных в конкубинате (чтобы придать им свой статус и ввести под свой статус), тремя способами:
· Вступить в законный брак с матерью ребенка (например, все-таки развелся в предыдущем браке, или жена умерла). Ребенок автоматически приобретал статус отца.
· Узаконение ребенка по рескрипту императора о признании данного ребенка ребенком данного лица. Без вступления в брак.
· Наиболее распространенный способ: можно было отдать мальчика в сословие местных декурионов (от слова «курия» - ад-терр единица). Декурионы – это особое социальное сословие, которое занималось в Риме сбором налогов (в том числе они) с определенной территории – курии. Соответственно, с ребенком отец должен был передать ему определенное имущество, чтобы декурион мог расплатиться в случае недоимки.