Качества, необходимые руководителю
Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
1 Тим. 3:2–7
Иисус замечательно подготовил Своих учеников к тому, чем им предстояло заниматься. Он учил как Своим примером, так и заповедями; обучение производилось прямо «на ходу». Иисус не требовал, чтобы Его ученики садились в обычный учебный класс и записывали все, что Он говорит. Школой, где преподавал Иисус, была сама жизнь: принципы Его учения и Его ценности достигали учеников посреди повседневных забот. Иисус давал ученикам возможность продолжить обучение (Лк. 10:17–24), что позволяло им обучаться на своих успехах и неудачах (Мк. 9:14–29). Он наделял их ответственностью и властью, когда они были к этому готовы. Учение Иисуса в гл. 13–16 Евангелия от Иоанна – прекрасное напутствие ученикам, закончившим обучение.
Подготавливая руководителей, Бог дает им осознание определенного места и конкретного служения. Методы обучения определяются поставленной задачей, а врожденные и духовные дары даются с ясной целью. Примером этого является Павел, который никогда бы не сделал так много без направленного обучения и божественного дарования. Сходным образом, Бог подготовил Адонирама Джадсона для того, чтобы он стал первым миссионером в Бирме, наделив этого выдающегося руководителя качествами, необходимыми для начала благовестия в этой азиатской стране: уверенностью в себе, сочетающейся со смирением; энергией, сдерживаемой благоразумием; бескорыстностью, мужеством и пылким желанием спасать людей.
Мартина Лютера описывают как человека, с которым было легко общаться, лишенным личного тщеславия и столь простым в своих вкусах, что окружающим было невдомек, как он ухитряется столь малым поддерживать в себе жизнь. Его отличали практичный ум, веселое чувство юмора, живой смех, искренность и честность. Вдобавок к этим качествам, он обладал мужеством, твердой убежденностью и горячей любовью к Христу. Неудивительно, что он вдохновлял людей на верность, которая была тверже стали1.
Профессор Густав Варнек следующим образом описывал Хадсона Тейлора, первого благовестника в Китае: «Человек, исполненный веры и Духа Святого, полностью преданный Богу и Его призыву, отличающийся решительным самоотречением, редчайшей силой в молитве, замечательным умением организовывать, неослабевающим упорством и поразительным влиянием на людей, и в то же время сам он необыкновенно по‑детски прост»2.
Этим духовным руководителям Бог дал те таланты и дары, которые подходили для миссии, к которой они были призваны. От всех остальных этих людей отличала лишь степень, до которой они развили полученные дары благодаря своему посвящению путем обучения и дисциплины.
Дисциплинированность
Без этого важного качества все остальные дары подобны карликам: они не могут развиваться, расти. Именно поэтому дисциплинированность стоит первой в нашем списке. Прежде чем завоевать весь мир, нужно первым делом покорить себя самого.
Руководитель – это тот, кто научился подчиняться порядкам, которые приходят извне, а потому выработал в себе привычку подчиняться еще более строгой внутренней дисциплине. Тот, кто бунтует против чьего‑либо авторитета и презирает самодисциплину, кто избегает строгих порядков и уклоняется от жертвенности, не подходит на роль руководителя. Многие из тех, кто оставляет служение, в достаточной мере наделены дарами, однако значительная часть их жизни протекает без участия и контроля Святого Духа. Ленивые и неорганизованные люди никогда не смогут стать истинными руководителями.
Многие из тех, кто стремится к руководству, терпят крах, потому что они никогда не учились следовать за другими. Они похожи на детей, которые играют на улице в войну, но при этом не видно никаких действий, не слышно шума и возни. Когда вы интересуетесь, не заключили ли они временное перемирие, они отвечают: «Да нет, просто мы все тут генералы, и никто не может приказать нам атаковать».
Дональд Барнхаус с интересом отметил, что средний возраст людей, вошедших в справочник «Кто есть кто в Америке», составлял менее двадцати восьми лет (всего в справочнике, в который были включены люди, занимающие ключевые посты в управлении страной, оказалось сорок тысяч американцев). Дисциплинированность с раннего возраста, подготовка к тому, чтобы пойти на определенные жертвы и таким образом основательно подготовиться к выполнению поставленной жизненной задачи, прокладывают путь для великих достижений3.
Знаменитый государственный деятель выступил с речью, которая вызвала бурное развитие событий в стране. «Скажите, пожалуйста, как долго вы готовились к этому выступлению?» – поинтересовался у него один восхищенный слушатель.
«Всю свою жизнь», – последовал ответ.
Молодой человек, если по натуре он руководитель, будет трудиться, пока остальные тратят время впустую, учиться, пока остальные храпят на уроках, молиться, пока остальные просто мечтают о чем‑то. От тяги к бездеятельности он будет избавляться, будь то в поступках, мыслях или манере одеваться. Будущий руководитель питается правильно, держит правильную осанку, готовит себя к тому, чтобы выстоять в нелегком сражении. С охотой возьмется он за неприятное поручение, от которого отказались остальные, или возьмет на себя ответственность, которой избежали другие, опасавшиеся общественного неодобрения. По мере того как Святой Дух наполняет его жизнь, он будет приучаться не уклоняться от сложных ситуаций и не пасовать перед бескомпромиссными собеседниками. Он мягко, но решительно сделает выговор, если в этом возникнет необходимость, и примет решение о подходящем наказании, если это потребуется, чтобы успешно трудиться для Господа. Он не будет откладывать решения на потом, но постарается в первую очередь справиться с самыми сложными задачами. Его молитва будет звучать так:
Боже, помоги мне строже относиться к себе,
К этому трусу с жалостливым голосом,
Который постоянно стремится облегчить
свою участь.
Я сам – свой самый коварный предатель,
Свой самый неискренний друг,
Свой злейший враг,
Помеха на пути, куда бы я ни направлялся4.
Мало кто из людей был более верным и решительным в вынесении доброжелательных упреков и в разговорах начистоту, чем Фред Митчелл, британский директор Китайской внутренней миссии и председатель английской Кесуикской конвенции. Будучи чутким и доброжелательным по натуре, он не старался избежать неприятной беседы. В разговорах он всегда руководствовался любовью, предварительно основательно помолившись. Но его слушатели не всегда были способны оценить и принять его слова. Фред признался однажды, через какие муки ему пришлось пройти, когда его верность труду для Бога привела к потере близкого друга. С годами Фред все больше времени проводил в молитве перед тем, как с кем‑нибудь побеседовать. Нередко в тех случаях, когда ему нужно было решить вопрос, связанный с наказанием, или пойти наперекор чьим‑либо стремлениям, он писал письмо, затем откладывал его в сторону на какое‑то время. Иногда, перечитав письмо по прошествии нескольких дней, он убеждался, что в нем все в порядке, и тогда отправлял письмо адресату. Если же его что‑то не устраивало, он уничтожал черновик и писал все заново5.
Когда брали интервью у Томаса Кохрейна, основателя World Dominion Movement (движение «Завоевание мира»), ему задали следующий вопрос: «Как вы полагаете, к какому роду миссионерского служения у вас особое призвание?» На это Томас Кохрейн ответил: «Я знаю лишь то, что мне следует мечтать, чтобы мое служение было тяжелее всех». Вот это достойный ответ по‑настоящему дисциплинированного человека!
Вот как Литтон Стрейчи описывает Флоренс Найтингейл:
Не мягкость и не женская самоотверженность стали залогом того, что она навела порядок в больницах Scutari, где царил хаос, из своих средств обеспечила английскую армию одеждой, добилась ощутимого влияния на упрямых, неохотно идущих на компромисс чиновников; всего этого она добилась строгими мерами, суровой дисциплиной, повышенным вниманием к деталям, непрестанным трудом, твердой решимостью упорной воли. За ее спокойной и кроткой манерой поведения скрывалось неистовое и жаркое пламя6.
Самьюэл Чедвик, великий методистский проповедник и директор учебного заведения Cliff College, оказал огромное влияние на людей своего поколения. Каждое утро он вставал в шесть часов, принимал холодную ванну, будь то лето или зима. Свет в его кабинете почти всегда горел до двух часов ночи. Столь беспощадный режим был внешним выражением его суровой внутренней дисциплины7.
В течение всей своей жизни Джордж Уайтфилд вставал в четыре часа утра и ложился спать в десять часов вечера. Кто бы ни был у него вечером в гостях, с кем бы он ни вел беседу, но как только стрелки часов достигали отметки «10», он вставал со своего места и добродушно обращался к своим друзьям: «Что ж, джентльмены, пора уже всем почтенным гражданам разойтись по домам»8.
Баркли Бакстон призывал христиан в Японии к дисциплине во всем, как в христианском служении, так и на работе. Под этим подразумевалось постоянство в чтении Библии, в молитве, в жертвовании десятины, в использовании времени, в сохранении своего здоровья путем правильного питания, физических упражнений и полноценного сна. Сюда входила и дисциплинированность в общении с другими христианами, несмотря на любые различия. Порядки, которые он установил в своей жизни, и его призыв к таким же порядкам стали результатом опыта9.
Приведенные выше выдержки из биографий некоторых христиан наглядно отражают смысл стихотворения неизвестного автора:
Высоты, что великим навсегда принадлежат,
Покорены не теми, кто стремительно взлетел:
Великий человек, пока другие спят,
В ночи идет вперед, нелегкий труд – его удел.
В случае, когда руководитель отличается своей дисциплинированностью, окружающие это чувствуют, и потому они, как правило, оправдывают ожидания, возлагаемые на них.
В дисциплинированности есть еще один аспект, о котором нечасто упоминают. Мы должны с такой же готовностью принимать, как и давать другим. Некоторые служители настолько самоотверженно относятся к своему труду, что готовы жертвовать собой, но не согласны, чтобы им платили тем же. Им не хочется чувствовать себя обязанными кому‑либо. Однако руководство людьми требует открытости к окружающим вас. Если вы отвергаете предложенную помощь или игнорируете чье‑то доброе расположение, тем самым вы изолируете себя от других, лишаете остальных возможности послужить и лишаете самого себя важной поддержки.
Епископ Уэсткотт в конце своей жизни признал, что совершил непростительную ошибку. Всю жизнь он активно помогал другим, но в то же время безжалостно пресекал попытки других помочь ему. В результате этого в его жизни осталась некая пустота, которая иначе могла быть заполнена дружескими отношениями и заботливой поддержкой окружающих10.
Видение
Люди, в свое время больше других оказавшие влияние на мир, обладали видением – они видели больше и дальше, чем другие. Это были люди веры, поскольку вера и есть видение. О Моисее, одном из величайших руководителей всех времен и народов, написано: «…он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр. 11:27). Вера Моисея давала ему видение. Слуга пророка Елисея ясно видел огромную армию, окружившую город, но Елисей в это время видел войско, которое послал им на защиту Господь (4 Цар. 6:17). Вера Елисея давала ему видение.
Поухаттен Джеймс писал:
Божий человек должен глубоко проникать взглядом в вещи духовные. Он должен видеть, как горы наполняются конями и огненными колесницами; он должен уметь истолковать, что означает написанное Божьим перстом на стене сознания; он должен понимать духовное значение знаков времен; он должен уметь то и дело приподнимать занавес материального, позволяя смертным взглянуть на духовное величие, окружающее трон милости Божьей. Божий человек должен непоколебимо утверждать те истины, которые были начертаны ему на горе; он должен делиться видением, данным ему на острове откровения… Ничто из перечисленного невозможно бездуховного зрения, умения проникать в смысл духовных явлений11.
Чарлз Коуман, основатель Восточного миссионерского сообщества, обладал духовным видением. «Всю свою жизнь он, похоже, видел то, что было недоступно взору толпы, видел лучше и более широко, чем многие его современники. Он был человеком далеких горизонтов»12.
Кроме умения видеть вглубь, видение также включает и дальновидность. Прекрасная репутация президента Мак‑Кинли была основана отчасти на его способности прислониться ухом к земле и услышать то, что грядет в скором будущем. Свое умение слышать он обратил в видение: он видел то, что лежало впереди. Руководитель должен быть способен увидеть конечные результаты своей стратегии и методов, которые он (или она) использует. Ответственные руководители всегда стараются заглянуть вперед, представить, как их действия отразятся на будущих поколениях.
Великие миссионеры‑первопроходцы обладали таким видением. Уильям Кэри видел перед собой весь земной шар, в то время как для его коллег‑проповедников весь мир заканчивался там, где проходили границы их церковных приходов. Генри Мартин видел весь мусульманский мир – Индию, Персию и Аравию, а в это время церковь на его родине ломала копья по поводу незначительных богословских расхождений. Об А. Б. Симпсоне говорили: «Труд всей его жизни заключался в том, что он в одиночку работал там, где его коллеги не видели для себя ничего, стоящего усилий».
Один старший сотрудник в разговоре с Дугласом Торнтоном, трудившемся в Египте, сказал:
– Торнтон, вы отличаетесь от всех, с кем я был знаком. Вы всегда смотрите на то, чем все закончится. Большинство людей, включая и меня, предпочитают просто осуществлять очередной шаг, чем ориентироваться на конечный исход.
– Что ж, – ответил Торнтон, – лично я считаю, что без постоянного вдохновения, которое я получаю, устремляя взор к цели моего труда, я бы никак не смог продолжать трудиться так же неустанно13.
Дугласу Торнтону был чрезвычайно необходим идеал, видение. Без этого он был бы неспособен находить в себе силы для работы. И этим объяснялась широта его взглядов и притягательность его замыслов.
В глазах, которые смотрят, нет недостатка; глаза, которые видят, встречаются нечасто. Фарисеи смотрели на Петра и видели перед собой всего лишь необразованного рыбака, недостойного даже повторного взгляда. Но Иисус видел Петра пророком и проповедником, святым и руководителем, который внес свою долю в то, чтобы перевернуть весь мир.
Видение подразумевает оптимизм и надежду. Пессимист в каждой возможности видит трудности. Оптимист в каждой трудности видит возможность. Пессимист склонен удерживать людей, обладающих видением, от того, чтобы они добивались своей цели. Осторожность тоже играет свою роль. Осторожный человек может помочь оптимистически настроенному руководителю быть более реалистичным. Все мы живем в мире, где действуют ограничения и где нужно приложить усилия, чтобы заставить кого‑то или что‑то двигаться. Осторожные христиане усваивают ценные для себя уроки из истории и обычаев, но они подвергаются опасности быть прикованными к прошлому. Человек, так ясно видящий перед собой трудности, что не может разглядеть пути их преодоления, не способен наделить других видением.
Вот как Браунинг описал смелого оптимиста:
Тот, кто никогда не отворачивался от опасности,
Но всегда мужественно шагал вперед,
Не сомневаясь, что тучи разойдутся,
Никогда даже не мыслил о том,
Что победа достанется нечестивым,
Пусть даже праведники и терпели поражение.
Тот, кто обладает видением, способен на отважные поступки, а история всегда на стороне отчаянной веры. Тот, у кого есть видение, по вере смело шагает вперед, невзирая на канавы и пропасти, не пытаясь обезопасить себя от случайностей, но и не идя на необдуманный риск. Об архиепископе Моулле писали:
Отличительной чертой его величия было то, что он никогда не был чересчур передовым для своего времени, но и никогда не отставал от современности. Он всегда был немного впереди, достаточно, чтобы вести за собой других. Перед собой он всегда видел новые открывающиеся горизонты. В том возрасте, когда большинство людей склонны позволять событиям просто идти своим ходом, он был удивительно восприимчив к новым идеям и проектам14.
Руководители умеют брать уроки из прошлого, но они никогда не пожертвуют будущим просто ради повторения того, что уже случилось. Те, у кого есть видение, умеют принимать взвешенные решения на будущее, но прошлое уже не изменишь.
Видение без цели ведет к бесплодным мечтаниям.
Цель без видения ведет к бесполезной рутине.
Видение вместе с целью – основа для миссионерства15.
Мудрость
«Мудрость – это способность правильно использовать знание, это сочетание проницательности, рассудительности, дальновидности и подобных им качеств… В Писании под мудростью понимается умение вынести справедливый суд, принимая во внимание духовные истины и нравственные нормы» (Уэбстер)[2].
Если знание – это набор фактов, а интеллект – это способность размышлять над ними, то мудрость – это умение понимать, дарованное свыше. Это взгляд в глубину предметов и явлений. Мудрость предполагает знание Бога и знание тонкостей человеческой психологии. Будучи больше знания, мудрость означает верное применение знаний нравственных и духовных истин, умение разрешать сложные дилеммы, умение вести переговоры в случае запутанных человеческих отношений. «Мудрость на 90 процентов состоит из умения быть мудрым вовремя», – утверждал Теодор Рузвельт. Большинство из нас «слишком часто оказываются мудрыми, когда уже поздно»16.
Мудрость дает руководителю уравновешенность и помогает избежать эксцентричных и необдуманных поступков. Если знание достигается путем учебы, то мудрость дается через исполнение Святым Духом. После этого руководитель сможет правильно распорядиться имеющимися у него знаниями. Одним из требований к руководителям в ранней церкви, даже к второстепенным, было то, чтобы они были исполнены мудрости (Деян. 6:3).
Знание и мудрость, не будучи одним и тем же,
Зачастую вовсе не схожи. Знание пребывает
В умах, наполненных мыслями других людей;
Мудрость же – в умах тех, кто прислушивается
к своим мыслям.
Знающий человек гордится, что так много изучил,
Мудрый же смирен, сознавая, что он еще многого
не знает.
Автор неизвестен
Хоуст прекрасно понимал, насколько необходима мудрость руководителю:
Когда кто‑либо требует подчинения от другого на основании своего более высокого положения, игнорируя соображения и доводы последнего, это дух тирании. Когда, с другой стороны, посредством взаимопонимания и тактичного подхода, молитвой, духовной силой и трезвой мудростью кто‑либо способен повлиять на другого и дать ему новое понимание ситуации, так что тот посредством собственных размышлений и доводов примет решение изменить свой курс и двигаться иначе, то мы имеем дело с истинным духовным руководством17.
На наших устах постоянно должна быть молитва Павла о христианах в Колоссах: «Чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол. 1:9).
Решительность
Незамедлительные и ясные решения отличают истинного руководителя. Человек, обладающий видением, может видеть далеко вперед, но руководитель должен принимать решения. Импульсивный человек может поспешить с расстановкой приоритетов, но руководитель должен взвесить все обстоятельства и принять решение на основе здравых размышлений.
Как только духовный руководитель убеждается, что он поступает по воле Божьей, он тут же начинает действовать, несмотря на возможные последствия. Преследуя поставленную цель, руководитель никогда не оглядывается и не просчитывает варианты на случай провала своих планов. И уж тем более истинный руководитель никогда не станет возлагать вину за неудачу на своих подчиненных.
Авраам доказал свое умение принимать скорые и ясные решения во время истории с Содомом и избавлением Лота (Быт. 14). В своем отношении к Лоту Авраам продемонстрировал как активную, так и пассивную стороны деятельности духовного руководителя. Совершенно не преследуя своей выгоды, он уступил право выбора лучших пастбищ Лоту (Быт. 13), тем самым проявив свое смиренное благочестие. Но когда Лота захватили в плен в результате разгрома армии Содома (Быт. 14), Авраам незамедлительно проявил инициативу и предпринял решительные действия для освобождения племянника. С великой отвагой он преследовал врагов и одержал победу над превосходящими силами противника. Этим он проявил истинность своей веры.
Моисей стал руководителем Израиля, когда он отказался от своей власти в Египте, отрекся от своих привилегий, отождествив себя с рабами‑евреями и страданиями, которые выпали на их долю (Евр. 11:24–27). Эти решения он принял не в результате длительных размышлений. В этом проявилась вера Моисея.
Первым вопросом, который задал апостол Павел сразу после своего обращения, были слова: «Господи! что мне делать?» (Деян. 22:10). Без колебаний Павел приступил к действиям, как только открылась ему божественная природа Христа. Получивший свет должен идти дальше. Узнав, в чем его миссия, Павел приступил к ее выполнению.
Список святых, приведенный в гл. 11 Послания к Римлянам, прекрасно подходит для изучения видения и решительности. Эти люди получали видение, подсчитывали цену, которую нужно уплатить для достижения цели, принимали решения и приступали к действиям. Так же поступали и великие миссионеры на протяжении истории. Уильям Кэри получил видение в Кеттеринге и принял решение ехать в Индию миссионером, хотя трудности такого путешествия пока только угрожающе вырисовывались на горизонте неприступной стеной. Дейвид Ливингстон получил видение в Думбартоне, принял решение, преодолел возникшие трудности и отправился в Африку18. Никакие обстоятельства не могут расстроить планы таких людей, никакие трудности не заставят их отступить.
Духовный руководитель не станет медлить, когда нужно принимать решение, и не будет колебаться, когда решение уже принято. Лучше ошибочное, но искреннее решение, чем слабовольное зондирование почвы, использование «пробных шаров», нерешительное бездействие. Отложить решение означает смириться с существующим положением вещей. В большинстве решений главное не в том, чтобы знать, что делать, а в том, чтобы жить вместе с последствиями принятых решений.
Чарлз Коуман был известен как целеустремленный человек. Его глаза всегда были устремлены на одну величайшую задачу. Для него видение было первым шагом в плане действий. Как только он ощущал возможность затеять какой‑нибудь проект, он не успокаивался, пока работа над новым начинанием не шла полным ходом.
Один молодой человек, только начав работать в береговой охране, вместе со своей командой принял участие в отчаянной попытке спасти терпящих бедствие во время сильного шторма. Порывы ветра бросали ему в лицо струи дождя, когда он, испуганный такой непогодой, пробрался к капитану и закричал:
– Мы никогда не вернемся назад!
На что капитан ответил:
– Возвращаться нам и не нужно, а вот плыть вперед мы обязаны.
Мужество
Руководителям необходимо мужество самого высшего порядка – всегда им требуется мужество внутреннее, этического плана, а зачастую еще и физическое. Мужество – это свойство разума, позволяющее людям уверенно вести себя при столкновении с трудностями и опасностями, без страха и разочарования.
Апостол Павел признавал, что страх ему знаком, но никогда страх не удерживал его от служения. «И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете», – пишет он, однако его путешествие в Коринф все равно состоялось, он не остался дома по причине своего страха (1 Кор. 2:3). Павел также признает, что трудности подстерегали его в разных обстоятельствах и из разных источников: «Отвне – нападения, внутри – страхи» (2 Кор. 7:5). Он не навлекал на себя опасности, но он и не позволял им становиться помехой в служении Господу.
Мартин Лютер был одним из самых бесстрашных людей во всей истории человечества19. Когда он отправился в свой путь до Вормса, чтобы там отвечать на вопросы и разрешать противоречия, которые вызвало его учение, он сказал: «От меня вы можете ожидать чего угодно, только не страха и не отречения от того, во что я верю. Я не убегу, чтобы спасти свою жизнь; тем более я не отрекусь от своих убеждений». Друзья предупреждали его о грозившей ему опасности, многие упрашивали его не идти в Вормс. Но Лютер не слушал таких предостережений. «Не идти в Вормс? Да я пошел бы туда, пусть даже там больше бесов, чем черепицы на крыше»20.
Когда Лютер предстал в Вормсе перед судом императора Чарлза V, ему предъявили собрание его трудов и потребовали отречься от всего, что он написал. На это Лютер ответил: «Если только мне не представят убедительных доказательств из Священного Писания или не приведут обоснованные, логичные и ясные доводы в пользу того, что я не прав, я не могу отречься и не отрекусь, потому что идти против рассудка неблагоразумно и небезопасно».
Затем он добавил: «На том я стою, и не могу иначе. Помоги мне, Боже! Аминь».
За несколько дней до своей смерти Лютер вспоминал этот день: «Тогда я ничего не боялся: Бог способен дать человеку отчаянную смелость».
Не все мужественны от рождения. Некоторые люди по природе не так отважны, как Мартин Лютер. Но независимо от того, храбры мы или стеснительны, Бог призывает руководителей быть отважными и не пасовать из‑за страха. Такой призыв к отваге не имеет смысла, если никто из нас ничего не боится. Но поскольку страх является частью нашей жизни, Бог дает нам Духа Святого, который исполняет нас силой. Мы должны лишь позволить этой силе действовать в нас и не бояться.
Сравните два отрывка из Нового Завета, противоположных по смыслу: «двери дома… были заперты из опасения от Иудеев» (Ин. 20:19) и «видя смелость Петра и Иоанна…» (Деян. 4:13). Здесь описываются одни и те же ученики, и противники у них остаются те же самые. Что же случилось между событиями, описанными в этих двух отрывках? Событие, которое так изменило учеников, – это сошествие на них Духа Святого. «И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4). Когда Святому Духу дана вся власть над нашей личностью, мы получаем «духа не боязни, но силы» (2 Тим. 1:7).
Мужественные руководители, сталкиваясь с неприятными и даже губительными ситуациями, ведут себя хладнокровно, затем предпринимают решительные действия для того, чтобы неприятности превратить в успех, пусть даже их действия не находят всеобщей поддержки. Руководитель всегда сталкивается с обыкновенным человеческим противодействием и отсутствием инициативы. Но мужество помогает идти вперед, пока задача не выполнена.
От руководителя ожидается, что он будет спокойным и отважным в тяжелые времена. Когда окружающие выходят из себя и теряются, руководители продолжают идти намеченным курсом. Руководители укрепляют боевой дух своих последователей в период удручающих отступлений и сокрушительных поражений.
Чтобы противостоять беспощадному войску Сеннахирима, царь Езекия осуществил необходимые военные приготовления, а затем занялся укреплением морального состояния своего народа. «Будьте тверды и мужественны, – сказал он жителям Иерусалима, – не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним… с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших». Писание свидетельствует, что «подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:7,8). Вот в чем заключается сильное и эффективное руководство.
Смирение
Смирение – признак духовного руководителя. Иисус Христос призывал Своих учеников не брать в пример поведение напыщенных и честолюбивых правителей того времени, но поставить себя на место слуги другим (Мф. 20:25–27). Как в древности, так и в наши дни смирение крайне непопулярно в деловых и политических кругах. Но не беспокойтесь по этому поводу! Духовный руководитель найдет сокрытую тропу жертвенного служения и угождения Богу посреди мирского бахвальства и саморекламы.
Мы зачастую считаем Иоанна Крестителя великим проповедником благодаря его дару красноречия и открытому обличению грехов его современников. Его слова резали слух и разоблачали скрытые мотивы многих недалеких людей, облеченных властью. Но истинное его величие открылось в его бесконечно мудром заявлении: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Действительная роль Иоанна Крестителя ясно предстает перед нами именно через эти слова.
Смирение руководителя должно возрастать с годами; точно так же должны развиваться и остальные качества и принципы. Обратите внимание на то, как развивалось смирение апостола Павла. В начале своего служения он заявлял: «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом» (1 Кор. 15:9). Позднее он уже называл себя «наименьшим из всех святых» (Еф. 3:8). Ближе к окончанию своей жизни Павел рассуждает о милости Христа и о том, на какое место он ставит себя сам: «…Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15).
Уильям Лoy в одном из своих классических произведений пишет:
Пусть каждый день будет днем смирения; будьте снисходительны ко всем слабостям и ошибкам ваших ближних, покрывайте их недостатки, уважайте их достижения, хвалите их достоинства, помогите им, если они нуждаются в помощи, радуйтесь их успехам, сочувствуйте их неудачам, принимайте их дружбу, не замечайте их недоброжелательных поступков, прощайте им их злые умыслы, будьте слугами слуг, и снисходите до тех, кто занимает самое низкое положение в обществе21.
Однажды, когда Самьюэл Брэнгл был представлен как «великий доктор Брэнгл», в своем дневнике он отметил:
Если в их глазах я кажусь великим, Господь, по Своей благодати, прекрасно дает мне понять, каким ничтожеством являюсь я без Него, и помогает мне оставаться незначительным в своих глазах. Он и в самом деле трудится через меня. Но для меня очень важно не упускать из виду, что это Его труд, и не моя заслуга в том, что труд совершается. Топор не может похвалиться деревьями, которые он срубил, поскольку без дровосека он был бы беспомощен. Дровосек сделал топор, наточил его и стал рубить им деревья. Как только он отбросит топор в сторону, тот станет просто бесполезным куском металла. И я никогда не хочу забывать об этом!22
Духовный руководитель наших дней – это тот, кто с готовностью трудится как чей‑нибудь помощник или сотрудник, кто смиренно помогает другому добиваться намеченных целей. Роберт Моррисон, трудившийся в Китае, написал: «В наших миссиях огромной ошибкой, по моему мнению, является то, что никто из нас не хочет быть вторым»23.