Аудит учета расчетов с бюджетом
Включает в себя:
- аудит правильности постановки, ведения налогового учета, расчетов с бюджетом по налогам, сборам (пошлинам). Проверку правомерности использования плательщиком льгот по налогам, сборам (пошлинам).
- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг.
- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, уплачиваемых из прибыли (дохода), постановки и ведения налогового учета.
- аудит правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц.
- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты прочих налогов, сборов и отчислений.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты аудита учета расчетов с бюджетом:
1. НК;
2. ТмК;
3. Счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции N 89;
4. Подпункты 3.27, 3.34, 18.1, 18.9 Основных положений по составу затрат;
5. Инструкция N 173/114;
6. Постановление N 87 (налоговые декларации);
7. Указ N 262;
8. Закон N 213-З;
9. Постановление N 657;
10. Пункты 46, 75, 88, 109, 115, 116, 117, 119 Инструкции N 19;
11. Инструкция N 127 (плательщики);
12. Пункты 10 и 66 Инструкции N 180;
13. Указ N 182;
14. Инструкция N 108;
15. Инструкция N 72;
16. Инструкция N 87;
17. Письмо N 2-1-8/1641;
18. Инструкция N 101/90;
19. Постановление N 1610;
20. Постановление N 618;
21. Порядок N 1229;
22. Инструкция N 108/121/174;
23. Инструкция N 128 (маркировка);
24. Постановление N 86;
25. Инструкция N 9;
26. Постановление N 641;
27. Положение N 664;
28. Инструкция N 42;
29. Инструкция N 43;
30. Постановление N 110/56;
31. Постановление N 114;
32. Постановление N 68;
33. Положение N 892;
34. Инструкция N 2;
35. Методологическое письмо N 15-9/405;
36. Инструкция N 159/176;
37. Инструкция N 2 (целевые сборы);
38. Инструкция N 11;
39. Инструкция N 180/119/82;
40. Письмо N 2-1-8/175;
41. Инструкция N 8 (заявление);
42. Инструкция N 127 (плательщики);
43. Постановление N 78;
44. Постановление N 105;
45. Постановление N 126;
46. Инструкция N 100;
47. Инструкция N 103;
48. Письмо N 7-1-4-9/1576;
49. Инструкция N 2 (недвижимость, земельный налог);
50. Постановление N 9 (подоходный налог);
51. Письмо N 7-5-8/3551;
52. Инструкция N 1 (квитанция);
53. Постановление N 109;
54. Постановление N 113/128;
55. Инструкция N 146;
56. Инструкция N 103 (декларация о доходах);
57. Инструкция N 63 (арест);
58. Инструкция N 124;
59. Инструкция N 134/78/52;
60. Письмо N 7-1/16.
Типичные ошибки и нарушения:
1. Из-за неоформления либо неправильного оформления первичного учетного документа:
- неправильное оформление таможенных и статистических деклараций по ввозимому и вывозимому товару;
- недекларирование товаров при перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь;
- неправильность определения объектов налогообложения и правил их учета и (или) доходов, расходов, иных элементов налогового учета;
- отсутствие либо неправильное оформление документов, подтверждающих обоснованность получения налоговых льгот;
- отсутствие налоговых регистров, позволяющих контролировать корректировку сумм для целей налогового учета;
- нарушение порядка декларирования товаров при перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь;
2. Из-за непроведения либо неправильного проведения инвентаризации:
- отсутствие графика по инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
- необоснованное проведение зачета задолженностей по расчетом с бюджетом без соответствующей сверки их в ИМНС по месту постановки на налоговый учет;
3. Из-за неправильной оценки отраженной хозяйственной операции:
- применение ошибочного курса при определении объекта налогообложения по расчетам, осуществляемым в иностранной валюте и условных единицах;
4. Из-за неправильной корреспонденции счетов:
- по экологическому налогу от сверхлимитных сумм;
- по сверхнормативному строительству по налогу на недвижимость;
5. Из-за несоответствия данных аналитического учета данным синтетического:
- по причине остатков по переплаченным платежам в бюджет по налогам и сборам, по которым закрыты бюджетные счета для расчетов по возврату таких сумм (например, чрезвычайный налог, единый платеж и т.п.);
6. Данные форм отчетности не увязываются, либо не раскрыта отчетная информация, предусмотренная нормативными правовыми актами как обязательная к раскрытию:
- свернуто сальдо по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", тогда как имеются дебетовые и кредитовые остатки;
7. Другие несоблюдения требований нормативных правовых актов при осуществлении хозяйственной операции:
- несвоевременность постановки на налоговый учет;
- неуведомление об открытии (закрытии) счетов в банке;
- несвоевременность исчисления налогов, представления деклараций в таможенные и налоговые органы;
- несвоевременность расчетов с бюджетом;
- неполнота расчетов с бюджетом;
- непредставление обязательных сведений в налоговые и таможенные органы;
- невыполнение (неполное выполнение) функций налогового агента;
- несвоевременность постановки на налоговый учет структурных подразделений;
- отсутствие учетной политики для целей налогового учета;
- несоблюдение учетной политики для целей налогового учета.
АУДИТ УЧЕТА ЗАТРАТ
Включает в себя:
14.1. Аудит учета затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).
14.2. Проверку калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
14.3. Аудит учета затрат, относимых на основное и вспомогательные производства.
14.4. Аудит учета и оценки незавершенного производства.
14.5. Аудит учета расходов, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.
14.6. Аудит учета выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг.
14.7. Аудит учета затрат на содержание объектов непроизводственной сферы и источников их покрытия.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты аудита учета затрат:
1. Счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на реализацию" Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции N 89;
2. Основные положения по составу затрат;
3. Пункт 5 Инструкции N 183;
4. НК;
5. Пункты 32, 33, 36, 37, 90, 91, 93, 94 Инструкции N 19;
6. Инструкция N 182;
7. Инструкция N 183/131;
8. Инструкция N 314;
9. Методические рекомендации от 28.10.2005;
10. Методические рекомендации N 3;
11. Методические рекомендации N 156;
12. Методические рекомендации от 20.12.1999;
13. Методические рекомендации от 10.12.1999;
14. Методические рекомендации N 160;
15. Методические рекомендации N 53;
16. Методические рекомендации от 28.11.1999;
17. Методические рекомендации N 250;
18. Методические указания N 86;
19. Методические рекомендации N 33;
20. Методические рекомендации N 65;
21. Особенности состава затрат N 1178;
22. Особенности состава затрат N 431;
23. Особенности состава затрат N 63;
24. Особенности состава затрат N 12-01-01/210;
25. Особенности состава затрат N 417;
26. Особенности состава затрат N 04/90;
27. Положение N 171/93/2/17;
28. Постановление N 48;
29. Постановление N 18 (транспорт);
30. Особенности состава затрат N 40/19/17;
31. Положение N 9;
32. Инструкция N 191/263;
33. Постановление N 1731;
34. Подпункт 1.3 Указа N 565;
35. Положение N 1437;
36. Инструкция N 15 (ЖКХ);
37. Методические рекомендации N 32;
38. Приказ N 832;
39. Пункт 2.4 Общегосударственного классификатора ОКРБ 005-2006.