Аудит учета расчетов с бюджетом

Включает в себя:

- аудит правильности постановки, ведения налогового учета, расчетов с бюджетом по налогам, сборам (пошлинам). Проверку правомерности использования плательщиком льгот по налогам, сборам (пошлинам).

- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг.

- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, уплачиваемых из прибыли (дохода), постановки и ведения налогового учета.

- аудит правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц.

- аудит правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты прочих налогов, сборов и отчислений.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты аудита учета расчетов с бюджетом:

1. НК;

2. ТмК;

3. Счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции N 89;

4. Подпункты 3.27, 3.34, 18.1, 18.9 Основных положений по составу затрат;

5. Инструкция N 173/114;

6. Постановление N 87 (налоговые декларации);

7. Указ N 262;

8. Закон N 213-З;

9. Постановление N 657;

10. Пункты 46, 75, 88, 109, 115, 116, 117, 119 Инструкции N 19;

11. Инструкция N 127 (плательщики);

12. Пункты 10 и 66 Инструкции N 180;

13. Указ N 182;

14. Инструкция N 108;

15. Инструкция N 72;

16. Инструкция N 87;

17. Письмо N 2-1-8/1641;

18. Инструкция N 101/90;

19. Постановление N 1610;

20. Постановление N 618;

21. Порядок N 1229;

22. Инструкция N 108/121/174;

23. Инструкция N 128 (маркировка);

24. Постановление N 86;

25. Инструкция N 9;

26. Постановление N 641;

27. Положение N 664;

28. Инструкция N 42;

29. Инструкция N 43;

30. Постановление N 110/56;

31. Постановление N 114;

32. Постановление N 68;

33. Положение N 892;

34. Инструкция N 2;

35. Методологическое письмо N 15-9/405;

36. Инструкция N 159/176;

37. Инструкция N 2 (целевые сборы);

38. Инструкция N 11;

39. Инструкция N 180/119/82;

40. Письмо N 2-1-8/175;

41. Инструкция N 8 (заявление);

42. Инструкция N 127 (плательщики);

43. Постановление N 78;

44. Постановление N 105;

45. Постановление N 126;

46. Инструкция N 100;

47. Инструкция N 103;

48. Письмо N 7-1-4-9/1576;

49. Инструкция N 2 (недвижимость, земельный налог);

50. Постановление N 9 (подоходный налог);

51. Письмо N 7-5-8/3551;

52. Инструкция N 1 (квитанция);

53. Постановление N 109;

54. Постановление N 113/128;

55. Инструкция N 146;

56. Инструкция N 103 (декларация о доходах);

57. Инструкция N 63 (арест);

58. Инструкция N 124;

59. Инструкция N 134/78/52;

60. Письмо N 7-1/16.

Типичные ошибки и нарушения:

1. Из-за неоформления либо неправильного оформления первичного учетного документа:

- неправильное оформление таможенных и статистических деклараций по ввозимому и вывозимому товару;

- недекларирование товаров при перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь;

- неправильность определения объектов налогообложения и правил их учета и (или) доходов, расходов, иных элементов налогового учета;

- отсутствие либо неправильное оформление документов, подтверждающих обоснованность получения налоговых льгот;

- отсутствие налоговых регистров, позволяющих контролировать корректировку сумм для целей налогового учета;

- нарушение порядка декларирования товаров при перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь;

2. Из-за непроведения либо неправильного проведения инвентаризации:

- отсутствие графика по инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

- необоснованное проведение зачета задолженностей по расчетом с бюджетом без соответствующей сверки их в ИМНС по месту постановки на налоговый учет;

3. Из-за неправильной оценки отраженной хозяйственной операции:

- применение ошибочного курса при определении объекта налогообложения по расчетам, осуществляемым в иностранной валюте и условных единицах;

4. Из-за неправильной корреспонденции счетов:

- по экологическому налогу от сверхлимитных сумм;

- по сверхнормативному строительству по налогу на недвижимость;

5. Из-за несоответствия данных аналитического учета данным синтетического:

- по причине остатков по переплаченным платежам в бюджет по налогам и сборам, по которым закрыты бюджетные счета для расчетов по возврату таких сумм (например, чрезвычайный налог, единый платеж и т.п.);

6. Данные форм отчетности не увязываются, либо не раскрыта отчетная информация, предусмотренная нормативными правовыми актами как обязательная к раскрытию:

- свернуто сальдо по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", тогда как имеются дебетовые и кредитовые остатки;

7. Другие несоблюдения требований нормативных правовых актов при осуществлении хозяйственной операции:

- несвоевременность постановки на налоговый учет;

- неуведомление об открытии (закрытии) счетов в банке;

- несвоевременность исчисления налогов, представления деклараций в таможенные и налоговые органы;

- несвоевременность расчетов с бюджетом;

- неполнота расчетов с бюджетом;

- непредставление обязательных сведений в налоговые и таможенные органы;

- невыполнение (неполное выполнение) функций налогового агента;

- несвоевременность постановки на налоговый учет структурных подразделений;

- отсутствие учетной политики для целей налогового учета;

- несоблюдение учетной политики для целей налогового учета.

АУДИТ УЧЕТА ЗАТРАТ

Включает в себя:

14.1. Аудит учета затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).

14.2. Проверку калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

14.3. Аудит учета затрат, относимых на основное и вспомогательные производства.

14.4. Аудит учета и оценки незавершенного производства.

14.5. Аудит учета расходов, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.

14.6. Аудит учета выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг.

14.7. Аудит учета затрат на содержание объектов непроизводственной сферы и источников их покрытия.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты аудита учета затрат:

1. Счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на реализацию" Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции N 89;

2. Основные положения по составу затрат;

3. Пункт 5 Инструкции N 183;

4. НК;

5. Пункты 32, 33, 36, 37, 90, 91, 93, 94 Инструкции N 19;

6. Инструкция N 182;

7. Инструкция N 183/131;

8. Инструкция N 314;

9. Методические рекомендации от 28.10.2005;

10. Методические рекомендации N 3;

11. Методические рекомендации N 156;

12. Методические рекомендации от 20.12.1999;

13. Методические рекомендации от 10.12.1999;

14. Методические рекомендации N 160;

15. Методические рекомендации N 53;

16. Методические рекомендации от 28.11.1999;

17. Методические рекомендации N 250;

18. Методические указания N 86;

19. Методические рекомендации N 33;

20. Методические рекомендации N 65;

21. Особенности состава затрат N 1178;

22. Особенности состава затрат N 431;

23. Особенности состава затрат N 63;

24. Особенности состава затрат N 12-01-01/210;

25. Особенности состава затрат N 417;

26. Особенности состава затрат N 04/90;

27. Положение N 171/93/2/17;

28. Постановление N 48;

29. Постановление N 18 (транспорт);

30. Особенности состава затрат N 40/19/17;

31. Положение N 9;

32. Инструкция N 191/263;

33. Постановление N 1731;

34. Подпункт 1.3 Указа N 565;

35. Положение N 1437;

36. Инструкция N 15 (ЖКХ);

37. Методические рекомендации N 32;

38. Приказ N 832;

39. Пункт 2.4 Общегосударственного классификатора ОКРБ 005-2006.

Наши рекомендации