Какие еще качества должен иметь руководитель
Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
1 Тим. 3:8–10
Чувство юмора
Наше чувство юмора – это дар от Бога, который необходимо развивать, в то же время не переставая им управлять. Здоровое чувство юмора, добрые шутки могут помочь разрядить атмосферу и найти выход из сложных ситуаций. Руководители могут этим воспользоваться, чтобы избежать создавшейся напряженности в разговоре и вернуть все на свои места.
Самьюэл Джонсон советовал каждый день уделять некоторое время для смеха. Архиепископ Уэйтли, великий апологет, писал: «Нам нужно разрабатывать не только целину разума, но и почву для радостных чувств». Агнес Стрикленд заявляет, что «в списке того, без чего в этом мире просто нельзя обойтись, сразу после главных добродетелей стоят смех и веселье»1.
Чарлз Сперджен, когда его осуждали за то, что он позволял себе шутить во время проповеди, с огоньком в глазах ответил: «Если бы вы только знали, как много шуток я удерживаю в себе, вы бы меня просто похвалили». Позднее, затрагивая этот вопрос, он писал: «В моих проповедях есть кое‑что, способное пробудить у слушателей улыбку, ну и что с того? Проповедник не может быть до конца уверен, можно ли считать улыбку грехом, но в любом случае надо полагать, что меньшим преступлением будет вызвать минутный смех, чем получасовую дремоту».
Хельмут Тилике писал:
«Не очевидно ли, что морщинки вокруг глаз, вызванные смехом, в той же мере являются признаками веры, как и морщины, появляющиеся от сосредоточенности и заботы о ком‑то? Разве только серьезная часть нашей природы получает крещение? Можно ли считать смех уделом только язычников?.. Церковь глубоко ошибается, когда изгоняет смех из святилища, заставляя его обитать в кабаре, ночных клубах и на свадебных торжествах»2.
Чувство юмора – это бесценное наследие и замечательное украшение жизни миссионера. Действительно, серьезным недостатком руководителя может стать отсутствие у него чувства юмора. Одного миссионера из Швеции друзья уговаривали не возвращаться в Индию, поскольку там очень жарко.
– Послушай, – говорили они ему, – там ведь больше 120° в тени![3]
– Что ж, – спокойно отвечал невозмутимый швед, – мне же не придется все время оставаться в тени!
Норриш, миссионер в Индии, утверждал:
Я никогда не встречался с руководителем, у которого отсутствовало бы чувство юмора, эта способность взглянуть на себя со стороны независимо от обстоятельств, увидеть все в другой перспективе и посмеяться над происходящим. Это просто замечательный предохранительный клапан! Вы никогда не сможете далеко увести людей, если у вас нет радости о Господе и непременного ее спутника, чувства юмора3.
Дуглас Торнтон зачастую вызывал у людей больше веселья, чем сам намеревался. У него была восхитительная привычка смешивать в одно две похожие поговорки или идиомы. Однажды в присутствии своих друзей он заявил, что у него всегда в рукаве было две тетивы. На что друзья его, посмеиваясь, спросили, неужели у него еще всегда с собой и запасная карта для лука[4]. Подобные казусы оживляют напряженную атмосферу заседаний комитетов и производят здоровый смех.
Исходя из опыта своего полувекового служения, Ф. Дж. Халлетт утверждал, что в действительной жизни прихода наиболее успешен тот руководитель, который обладает тонким чувством юмора в сочетании с
ясным ощущением Божьей благодати. Юмор придавал проповедям остроту, неповторимость и красноречие.
Об одном великом проповеднике сказано, что он использовал юмор как приправу, чтобы побудить своих слушателей к более пристальному вниманию. Временами его аудиторию сотрясали взрывы смеха, но священные истины не осмеивались никогда. Сразу после какой‑либо шутки он переходил к разговору о чем‑то возвышенном. Ни разу его чувство юмора не приводило к легкомысленности.
Чтобы определить уместность той или иной шутки, стоит задуматься, контролируем ли мы юмор, или же юмор контролирует нас. По поводу Кеннета Стрейчена, генерального директора Латиноамериканской миссии, говорили: «У него было прекрасное чувство юмора, но он также обладал и чувством того, когда, где и как можно шутить. Он мог определить, уместна шутка или нет, так что его чувство юмора было полностью ему подвластно»4.
Гнев
Не ошибка ли это? К чему руководителю быть гневным? Несомненно, что Иисус позволял себе гневаться, и если мы правильно используем гнев, то мы – Его верные последователи. В Евангелии от Марка написано, что Иисус совершил чудо, предварительно «воззрев на них с гневом» (Мк. 3:5).
Святой гнев – непременное дополнение любви. И то, и другое – часть природы Бога. Любовь Иисуса к человеку с иссохшей рукой вызвала у Него гнев по отношению к тем, кто был против его исцеления. Любовь Иисуса к Божьему храму стала причиной Его ярости к торговцам и покупателям, которые сделали храм «вертепом разбойников» (Мф. 21:13).
Великие руководители – те, кто изменил ход событий и повлиял на историю – всегда были нетерпимы к несправедливости и оскорблению, бесславящим Бога и порабощающим слабых. Уильям Уилберфорс сделал все возможное и невозможное, чтобы освободить рабов в Англии и упразднить работорговлю, и он был действительно разгневан существующими порядками!
Робертсон описывает свое состояние, когда он разгневался по определенному поводу: «Моя кровь в тот момент превратилась в стремительный огонь, и впервые за всю свою жизнь я ощущал в себе грозное могущество; я знал, что приговариваю к вечному наказанию лжеца и труса, и был рад этому знанию»5. Мартин Лютер утверждал, что ему «никогда ничего не удавалось сделать хорошо, пока в нем не начинал вскипать гнев, и тогда любое дело было ему по плечу».
Но святым гневом могут и злоупотреблять. Многие из тех, кто ощущает гнев, позволяют ему стать началом их падения. Епископ Батлер выделяет шесть условий, при которых гнев становится грехом:
• Когда в нашем воображении причиненная нам боль становится сильнее, чем в действительности.
• Когда мы чувствуем негодование по причине боли и дискомфорта, хотя действительного вреда нам никто не причинял.
• Когда возмущение достигает такой степени, что мы уже не в состоянии себя сдерживать.
• Когда мы удовлетворяем свою жажду мщения, причиняя боль другим.
• Когда мы настолько обеспокоены и раздражены нашими собственными грехами, что непроизвольно переносим эти чувства на грехи, которые мы видим у окружающих6.
Апостол Павел защищает праведный гнев, повторяя совет, данный в Пс. 4:5: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4:26). Такой гнев не эгоистичен и не опирается на боль, которую вы ощущаете в данный момент. Чтобы такой гнев не привел к греху, он должен исходить из ревности о правде и чистоте, будучи направлен на прославление Бога.
Ты призван исполняться ярости
Ради дела Господа!
Кто же побудил тебя,
Раба греха,
Испытывать гнев, рвение
И восторг безрассудно храбрых?
Автор неизвестен
Терпение
Духовный руководитель должен обладать изрядной долей терпения. Иоанн Златоуст называл терпение королевой всех добродетелей. Нередко мы думаем о терпении как о проявлении пассивности, словно терпеливый человек просто полностью покорен судьбе и находится в состоянии полудремы. Но такое понимание терпения нуждается в исправлении на основе того, что сказано в Библии. Баркли проводит изучение отрывка из Второго послания Петра (2 Пет. 1:6), где говорится о терпении:
Слово, переведенное как «терпение», никогда не использовалось для обозначения того, кто сидит сложа руки и попросту стоически переносит все происходящее. Оно подразумевает победную выносливость и силу духа во время испытаний. Речь идет о христианской стойкости, храбром и мужественном принятии всего, что может совершить с нами жизнь, способности даже тяжелейшие ситуации преобразовать в очередной шаг к достижению успеха. Это умение отважно и торжественно все переносить, делающее человека способным успешно преодолеть переломный момент и не сломаться, а также всегда с радостью встречать неведомое7.
Терпение подвергается самому тяжкому испытанию в сфере человеческих взаимоотношений. Апостол Павел потерял терпение, когда ему пришлось иметь дело с Иоанном Марком. Хадсон Тейлор однажды признался: «Труднее всего мне бороться с искушением потерять самообладание, когда те, на кого я полагался, поражают своей некомпетентностью и бессильны что‑либо сделать. В том, чтобы выходить из себя, нет никакой пользы, только терпение и доброжелательность могут помочь. Но все‑таки сдержаться неимоверно трудно»8.
Многим руководителям довелось испытать внутреннюю борьбу, описанную Хадсоном Тейлором. Но вопреки сомнениям Фомы, непостоянству Петра и предательству Иуды наш Господь явил поистине безграничное терпение и удивительную выдержку!
Руководитель показывает свое терпение, не стремясь убежать далеко вперед от своих последователей, тем самым лишая их уверенности в себе. Находясь впереди, он все же остается достаточно близко, чтобы остальные видели его и слышали, как он зовет их вперед. Он не настолько силен сам, чтобы не понимать слабости тех, кто рядом с ним, и не стараться их приободрить. Как писал апостол Павел, «мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим. 15:1).
Тот, кто нетерпелив по отношению к слабым, не будет успешен в руководстве людьми. Свидетельством нашей силы является не то расстояние, на которое мы опередили бегущих, но наша близость к ним, умение бежать медленнее ради тех, кто не успевает, наше стремление помочь им набрать скорость и пересечь финишную прямую.
Эрнест Гордон следующими словами описывал своего отца, А. Дж. Гордона: «Критику и противодействие он встречал без ответных обвинений»9.
Когда мы руководим с помощью убеждения, а не приказа, терпение просто необходимо. Руководители с полным правом учатся искусству убеждать, которое позволяет всем принимать решения предельно самостоятельно, по возможности участвуя в разработке плана действий. Зачастую проект, предложенный руководителем, должен быть утвержден только с общего согласия, и руководитель обязан терпеливо ждать, пока вся команда не будет готова принять решение. Вот какие воспоминания остались у Д. Е. Хоуста об одном замечательном руководителе:
Я никогда не забуду того впечатления, которое произвел на меня Хадсон Тейлор, когда решались эти вопросы. Снова и снова его заставляли либо существенно переработать свои предложения, либо совсем отказаться от здравых и полезных проектов, которые встречали решительное противодействие… Позднее, в ответ на его терпение и молитвы, многие из них [проектов] все же были осуществлены10.
Дружелюбие
Руководителя можно оценить, взглянув на то, какие у него друзья и сколько их у него. Пользуясь этим критерием, можно установить, что у апостола Павла был замечательный дар находить друзей. Он был чрезвычайно общительным человеком. Его отношения с Тимофеем – образец дружбы между людьми различных поколений; отношения Павла и Луки – образец дружбы между ровесниками.
Симпсон, благодаря своему дружелюбию, заслужил следующие искренние слова: «Величайшим украшением его таланта руководителя было то, что он был другом всем людям. Он был исполнен любви к тому, кто стоял рядом с ним, и он любил все человечество»11. Залогом того, что Давид стал руководителем, была его способность собирать вокруг себя храбрецов, готовых умереть за него. Эти люди проникались к нему таким доверием и преданностью, что даже произнесенное вполголоса пожелание Давида было для них приказанием (2 Цар. 23:15–17). Они были полны решимости умереть за него, поскольку они прекрасно знали, что сам Давид был так же готов умереть за них.
У апостола Павла тоже были верные друзья. «Никто в Новом Завете не нажил себе более яростных врагов, чем Павел, но мало кто в мире мог похвастаться лучшими друзьями. Они обступили его столь тесным кругом, что мы склонны упускать из виду личные свойства каждого, поскольку они растворяются в их преданности»12. Да, по милости Павла его друзья подвергались всевозможным опасностям ради Христа, и все же они продолжали охотно следовать за ним, не сомневаясь в его любви к ним. Послания апостола Павла проникнуты теплыми, благодарными чувствами и искренней привязанностью к его друзьям.
Руководители должны помогать людям использовать лучшее, что в них есть, и дружеские отношения здесь гораздо эффективнее, чем пространные доводы и строгая логика. Джон Р. Мотт призывал руководителей «управлять с помощью сердца. Когда логичные доводы и другие способы убеждения людей бессильны, положитесь на искреннюю, чистосердечную дружбу».
Роберт А. Джеффри сыграл важнейшую роль в открытии Вьетнама для благовестия. Своими успехами он по большей части был обязан тому качеству, которым обладают все выдающиеся руководители: «Ничто не заменит дружеской привязанности… Не поможет и развитый интеллект. Знания Библии недостаточно. Джеффри любил людей ради них самих. Он был рад находиться вместе с любым человеком, независимо от расы и цвета кожи»13.
Не многие христианские руководители заработали себе такую же добрую славу, как Чарлз Сперджен, величайший английский проповедник конца XIX в. В его биографии указано, что «он пользовался безусловным авторитетом не по причине обыкновенного упрямства, хотя он и был своенравен, но благодаря своей признанной ценности. Окружающие склонялись перед его авторитетом, потому что за ним стояли мудрость и привязанность к людям».
Тот, Кто больше Чарлза Сперджена, Давида или Павла, руководил Своими последователями с помощью дружелюбия и привязанности. О Нем написано: «…явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). В самом деле, Петр с сокрушенным сердцем исповедался перед Иисусом в ответ на Его безграничную любовь: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17).