Умственные характеристики
Руководитель должен быть разумным человеком, способным здраво рассуждать. Это качество означает «уравновешенное состояние разума, которое является следствием самообладания, вошедшего в привычку», внутренняя черта характера, развить которую можно с помощью ежедневной работы над собой. Джереми Тейлор назвал это качество умением «обуздать страсть и подпоясать благоразумие»1. Древние греки придавали этому качеству особое значение и ценили уравновешенный разум, который не колеблется под ударом внезапного порыва и не впадает в крайности. Например, мужество в Древней Греции определялось как «золотая середина» между безрассудством и робостью; чистота являлась чем‑то средним между полной застенчивостью и безнравственностью. Похожим образом руководитель‑христианин, обладающий здравым умом, полностью контролирует все стороны своей личности, свои привычки и желания.
Что касается поведения, в этом руководитель должен пользоваться уважением других. Хорошо упорядоченная жизнь – следствие хорошо упорядоченного разума. Жизнь руководителя должна отражать красоту и упорядоченность личности Бога.
Ко всему этому руководитель еще должен быть готов к тому, чтобы учить других, и обладать способностями учителя. Выбирая руководителя, необходимо искать в претендентах это желание учить. Оно дает руководителю возможность разъяснять остальным значение духовных истин. Руководитель испытывает радость от общения со Святым Духом и желает, чтобы и другие могли познать Бога. Кроме этого, ответственность руководителя за тех, кого он обучает, должна подкрепляться его собственной безукоризненной жизнью.
Обучение других – тяжелая работа, и добросовестное исполнение ее требует времени, подготовки, тщательного изучения и молитвы. Самьюэл Брэнгл по этому поводу писал:
О, как нужны нам учителя среди нас: руководители, способные читать в сердцах людей и применять истину в соответствии с нуждой каждого, подобно тому, как опытный врач ставит диагноз и назначает каждому пациенту необходимое лекарство. Душевные болезни могут быть явными и скрытыми, острыми и хроническими, поверхностными и глубокими, и все эти болезни исцеляет Иисус. Но как для каждой болезни существует свое лекарство, так и для каждой нужды необходима определенная истина. Вот почему должны мы прилежно изучать Библию и молиться о том, чтобы Дух Святой постоянно просвещал нас2.
У Джона Уэсли был такой дар. Никогда он не участвовал в попытках умалить значимость интеллекта, но всегда старался обратить внимание на важность знания Библии и духовного обновления людей. Джон Уэсли был интеллектуально развитым человеком, замечательным знатоком английской литературы. Один известный проповедник заявил, что не встречал проповедей, которые бы свидетельствовали о глубоком познании классической и популярной литературы более явно, чем проповеди Уэсли. И в то же время Джон Уэсли был широко известен как человек «одной Книги». Такой обширный кругозор, центром которого остается Писание, представляет собой прекрасный пример посвященного разума духовного руководителя.
Личностные качества
Если вы скорее бы вступили в драку, чем попытались мирным путем разрешить конфликт, то даже и не пытайтесь руководить церковью. Руководитель‑христианин должен быть доброжелательным и мягким, а не любителем поспорить. Как считает Р К. Тренч, руководитель должен быть тем, кто исправляет и «заглаживает несправедливость правосудия». По учению Аристотеля, руководитель – это тот, кто «запоминает скорее доброе, нежели злое; то доброе, которое кто‑то получил, нежели то, которое кто‑то сделал». Руководитель должен быть по‑настоящему внимательным к другим, он не может оставаться в общении пассивным или отстраненным, но всегда должен активно стремиться к мирному разрешению конфликта и быть способным разрядить взрывоопасную ситуацию.
Кроме этого, руководитель должен показывать другим пример своим гостеприимством. К этому служению никоим образом нельзя подходить как к досадной, утомительной обязанности: на самом деле гостеприимство дает нам почетное право послужить другим. «Пастырь Гермы», широко известное раннехристианское произведение, написанное во II в. н. э., указывает, что епископ «должен быть гостеприимным, во всякое время с радостью принимая у себя дома служителей Божьих».
В то время, когда апостол Павел писал свое послание к Тимофею, постоялых дворов было мало, они не отличались чистотой, зато были известны царившей в них безнравственностью. Путешествующим в другой город христианам приходилось рассчитывать на чье‑нибудь гостеприимство. Один знакомый автора, человек с внушительным списком обязанностей как в церкви, так и на работе, придерживался «политики открытых дверей» каждое воскресенье, принимая у себя дома гостей и неимущих. Такой обычай украсил его жизнь и благословил через него окружающих, а также продемонстрировал это важное качество, которым должен обладать духовный руководитель.
Скупость и любовь к деньгам – эти два близнеца, совершенно непозволительны для духовного руководителя. Стремление к материальному вознаграждению не должно посещать руководителя в служении. Духовный руководитель должен с одинаковой готовностью принимать как щедрое вознаграждение, так и скромное.
Перед тем как Джон Флетчер переехал в Мэдли, его покровитель, м‑р Хилл, сообщил ему, что есть возможность заняться служением в Дунхаме в Чешире, где «паства немногочисленна, обязанности не затруднительны, заработок внушителен». Кроме этого, церковь находилась «в живописной сельской местности, где и поохотиться можно».
– Увы, сэр, – ответил Флетчер, – Дунхам мне не подойдет. Слишком там много платят, а работы маловато.
– Жаль, что вы отказываетесь от такого предложения, – произнес Хилл. – А как насчет Мэдли?
– Вот это, сэр, местечко как раз для меня.
И в этой церкви человек, которого нисколько не заботили деньги, впоследствии нес свое замечательное служение, результаты которого ощутимы и в наше время3.
Руководитель и семья
Руководитель‑христианин, если он женат, обязан соответствовать следующему описанию: «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 3:4). Нам будет сложно принять образ сурового главы семьи, никогда в жизни не смеющегося и начисто лишенного всяких эмоций. Но Павел подчеркивает, что необходимо хорошо управлять домом, отношения в котором основываются на взаимном уважении и заботливой поддержке друг друга. Многим церковным служителям и миссионерам добиться наибольшего успеха в служении помешало то, что они были неспособны установить порядок в собственном доме.
Для того чтобы руководитель смог достичь этой цели, его супруга должна полностью разделять духовные устремления своего мужа и быть готова, если понадобится, вместе с ним пойти на любые жертвы. То же относится и к мужьям женщин‑руководителей. Многие талантливые руководители не заняли высоких должностей и не добились эффективности в духовном служении, потому что помехой им стали несговорчивые супруги. Может ли христианин руководить каким‑либо служением, если дома он не смог добиться доброжелательного и радостного послушания? Можно ли приглашать к себе гостей, если вас совершенно не слушаются дети? Можно ли заниматься служением в других семьях, если в вашей собственной семье царит хаос?
Беспокоясь о служении церкви или миссии, руководитель не имеет права пренебрегать своей семьей, потому что забота о ней – его первостепенная личная обязанность. Выполнение какой‑либо одной обязанности в Царстве Божьем не освобождает нас от выполнения другой. Для каждого важного дела должно находиться время. Апостол Павел указывает на то, что способность человека управлять своим домом является прекрасным показателем его готовности руководить служением.
Зрелость
Без духовной зрелости руководителю не обойтись. Новичка или новообращенного не стоит заставлять заниматься руководством. Растению требуется время, чтобы пустить корни и вырасти, и этот процесс нельзя торопить. Семечко сначала пускает свой корень вниз, и только после этого может приносить свой плод и расти вверх. Как говорит Дж. А. Бэнгл, у новичков обычно «слишком много листьев», поскольку «их еще пока не обрезал крест». В Первом послании к Тимофею, перечисляя необходимые качества епископов, Павел предупреждает: «Таких надобно прежде испытывать» (1 Тим. 3:10).
Церковь в Эфесе существовала уже десять лет, когда пастором в ней стал Тимофей. В ней было множество талантливых учителей, и поэтому не было недостатка в зрелых, опытных людях. Вот почему Павел настаивает, чтобы новый служитель был зрелым: он не обязан соответствовать остальным по возрасту, но должен быть утвержденным духовно и плодотворным в служении. Павел не настаивал на зрелости как на обязательном критерии для того, кто будет руководить молодой церковью на острове Крит (Тит. 1:5–9), где еще не было духовно зрелых членов церкви. На ранней стадии основания церкви мы не можем настаивать на зрелости, но со всем вниманием нужно отнестись к тому, чтобы те, кто занимается служением, обладали твердым характером, духовным восприятием действительности и не были тщеславными.
Павел предупреждает, что человека, не готового руководить, нельзя ставить на эту роль, «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). Новообращенный еще не обрел духовную стабильность, необходимую для мудрого управления людьми. Неразумно отдавать ключевые должности чересчур скоро даже тем, кто зарекомендовал себя с лучшей стороны, иначе можно их испортить. История Церкви и миссий изобилует примерами руководителей, которых слишком поспешно назначили. Новичок, которого внезапно ставят руководить другими, рискует возгордиться и стать самодовольным. Вместо этого, многообещающим новообращенным стоит предоставить широкие возможности послужить в более скромном и менее заметном деле, которое поможет им развить как естественные, так и духовные дары. Не нужно слишком быстро продвигать их вперед, иначе они могут возомнить о себе больше, чем следует. Но и подавлять их тоже не нужно, чтобы совсем не лишить их стремления трудиться.
Во время своего первого миссионерского путешествия Павел не в каждом городе назначил епископов. Порой он откладывал решение этого вопроса на свой следующий визит, дожидаясь, пока будет завершено духовное формирование новообращенных (Деян. 14:23). Тимофей был обращен во время первого его путешествия, но поставлен во главу церкви лишь во время второго4.
«Отличием взрослого человека от неискушенного юнца является то, что для него центром притяжения всегда является то место, где он находится, и как бы сильно ни тянулся он к тому, чего желает, это не помешает ему оставаться на своем посту и заниматься своим трудом», – написал Дитрих Бонхёффер. Как раз это с трудом удается новообращенному. Эта способность приходит только с растущей зрелостью и постоянством характера.
Признак зрелости – благородный дух и широкое видение. Благодаря встрече с Христом, Павел из узколобого фанатика превратился в отважного руководителя. Обитая внутри него, Христос усилил его любовь к другим, расширил мировоззрение и упрочил его убеждения.
Важность перечисленных выше качеств руководителя христианской церкви признают даже в светских кругах. Вот как, например, описывается идеал военного командира: «Он должен быть в разумной степени сдержанным, трезвомыслящим, бережливым, выносливым, умным, не падким до денег, не слишком молодым и не слишком старым, по возможности отцом семьи, должен уметь говорить по существу и с достоинством, а также иметь хорошую репутацию»5.
Если в мирском обществе к руководителям подходят с такими критериями, то церковь живого Бога должна выбирать своих руководителей с еще большей тщательностью.
Примечания
1. William Barclay, Letters to Timothy and Titus (Edinburgh: St. Andrews, 1960), 92. Джереми Тейлор (1613–1667), епископ англиканской церкви, был придворным священником английского короля Чарлза I. Сегодня он известен как автор книг для христианского чтения, наиболее популярные из которых – «Holy Living» («Святая жизнь»; 1650) и «Holy Dying» («Святая смерть»; 1651), написанные им после того, как король Чарлз был обезглавлен, и на пике своей славы находился одержавший над ним победу Оливер Кромвель. Тейлор был одним из наиболее известных проповедников своего времени.
Мэн‑цзы (372–289 гг. до н. э.) – китайский философ, которого автор упоминает во втором абзаце главы. Один из наиболее известных последователей учения Конфуция. Мэн‑цзы считал главными добродетелями любовь, праведность, соблюдение правил приличия и мудрость. Его имя означает «учитель Мэн». В Китае он известен как «Второй мудрец».
2. С. W. Hall, Samuel Logan Brengle (New York: Salvation Army, 1933), 112.
3. Джон Уильям Флетчер (1729–1785) нес служение приходского священника в местечке Мэдли, графство Шропшир. Швейцарец по национальности, Флетчер присоединился к методистской церкви в Англии. Его помнят как человека, отличавшегося своим благочестием и полностью посвятившего себя служению среди шахтеров.
4. William Hendriksen, 1 and 2 Timothy and Titus (London: Banner of Truth, 1959), 36.
Дитрих Бонхёффер, цитата которого приведена автором без указания на источник, был руководителем подпольной церкви в Еермании во времена Третьего рейха. В 1945 г. он был казнен нацистами незадолго до того, как силы союзников достигли лагеря, где он был заключен.
5. Quoted in Barclay, p. 86.
Глава 7