Развитие навыков руководителя
Начальник ли, начальствуй с усердием.
Рим. 12:8
Каждый христианин обязан в своей жизни достичь как можно большего в служении Богу. Как и в любой другой деятельности, если можно как‑то улучшить наши способности руководить, нам следует прилагать к этому все усилия. Делая это, мы готовимся к более значительному служению, которое может подвернуться нам в любой момент, хотя сейчас мы о нем даже не задумываемся.
Не каждый призван стать одним из высших руководителей церкви, но каждый христианин сам по себе руководитель, поскольку мы оказываем влияние на других. Каждый из нас должен стремиться развить свой потенциал в руководстве людьми.
Первым шагом в сторону совершенствования ваших способностей как руководителя может стать выявление своих слабостей, изменение привычек и развитие сильных сторон личности. Есть много объяснений тому, что церковное руководство выглядит не лучшим образом, и некоторые из ниже перечисленных ситуаций, возможно, применимы к вам:
• Возможно, у вас нет четко поставленной цели, которая бы вас побуждала к действиям, укрепляла веру и соединяла в одно все, чем вы занимаетесь в своей жизни.
• Возможно, ваша вера слишком скромна, и вы не решаетесь идти на риск ради небесного царства.
• Показываете ли вы усердие, исходящее из того, что вы спасены Христом, или же ваше поведение скорее выявляет слабость вашей веры? Только ревностные руководители способны найти ревностных последователей.
• Может, вы неохотно беретесь за выполнение сложных задач и не находите в себе мужества для этого. Или, может, вы стремитесь переждать, пока проблемы не решатся сами собой. Посредственный руководитель откладывает на потом ответственные решения, разговоры и письма. Промедление ничего не решает и обычно только ухудшает ситуацию.
• Возможно, вы пожертвовали глубиной ради широты охвата, вследствие чего ваши усилия были растрачены на многое, но результатов вы добились только поверхностных.
Начальствуйте с усердием
В Рим. 12:1 содержится обращение к руководителям: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу». Греческий глагол, переведенный как «представьте», стоит в такой форме, которая обозначает однократное законченное действие. За ним следует тридцать шесть глаголов в настоящем времени, обозначающих постоянные, продолжающиеся действия. Эти глаголы описывают, что происходит, когда мы повинуемся повелению и представляем свои тела в жертву Богу. Для нас сейчас особый интерес представляют два из перечисленных следствий.
Во‑первых, «начальствуйте с усердием» (Рим. 12:8). Баркли следующим образом объясняет эту фразу: «Если вы призваны к руководству людьми, делайте это со всем рвением и усердием». Это призыв всем сердцем отдаться руководству, активно служить в этом Богу, не оставляя лени никакого шанса. Так ли мы поступаем?
Отличается ли ваш стиль руководства той же энергией, которой отличался Иисус как руководитель? Когда ученики увидели праведный гнев своего Учителя по поводу осквернения храма Его Отца, они вспомнили слова Писания: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2:17). Ревность Иисуса была столь велика, что Его друзья решили, будто Он лишился здравого смысла (Мк. 3:21), а Его враги обвиняли Его в одержимости демоном (Ин. 7:20).
Похожая ревность отличала апостола Павла на протяжении всей его жизни. Как пишет Адольф Дейссман: «Свет с неба, осиявший Савла по дороге в Дамаск, обнаружил в душе молодого гонителя церкви огромное количество легковоспламеняющегося вещества. Позднее мы видим, что пламя, зажженное тогда, свет, который засиял в душе Павла, не оставили его и не утратили своей яркости даже к старости апостола». Возрастая, мы должны стремиться к такой же непрестанной ревности. С возрастом пламя может превратиться в угольки, поэтому не забывайте подкладывать в огонь новое горючее.
Перед своим обращением Павел уже был ревностным служителем, что привело его к участию в жестоких гонениях на ранних христиан, столь жестоких, что впоследствии он немало сокрушался об этом. Та же самая ревность, но уже очищенная Духом Святым, отличала его новую жизнь во Христе, благодаря чему Павел совершал удивительные дела ради той самой церкви, которую когда‑то стремился уничтожить.
Благодаря тому, что Павел был постоянно исполнен Святым Духом, его разум всегда пылал Божьей истиной, а сердце его светилось Божьей любовью. В самом центре его жизни находилось желание прославить Бога. Неудивительно, что за Павлом следовали люди. Он прилагал усилия для того, чтобы руководить. Он делал это со всем рвением и усердием. И своей энергией он заражал тех, кто находился рядом с ним.
Точка кипения
Второй глагол в настоящем времени, представляющий для нас интерес, находится в Рим. 12:11: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите». Харрингтон Лиз дает следующий перевод этого стиха: «Не будьте ленивыми в деле; пусть Дух Святой не позволяет вам опускаться ниже температуры кипения; совершайте свое служение для Господа».
В этом стихе указывается путь к последовательному ревностному служению: «Пусть Дух Святой не позволяет вам опускаться ниже температуры кипения». Почти все руководители достигают своеобразной «точки кипения» в связи с особыми событиями. Большинству знакомы периоды необыкновенного духовного возбуждения, сопровождаемые ощущениями пламенеющего сердца, особой близости к Богу и характеризующиеся необычайной эффективностью в служении. Трудность заключается в том, чтобы продлить это время, остаться на «точке кипения». В ст. 11 мы узнаем о привлекательной возможности жить, «пламенея духом». Наше служение не перестанет кипеть, если Дух Святой будет оставаться главной «печкой» нашей жизни.
Христиан, главный персонаж книги Джона Беньяна «Путешествие пилигрима», открыл для себя эту тайну, когда был в гостях у Толкователя. Сначала ему было невдомек, почему огонь разгорался сильнее, хотя на него непрерывно выливали воду. Затем он увидел, как в тот же самый момент другой человек незаметно подливает в огонь масло1.
В Своей величайшей проповеди о молитве Иисус пообещал, что Святой Дух будет дан, если только мы попросим: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13). Когда мы доверяем Христу в деле спасения, это обетование исполняется в нашей жизни, поскольку апостол Павел учит: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:96).