По проблемно-поисковым и дискуссионным вопросам
Основная цель, которая должна быть достигнута при выборе проблемной или дискуссионной темы, наряду с более детальным, глубоким ознакомлением с учебной литературой, изучаемой студентом в процессе подготовки к практическим занятиям, докладам, экзаменам, которая дает, в основном, нагрузку на механическую память (т.к. опирается на информационно-иллюстративный метод изложения учебника - широкое использование всех средств активизации познавательно-мыслительной деятельности и на этой основе формирование творческого подхода к восприятию реальной действительности и высоких профессиональных качеств.
Самостоятельная работа по предлагаемой тематике в отличие от программной, которая закладывает основы курса, должна:
-строиться на активном участии в поиске и приобретении новых знаний, рождении истины;
- расширять представление о курсе;
- выявлять различные точки зрения на проблему.
Это позволит сдвинуть традиционное, стандартное представление о научной категории, понятии, которое за неимением достаточного количества времени зачастую складывается в процессе подачи теоретического и практического курса, в сторону постановки проблемы и своего отношения к ней.
Курсовая работа по проблемно-поисковой и дискуссионной тематике в процессе вузовского обучения дается, во-первых, после прохождения курса по предмету и прямо показывает качество и глубину усвоенного знания, и заинтересованность курсом.
Во-вторых - предоставленная работа дает возможность оценить качество знаний и степень самостоятельной подготовки по одной из важнейших тем курса, что углубляет и расширяет знания.
В-третьих, позволяет самостоятельно обобщить, переработать, проанализировать, переосмыслить все законодательные акты, монографические издания, статьи периодической печати, что включает познавательно-мыслительную деятельность и заставит полемизировать, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свое отношение к проблеме. Задачей кафедры является:
1) тщательное определение дискуссионных и проблемно-поисковых тем по актуальным вопросам курса;
2) профессиональный и методический подбор литературы;
3) осуществление текущего контроля, который предусматривает постоянные встречи и обсуждение литературы, плана, темы, параграфов и глав в обязательном порядке;
4) ориентирование студента на изучение необходимых законодательных актов, статей, инструктивных писем, мало или совсем не затронутых вопросов на практических и теоретических занятиях и могущих придать дополнительную глубину работе и вызвать значительный интерес самого исследователя:
5) четкое выделение всех сопутствующих проблем;
6) постановка альтернативных, неразрешенных противоречивых вопросов и определение своего отношения к ним.
Преподавателю и студентам, ведущим научную самостоятельную работу по предлагаемой тематике, необходимо учитывать некоторые особенности и методические приемы ее написания.
1. Главным методическим приемом является взаимосвязь курсовой работы с материалами лекций и практических занятий. В этом случае курсовая работа будет являться материалом, завершающим, закрепляющим и углубляющим знания. Поэтому желательно, чтобы темы такой самостоятельной работы не повторяли материалы программы, а отражали наиболее важные, сложные в теоретическом отношении проблемы, дополняли и развивали их в целях углубления программы.
2. Главная цель, которую должны преследовать преподаватель и студент, заключается в активизации логического мышления, вовлечении в динамический поиск причинно-следственных связей изучаемых закономерностей, в познании внутренних связей между фундаментальными, глубинными и поверхностными процессами.
3. Основным пунктом методической работы преподавателя со студентами по написанию курсовой работы по предлагаемой тематике должна быть подготовка к ее написанию, которая включает:
а) Выявление круга интересов студента и перспективы их развития (включая преддипломную практику и написание выпускной квалификационной работы) с которыми он пришел на кафедру бухгалтерского учета.
б) Тщательный отбор (с необходимыми рекомендациями преподавателя) списка используемой литературы. (Для студента рекомендации преподавателя по использованию литературы - это 90% успеха).
в) Чтение, монографирование, конспектирование отобранной литературы, выявление проблемных, дискуссионных, теоретически непроработанных ситуаций, концентрация внимания на основных теоретических, методических вопросах темы.
г) Составление плана. Его утверждение ведущим работу преподавателем.
д) Написание введения:
1) Раскрывается место и значение темы в курсе.
2) Разработанность темы.
3) Обзор литературы и авторов (краткий) по этой тематике.
4) Актуальность исследования.
5) Цели и задачи.
6) Перечисляются узловые проблемы темы, подлежащие анализу в работе.
7) Контрольная проверка введения преподавателем для выяснения правильности написания по форме (оформление введения) и по содержанию (выделение цели и проблемы исследования, актуальности).
ж) Для придания работе характера научного исследования необходимо применять методы: научной абстракции; системности; диалектического единства; единства исторического и логического; статистической обработки экономической информации.
4. Преподаватель должен следить за ходом изложения научной дискуссии, требовать:
- аргументации (не принимать заявления декларативного характера за хорошее и отличное научное исследование);
- отражения в работе предельно возможного количества точек зрения, так как исследования двух или трех позиций может привести к поверхностному восприятию содержания, отвлечению внимания студента от логической последовательности в разрешении узлового момента, кроме того, затруднит преподавателя в выставлении объективной оценки;
- систематизации точек зрения:
- личного отношения к дискуссии.
5. Студенты не должны бояться возникновения в работе моментов интеллектуального затруднения, которые могут быть решены в дальнейшем, при выполнении им работ на других кафедрах, при написании выпускной квалификационной работы в условиях расширения и углубления профессиональных знаний. В этом случае сотрудничество преподавателя и студента может сохраниться до пятого курса и завершается преддипломной практикой и написанием выпускной квалификационной работы.
6. Необходимость написания курсовой работы по проблемно-поисковой тематике состоит и в том, что такого рода исследование подводит к "проблемной ситуации", что в свою очередь обуславливается в выявлении противоречий (несоответствий) между, например:
- абстрактным представлением и практикой;
- имеющимися знаниями и требованиями познания новых, более сложных вопросов для чего ранее приобретенных знаний становится недостаточно;
- знанием того, что происходит на практике и трудностями в его теоретическом осмыслении, и стремлением преодолеть их.
7. Преподаватель должен умело нацеливать студентов использовать точки противоречия, разные позиции авторов с тем, чтобы:
- способствовать наиболее углубленному овладению теорией;
- развивать логическое мышление;
- развивать искусство полемики.
Все эти качества вместе должны способствовать повышению профессионального мастерства.
8. "Проблемная ситуация" имеет положительный результат тогда, когда вызывает у студента желание выйти из нее, снять противоречие. В свою очередь, это убедительно говорит о том, что студент хорошо освоил курс, прочитанный на кафедре, и это позволит ему в дальнейшей профессиональной работе самостоятельно углублять знания и приобретать новые.