Организация системы б.учета в структуре управления предприятием
Система бухгалтерского учета имеет в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет. Эта система с соответствующими информационными потоками, которые характеризуются наличием прямой и обратной связей. В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию этой системы, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, порядка формирования и представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.
В зависимости от объема учетной работы руководители организаций могут сформировать следующие варианты, предусмотренные законодательством:
1) бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) вводится в штат должность бухгалтера;
3) ведение бухгалтерского учета осуществляется на договорных началах специализированной организацией;
4) ведение бухгалтерского учета осуществляется самим руководителем организации.
Варианты, предусмотренные пунктами 2 –4, рекомендуется применять в организациях, относящихся согласно законодательству РФ к малым формам предпринимательства.
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией. Эта служба наделена особыми полномочиями, которых нет у других подразделений организации. Законодательством предусмотрено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы не имеют юридической силы. Бухгалтерия контролирует работу, деятельность материально ответственных лиц, проверяет их отчетность, участвует в инвентаризации ценностей. На бухгалтерию возлагается не только контроль за правильностью оформления первичных документов, но и за их сохранность на всех стадиях их использования до сдачи в архив, за своевременность их представления при соответствующих запросах судебных и налоговых органов, аудиторских проверках.
Основу построения процесса учета в хозяйствующем субъекте любой формы собственности составляет организация работы учетного персонала.
В последнее время большая часть организаций стремится систематизировать работу своих финансовых служб, вводя внутренние положения бухгалтерского учета. При стандартизации учета в организации разрабатываются Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии и др.
Положение о бухгалтерии представляет собой локальный нормативный акт, определяющий порядок организации бухгалтерской службы, ее функции и задачи, а также права и обязанности счетных работников. Данный документ относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации, его форма имеет четко установленную структуру:
• общие положения;
• цели и задачи;
• функции;
• права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей);
• взаимоотношения, служебные связи;
• организация работ.
Раздел "Общие положения" включает определение бухгалтерского учета, указание выбранной формы ведения учета, численность и штат бухгалтерии, наименования законодательно-нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.
Во втором разделе "Цели и задачи" излагаются цели и задачи осуществления бухгалтерского учета на предприятии.
В третьем разделе "Функции" раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. На основании перечисленных функций определяется примерный штат бухгалтерской службы и разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии. В целях оптимального распределения всего объема работ между сотрудниками бухгалтерии функции должны быть четко определены с указанием степени самостоятельности в решении вопросов.
Четвертый раздел "Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)" включает должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основе Закона "О бухгалтерском учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положения о главных бухгалтерах, действующего с 1980 г. и утвержденного постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 № 59 "О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономичном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов".
В пятом разделе "Взаимоотношения, служебные связи" указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:
• все структурные подразделения – по вопросам бухгалтерского учета;
• юридическая служба – по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;
• кадровая служба – по вопросам подбора кадров для бухгалтерии, расчета заработной платы персонала в соответствии с приказами о зачислении (принятии) на работу, увольнении, отпуске, перемещении в организации и т.д.;
• служба делопроизводства организации – по вопросам, связанным с предоставлением справок, сведений, сводок по запросам руководства, а также с представлением отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
В этом же разделе отражаются внешние связи:
• с налоговыми, статистическими и социальными органами – представление соответствующей отчетности;
• с банковскими структурами – осуществление расчетов с помощью документов, оформляемых в бухгалтерии.
Шестой раздел "Организация работ" включает правила внутреннего распорядка работы бухгалтерии. В тех случаях, когда организация попадает в число субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в данный раздел вносится соответствующая информация.
Таким образом, Положение о бухгалтерии – многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок ее работы, соответствующий Коллективному договору данной организации. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.
Положение о бухгалтерии составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии, которые составляются для каждого работника бухгалтерии. В них определяют конкретные операции по учетной работе. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей, избегая дублирования в выполнении трудовых функций. Трудовое законодательство не содержит обязательных норм но формированию должностных инструкций, но в случае их отсутствия возникают проблемы с принятием на работу, перемещением и отстранением от работы.
Основу должностных инструкций сотрудников бухгалтерии должны составлять квалификационные характеристики, которые предусмотрены постановлением Минтруда России от 06.06.1996 № 32.
Должностные инструкции – внутренний документ организации, определяющий организационно-правовое положение работника, поэтому необходимо, чтобы они отражали весь круг его служебных обязанностей, полномочий и ответственности.
Должностная инструкция может включать следующие разделы:
• общие положения;
• функции работника;
• права и обязанности;
• ответственность;
• заключительные положения.
Должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы разрабатывает главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Утвержденная должностная инструкция должна доводиться в обязательном порядке до сведения работника, занимающего соответствующую должность.
Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает:
• разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);
• составление графика документооборота организации;
• создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;
• формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);
• создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма ведения учетного процесса).