Е) теоретический и статистический материал, находящийся на сайтах в сети Интернет
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»
Финансово-технологический колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по профессиональному модулю
ПМ.04. Составление и использование бухгалтерской отчетности
Специальность: 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Саратов, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………...……………………………………………………4
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………6
1.1. Основные положения .................................................................................6
1.2. Выбор темы и разработка плана...............................................................4
1.3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования .................................4
1.4. Структура курсовой работы и её оформление.........................................6
1.5. Рецензирование и защита курсовой работы ...............................................10
1.6. Оценка курсовой работы ..............................................................................10
2 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности.......................................................12
Приложение №1 Образец оформления индивидуального задания…..……9
Приложение №2 Образец оформления титульного листа…………………11
Приложение №3 Образцы оформления содержания………………………12
Приложение №4 Образец оформления списка информационных источников ………………………………………………………………….21
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ИОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности
Основные положения
Курсовая работа является завершающим этапом освоения профессионального модуля ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности. Она представляет собой самостоятельную научную работу, требующую личной инициативы и творчества студента.
Процесс написания курсовой работы включает в себя следующие этапы:
а) выбор темы;
б) разработку рабочего плана;
в) сбор, анализ и обобщение материалов исследования;
г) оформление курсовой работы;
д) рецензирование руководителем;
е) защиту работы студентом.
Курсовая работа должна выполняться в соответствии с данными методическими указаниями.
1.2. Выбор темы и разработка плана
Темы курсовых работ разрабатываются и согласовываются с работодателем предприятия, отвечающего профилю подготовки студентов.
Темы должны быть актуальными в научном и практическом отношении и соответствовать рабочей программе профессионального модуля ПМ.04. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
Тема работы выбирается студентом с учетом склонностей и научных интересов, а также практической значимости рассматриваемой проблемы, ее актуальности, на основе тематики, представленной в Разделе 2 данных методических указаний.
Формулировка темы курсовой работы должна давать ясное представление о том, что она предполагает решение конкретных практических и теоретических задач. При формулировании темы курсовой работы нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования, методы и направления проделываемой работы. Объектом исследования выступает предприятие (организация).
План работы составляется студентом самостоятельно и согласуется с руководителем курсовой работы.
При составлении плана следует стремиться к тому, чтобы в нем оптимально сочетались как общетеоретические вопросы, так и прикладные (исследование конкретных ситуаций), например, «Анализ себестоимости отдельных видов продукции и определение резервов её снижения».
Содержание курсовой работы может отражать личный опыт работы студента в области анализа финансовой и хозяйственной деятельности конкретной организации.
Курсовая работа по профессиональному модулю ПМ.04. Составление и использование бухгалтерской отчетности носит прикладной характер и выполняется по фактическим данным и результатам конкретного предприятия (фирмы, учреждения и др.).
Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Важным условием успешного выполнения курсовой работы является правильный подбор и изучение студентом материалов, отражающих содержание излагаемой темы. Сбор материала для написания работы ведется в соответствии с разработанным планом.
Для написания курсовой работы следует использовать всевозможные источники получения информации:
а) учебники, учебные пособия и монографии, позволяющие структурно представить материал будущей работы;
б) действующие нормативно - правовые акты (Кодексы, законы, постановления, бухгалтерские стандарты (ПБУ) и т. п.);
в) статьи в специализированных периодических изданиях;
г) статистические сборники, дающие материал по определенной проблеме в динамике, журнальные и газетные статьи;
д) данные о деятельности отдельных субъектов рыночной экономики;
е) теоретический и статистический материал, находящийся на сайтах в сети Интернет.
Весь собранный теоретический материал должен быть хорошо изучен, проанализирован и творчески использован в выполняемой работе.
- учебники, учебные пособия, лекционный материал, монографии,
Следует отметить, что теоретический раздел работы должны иметь логическую связь с расчетной её частью.
Кроме того, необходима тесная взаимосвязь данных индивидуального задания с теоретической частью работы. Ценность курсовой работы повышается, если студент использует помимо предлагаемых методическими указаниями рекомендаций по выполнению расчетной части работы, другие методики или новые подходы. Например, при расчете фонда оплаты труда, применяет несколько систем для оплаты труда работников разных категорий, использует схемы, рисунки и т.п., которые являются результатом его собственных исследований и разработок.
Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые могут раскрыть те или иные стороны выбранной темы исследования. Их можно найти в систематических указателях литературы в городских 6иблиотеках, читальных залах вуза и в информационной сети Интернет. Для получения нужных статей из журналов или газет можно использовать последний номер периодического издания, опубликованных за год.
Изучение научной, учебной и иной литературы требует конспектирования основных положений. Записи прочитанного материала могут быть самыми разнообразными: от цитат и тезисов до развернутого плана. При подборке материала не забывайте записать источник информации (полное библиографическое описание издания), с указанием страницы, что позволит Вам сберечь время.
Наиболее важным этапом является анализ и обобщение собранных материалов. Стремитесь к тому, чтобы положения, подобранные вами не противоречили друг другу, а обработанный материал соответствовал установленным требованиям к объекту курсовой работы. Желательно при сборе материала обработать не менее 10 источников.
Все приводимые в работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы, логически увязаны с темой работы и использованы для обоснования выводов и предложений.
Не допускается механическое заимствование текста из литературных источников. Не разрешается: представлять работы, написанные другими авторами (перепечатанные из Интернета, CD-RОM или других носителей информации).
Приводимые в работе цитаты, заимствования и цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники.
1.4. Оформление курсовой работы
Курсовая работа должна соответствовать требованиям по содержанию и оформлению. Она должна иметь структуру, которая отражает логику выбранной темы и включает в себя:
- титульный лист (см. Приложение 2)
- бланк индивидуального задания (см. Приложение 1)
- содержание(см. Приложение 3)
- введение
- теоретическая часть
- практическая часть
- заключение
- список используемых источников информации (см. Приложение 4)
- приложения
По согласованию с руководителем курсовой работы возможно включение дополнительных вопросов для более полного раскрытия темы.
Титульный лист. Он содержит название учебного, заведения; название темы курсовой работы; обозначение вида работы (курсовая); фамилию, имя и отчество студента, выполнившего работу; должность руководителя; дату предоставления работы и ее оценку руководителем; место и год написания работы (Приложение 2);
Задание на курсовую работу, подписанное руководителем (Приложение 1).
Содержание - это наименование всех разделов (введение, основные части и заключение) с указанием страниц (Приложение 3). Оно располагается после задания;
Введение, раскрывающее актуальность данной темы, ее важность для достижения стабильного экономического развития страны, цель и задачи исследования, обоснование структуры курсовой работы, а также краткий обзор используемых источников.
Теоретическая часть работы делится на параграфы, причем слова «Теоретическая часть» в содержании не выделяются. Эта часть должна быть посвящена теории вопроса. В ней раскрывается сущность явления (процесса), принципы, функции, формы, закономерности, присущие рассматриваемому явлению.
В расчётной части сначала следует дать краткую характеристику исследуемого предприятия. Затем в табличной форме необходимо представить результаты расчета показателей, связанных с темой исследования, их динамику, дать им анализ и прогноз на будущее. Поэтому после каждой таблицы следует написать вывод.
При формулировании названия частей работы не допускается повторение темы курсовой. При написании содержания параграфов работы стремитесь к тому, чтобы не было повторов при изложении аналогичного материала;
Заключение. В нем излагаются основные выводы по теме и их взаимосвязь с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Выводы должны быть краткими и в сжатом виде формулировать результаты исследования. Примерный объем заключения 1-2 страницы.
Не забудьте начинать писать введение, каждую главу и заключение с нового листа. Это требование не относится к параграфам.
Список использованной литературы, как правило, включает не только те источники, на которые в работе имеются сноски или ссылки, но и те, которые были изучены при исследовании темы.
Литература группируется в списке в следующем порядке:
1) нормативно-правовые акты (Конституция, Кодексы, законы, указы, постановления - в хронологической последовательности);
2) источники статистических данных;
3) книги и статьи в алфавитном порядке.
Например, для написания работы использовались три учебника и семь журнальных статей разных авторов. В этом случае располагаем всех авторов в алфавитном порядке по первой букве фамилии. Если же первые буквы совпадают, то обращаем внимание на вторую букву. Обратите внимание на то, что литература, включенная в список, нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия (см. Приложение 4).
После списка литературы курсовая работа содержит приложения. Они необходимы для того, чтобы дополнить текст работы.
Приложениями могут быть таблицы, схемы, выдержки из нормативных документов, годовая бухгалтерская отчётность предприятий и т.д. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху по правому краю страницы слова «Приложение» и его название по центру отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита (А, Б, В... и т.д.) или нумеруют.
Общий объем курсовой работы 30-40 печатных листов (шрифт размером 14, межстрочный интервал 1,5).
Превышать указанные объемы не следует. Каждая страница оформляется со следующими полями: левое поле - не менее 30 мм; правое - не менее 10мм; верхнее - не менее 20 мм; нижнее - не менее 20 мм.
Все листы работы, включая приложения, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. Цифры ставятся обычно с содержания.
Номер листа проставляется в правом верхнем углу листа.
Цифровой материал, используемый для сравнения необходимо оформлять в виде таблиц (например, Таблица 2.1 – Анализ актива). Числовые значения величин в тексте и таблицах следует указывать с необходимой степенью точности. Для таблиц шрифт 12, межстрочный интервал 1,0.
Если в тексте работы используются формулы, то они должны также иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, причем расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
На иллюстративный материал, используемый в работе должны быть ссылки. Ссылки бывают двух видов: во-первых, помещаемые при изложении данного вопроса и, во-вторых, предполагающие отнесение на источник, из которого был взят данный материал. Если необходимо привести ссылку на статистические данные или нормативные документы по какому-либо вопросу, то используют квадратные скобки, располагаемые в конце предложения, в которых указывают номер источника, согласно списку использованной литературы. Например, «Наиболее полное определение системы бухгалтерского учета дано в …..» [12].
Наряду со ссылками или вместо них в курсовой работе могут использоваться сноски. Сноска - это примечание к тексту, библиографическая справка, толкование, помещаемые в нижней части страницы под чертой. При использовании научной работы (книги, статьи) в первый раз, в сноске даются все выходные данные о ней. Пример оформления сноски:(Мизиковский Е.А. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету. Учебное пособие. М.:Юристъ.2013.с)