Вопрос пятый. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов
Инвентаризация, в практической деятельности правоохранительных органов, как одна из форм фактического финансового контроля, является одним из наиболее действенных способов собирания и закрепления фактических данных, могущих стать доказательством по уголовному делу.
Инвентаризации по требованию правоохранительных органов проводятся в случаях:
а). заявления материально-ответственных лиц, проходящих по делу, о порочности ранее проведенной инвентаризации;
б). необходимость иметь данные о состоянии, ценностей находившихся на ответственном хранении у материально-ответственных лиц;
в). когда материалы ранее проведенной инвентаризации и полноценность приложенных к ним документов вызывают сомнения у следственных органов и суда.
Действительное положение о хранении материальных ценностей и успех при проведении инвентаризации будет лишь при условии тщательной подготовки к проведению инвентаризации. При подготовке к проведению инвентаризации необходимо:
- оценить имеющуюся информацию;
- изучить финансово-хозяйственную деятельность проверяемого предприятия;
- предусмотреть внезапность проведения инвентаризации;
- организовать рабочую группу, члены которой примут участие в контроле за действиями инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц.
Прибыв на объект проверки, работник правоохранительных органов начинает подготовительные действия сразу же в нескольких направлениях:
1. обеспечивает прекращение всех кассовых операций (если на проверяемом объекте имеется касса). При этом касса до начала снятия фактических остатков закрывается на ключ, который остается у кассира и опечатывается пломбиром работника правоохранительных органов.
2. принимает меры к прекращению дальнейшего отпуска и приема материальных ценностей.
3. изымает в присутствии материально-ответственного лица все находящиеся в предприятии приходно-расходные бухгалтерские документы. При этом для избегания фактов исчезновения документов, либо появления фиктивных вновь вписанных документов, работник правоохранительных органов проставляет на каждом документе свою роспись. Кроме того, работник правоохранительных органов принимает меры к обнаружению документов неофициального учета, которые могут, находится в сейфе, рабочем столе и т.п. в этих документах, наряду с данными о выдаче товарно-материальных ценностей со склада в отдел, сдаче и получении выручки и т.п. зачастую учитывается количество товара, денежных средств похищенных или добытых путем различного рода злоупотреблений. Лично предупреждает материально-ответственных лиц о том, что в процессе проведения, и после окончания инвентаризации от него не будут приниматься никакие документы. В подтверждение этого у материально-ответственных лиц отбирается расписка.
4. перекрывает все выходы, и входы в помещение, где будет проводиться инвентаризация. При этом все места хранения ценностей закрываются на ключ и опечатываются контрольным пломбиром работника правоохранительных органов присутствии материально-ответственного лица. Ключ остается у материально-ответственного лица, а контрольный пломбир у работника правоохранительных органов.
5. вместе с материально-ответственным лицом проверяются состояние весоизмерительных приборов (весы, гири, метры и др.) и кассовых аппаратов.
После проведения подготовительных мероприятий руководителю проверяемой организации вручается, либо письмо-требование, либо постановление о назначении инвентаризации.
При проведении инвентаризации работник правоохранительных органов должен присутствовать при осуществлении всех контрольных действий и следить за соблюдением правил проведения инвентаризации. Оперативный работник и следователь не входят в состав инвентаризационной комиссии и не подписывает инвентаризационные описи, сличительные ведомости и другие документы инвентаризационной проверки.
Во время проведения инвентаризации работнику правоохранительных органов необходимо быть внимательным, бдительным и корректным, чтобы не допустить фактов провоцирования со стороны членов комиссии и материально-ответственных лиц, могущих привести к срыву проведения инвентаризации. Проведение инвентаризации обычно начинается с проверки кассы, где проверяется фактическое наличие денег, ценных бумаг, чековых книжек, документов строгой отчетности и других ценностей, находящихся в кассе. Если деньги находятся в банковских упаковках, то банковские упаковки вскрываются и деньги пересчитываются покупюрно. При подсчете фактического наличия денег в кассе принимаются к учету лишь денежные знаки и лотерейные билеты. Никакие документы, а тем более расписки в остаток наличности кассы не включаются. Перед снятием кассовой наличности кассир обязан составить последний кассовый отчет на момент инвентаризации и передать его членам инвентаризационной комиссии. Инвентаризация кассы оформляется актом. После снятия кассовой наличности комиссия осуществляет фактическое снятие материальных ценностей и занесение их в инвентаризационную опись. Работник правоохранительных органов должен проследить, чтобы инвентаризационную описывали не только члены инвентаризационной комиссии, но и материально-ответственное лицо. Для предотвращения возможных последующих дописок количества товара в инвентаризационной описи работник правоохранительных органов обязан проконтролировать, чтобы на каждой странице было прописью заполнено количество порядковых номеров на странице и количество товара числящегося по графе «фактически оказалось». На всех экземплярах инвентаризационной описи работник правоохранительных органов, когда есть опасность подмены этих документов, может проставить дату, подпись и сделать надпись «смотрел». Кроме этого работнику правоохранительных органов рекомендуется вести свой экземпляр инвентаризационной описи.
Все страницы инвентаризационной описи, которые ведут члены комиссии и материально-ответственное лицо, должны быть пронумерованы и подписаны всеми членами комиссии. Если инвентаризацию невозможно закончить в один рабочий день, то незаконченные инвентаризационные описи должны быть помещены в металлический ящик или сейф, который закрывается на ключ и опечатывается. Перед уходом из помещения, где проводится инвентаризация необходимо вместе с членами комиссии проверить, чтобы в нем никто не остался. Из помещения присутствующие выходят все вместе. Помещение закрывается, пломбируется или опечатывается. Причем ключ должен находиться у материально-ответственного за ценности лица, а пломбир (печать) у председателя инвентаризационной комиссии. Работник правоохранительных органов может дополнительно опечатать двери личной печатью. Аналогичным образом поступают при перерывах на обед. Если имеется опасность вскрытия помещения, где проводится инвентаризация, необходимо обеспечить охрану.
После снятия фактических остатков товарно-материальных ценностей и занесение их в инвентаризационную опись, для окончательных суммовых результатов они передаются в бухгалтерию предприятия. В этой ситуации во избежание фальсификации, один экземпляр описи работник правоохранительных органов может взять и хранить у себя, до проведения таких подсчетов. Затем, после необходимой сверки, заменить его на подсчитанный бухгалтерией экземпляр. В некоторых случаях работнику правоохранительных органов рекомендуется присутствовать при выявлении результатов инвентаризации. В ходе проведения инвентаризации, при выявлении любого рода нарушений, необходимо сразу же по факту такого нарушения отбирать у материально-ответственного лица пробное объяснение. Такая практика себя вполне оправдывает, так как преступник, не будучи подготовленным, к ответу, нередко называет действительные причины выявленных злоупотреблений.
Заключение
Таким образом, инвентаризация является одним из условий правильного ведения бухгалтерского учета. Она способствует реализации охранительной функции бухгалтерского учета. Нарушение порядка проведения инвентаризации в ряде случаев может рассматриваться как условия, способствовавшие совершению преступления. Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами, в котором перечисляются проинвентаризованные счета, указываются суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности. К акту прилагается справка, составляемая в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. А при инвентаризации стоимости отгруженных товаров составляются отдельные акты на товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, и на товары отгруженные, но не оплаченные в срок.
При проведении инвентаризации работник правоохранительных органов должен присутствовать при осуществлении всех контрольных действий и следить за соблюдением правил проведения инвентаризации. Оперативный работник и следователь не входят в состав инвентаризационной комиссии и не подписывает инвентаризационные описи, сличительные ведомости и другие документы инвентаризационной проверки.
После снятия фактических остатков товарно-материальных ценностей и занесение их в инвентаризационную опись, для окончательных суммовых результатов они передаются в бухгалтерию предприятия. В этой ситуации во избежание фальсификации, один экземпляр описи работник правоохранительных органов может взять и хранить у себя, до проведения таких подсчетов. Затем, после необходимой сверки, заменить его на подсчитанный бухгалтерией экземпляр. В некоторых случаях работнику правоохранительных органов рекомендуется присутствовать при выявлении результатов инвентаризации. В ходе проведения инвентаризации, при выявлении любого рода нарушений, необходимо сразу же по факту такого нарушения отбирать у материально-ответственного лица пробное объяснение. Такая практика себя вполне оправдывает, так как преступник, не будучи подготовленным, к ответу, нередко называет действительные причины выявленных злоупотреблений.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. – 1996.– № 48. – СТ. 5369 (ред. от 03.11.2006).
2. Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)»// БНАФОИВ. – 1999. – № 2 (ред. от 30.12.1999).
3. Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Бухгалтерский учёт. –1999.– № 9 (ред. от 18.09.2006).
4. Приказ Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально–производственных запасов» (ПБУ 5/01)» // БНАФОИВ. – 2001. – № 31 (ред. от 23.07.2002).
5. Приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)» // БНАФОИВ. – 2001. – № 20 (ред. от 27.11.06).
6. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» // БНАФОИВ. – 1998. – № 23 (ред. от 18.09.2006).
7. Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Бухгалтерский учёт. – 1995.– № 12.
8. Письмо ЦБ России от 4 октября 1993. № 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в РФ» // Экономика и жизнь – 1993. – № 42–43.
9. Бухгалтерский учет: Учебник. / И.И. Бочкарева, и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005.
10. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. – М., 2005.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М., 2007.