Бухгалтерский учёт в системе управления деятельностью организации, его предмет и метод
1. Экономическая сущность и роль хозяйственного учёта в системе управления
2. Измерители, применяемые в учёте
3. Виды хозяйственного учёта и их характеристика
4. Предмет бухгалтерского учёта
5. Общая характеристика метода бухгалтерского учёта и его элементов
1. Хозяйственный учёт – система количественного отражения и качественной характеристики хозяйственной деятельности организации с целью контроля и эффективного управления ею. Процесс хозяйственного учёта включает этапы в определённой последовательности:
1) Наблюдение
2) Измерение
3) Регистрация
4) Обобщение
2. В хозяйственном учёте применяют 3 основных вида измерителей:
1) Натуральные
2) Трудовые
3) Денежные
Натуральные измерители применяются для измерения натуральных объектов (товрно-материальных ценностей). К ним относятся меры длины, меры массы, меры объёма.
Трудовые измерители используются для измерения трудовых затрат по выполнению работ за определённое время.
Денежный измеритель является универсальным. Его цель – привести в сопоставимый вид все объекты учёта, отражая их стоимость.
3. В зависимости от источников сбора, объёмов и целевого назначения информации о событиях и фактах хозяйственной жизни различают следующие виды хозяйственного учёта:
Ø Оперативный
Ø Статистический
Ø Бухгалтерский:
а) финансовый
б) налоговый
в) управленческий
Оперативный учёт применяется для оперативного получения информации в кратчайшие сроки для текущего управления, для контроля за процессами на определённых участках хозяйственной деятельности организации. Такая информация формируется в первичных документах или устно и передаётся органам управления посредством связи. При этом используются все виды измерителей, документальное подтверждение не требуется.
Статистический учёт применяется для получения и обобщения данных о массовых хозяйственных процессах в общественной жизни в масштабах государства, регионов, области и так далее. Сбор количественных и качественных характеристик, массовых явлений производится сплошным или выборочным способом с целью выявления тенденции их развития. В данном виде учёта используются данные оперативного и бухгалтерского учёта, применяются все виды измерителей.
Бухгалтерский учёт – система непрерывного сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский учёт является непрерывным и сплошным во времени, строго документирован, используются специфические приёмы и способы обработки учётной информации, организауется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
Под финансовым учётом понимается бухгалтерский учёт, осуществляемый с целью получения информации, необходимой для внешних пользователей (собственних, банки, кредиторы). Он строго регламентирован в национальных стандартах бухгалтерского учёта.
Управленческий учёт – учёт внутри организации, необходимый для управления её экономическими ресурсами. Он зависит от технологии и организации производства. Решение о ведении управленческого учёта принимает сама организация.
Налоговый учёт – учёт доходов и расходов организации, других объектов налогообложения с целью получения информации для расчёта налогов и сборов для своевременной уплаты их в бюджет и в небюджетные формы.
4. Предметом бухгалтерского учёта является информация о хозяйственной деятельности организации, в основе которой лежит имущество, источники его формирования и хозяйственные процессы, вызывающие их изменения.
Объекты бухгалтерского учёта классифицируются следующим образом:
1) Объекты, обеспечивающие хозяйтсвенную деятельность организации:
А) экономические ресурсы (имущество как собственность организации). Эти объекты в процессе хозяйтсвенной деятельности должны приносить экономическую выгоду. В бухгалтерском учёте эти объекты называются активами.
Б) источники формирования указывают на принадлежность имущества организации и представляют собой совокупность ресурсов, поступивших от инвесторов, кредиторов, прибыль, полученную в результате хозяйственной деятельности. В бухгалтерском учёте именуются капиталом и обязательствами
2) Объекты, раскрывающие хозяйтсвенную деятельность организации:
А) хозяйственные процессы
Б) доходы, расходы и прибыль
5. Метод бухгалтерского учёта – совокупность приёмов и способов, применение которых в определённой последовательности обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственных операций и хозяйственной деятельности организации. Реализация этих методов позволяет реализовать цель бухгалтерского учёта и получить всю информацию для управления. Последовательная реализация элементов метода бухгалтерского учёта раскрывает процедуру бухгалтерского учёта.
Метод бухгалтерского учёта | |||
Первичное наблюдение | Стоимостное измерение | Регистрация | Обобщение |
документация | оценка, калькуляция | счета бухгалтерского учёта, двойная запись | бухгалтерский баланс, финансовая отчётность |
Вся экономическая информация признаётся в бухгалтерском учёте на стадии первичного наблюдения посредством документирования. Все хозяйственные операции оформляются первичными учётными документами в установленном порядке. Те факты и явления, которые происходят в силу естественных причин (естественная убыль) и несанкционированы (недостача, хищение) выявляются при инвентаризации.
Для обобщения информации в её сопоставимом виде все объекты бухгалтерского учёта требуют стоимостной оценки. Определение стоимости осуществляется на стадии первичного наблюдения, регистрации объектов и обобщение информации о них.
Метод калькуляции – один из способов определения фактической себестоимости объекта.
Регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском учёте производится на счетах бухгалтерского учёта. Каждому самостоятельному объекту открывается определённый счёт для получения полной и достоверной информации о состоянии и изменениях данного объекта. Хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта регистрируются методом двойной записи, что обусловлено двойственным характером всех фактов и явлений. Периодичность подведения итогов работы, выявление финансовых результов хозяйственной деятельности предполагает итоговое обобщение учётной информации за отчётный период (месяц, квартал).
Основной формой бухгалтерской отчётности является бухгалтерский баланс. Другие формы отчётности дополняют бухгалтерский баланс и раскрывают показатели не только на определённую дату, но и за отчётный период.