Совместно осуществляемые операции
N п/п | Хозяйственные операции | А | Б | В | ||||||
сумма, тыс. руб. | корреспонденция счетов | сумма, тыс. руб. | корреспонденция счетов | сумма, тыс. руб. | корреспонденция счетов | |||||
дебет | кредит | дебет | кредит | дебет | кредит | |||||
Отражены расходы по посеву, выращиванию, уборке урожая | 02, 10, 70, 69 и др. | 02, 10, 70, 69 и др. | 02, 10, 70, 69 и др. | |||||||
Оприходована продукция в доле предприятия В | ||||||||||
Оприходована продукция в доле: | ||||||||||
а) предприятие А | ||||||||||
б) предприятие Б | ||||||||||
Передана продукция: | ||||||||||
а) предприятие А | ||||||||||
б) предприятие Б |
Совместно используемые активы. Совместно используемыми активами считается имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких юридических лиц, заключивших договор о совместном использовании этого имущества с целью получения экономических выгод или дохода.
Активы, принадлежащие участникам договора на праве долевой собственности и внесенные ими в качестве вклада, по-прежнему учитываются ими на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в состав финансовых вложений не переводятся. Каждый из участников договора обособленно на отдельных аналитических счетах отражает долю расходов и обязательств, а также долю доходов от совместного использования активов в соответствии с условиями договора.
Если по условиям договора расчеты с заказчиками или покупателями осуществляются одним из участников, то доходы, причитающиеся другим участникам договора, отражаются в его бухгалтерском учете в качестве обязательств перед другими участниками.
Учет хозяйственных операций, связанных с выполнением договора о совместно используемых активах, осуществляется каждым участником в общеустановленном порядке с учетом правил, определенных ПБУ 12/2000.
Данные об участии в совместной деятельности в части активов, обязательств, расходов и доходов у каждого участника договора формируют показатели бухгалтерской отчетности путем построчного суммирования аналогичных показателей. В рамках отчетного сегмента о совместной деятельности отражаются:
- доля участника в совместно используемых активах;
- обязательства, возникшие непосредственно у участника договора;
- доля участника в обязательствах, возникших у него совместно с другими участниками договора;
- расходы, понесенные непосредственно участником договора;
- доля в расходах, понесенных совместно с другими участниками договора;
- доля в доходах, полученных совместно с другими участниками договора. Порядок учета хозяйственных операций по совместно используемым активам рассмотрен на примере, изложенном в табл. 11.3.
Пример
Организации А и Б заключили договор о сдаче в аренду здания, находящегося в долевой собственности данных организаций. Стоимость здания - 1 млн. руб., организации А принадлежит 30% площади здания, организации Б - 70%. Расчеты с заказчиком осуществляет организация Б. Аренда является одним из видов основной деятельности организации Б.
Таблица 11.3
N п/п | Хозяйственные операции | А | Б | |||||||
сумма, тыс. руб. | корреспонденция счетов | сумма, тыс. руб. | корреспонденция счетов | |||||||
дебет | кредит | дебет | кредит | |||||||
Начислена амортизация за месяц | 1 400 | |||||||||
Отражены расходы по оплате коммунальных платежей | 15 000 | 35 000 | ||||||||
Начислена заработная плата работникам, занятым исполнением договора | 5 000 | 10 000 | ||||||||
Начислены социальные платежи | 1 300 | 2 600 | ||||||||
Начислена арендная плата в доле: | ||||||||||
а) организации А | 45 000 | |||||||||
б) организации Б | 105 000 | |||||||||
Начислен НДС в доле: | ||||||||||
а) организации А | 8 100 | |||||||||
б) организации Б | 18 900 | |||||||||
Начислен доход организации А | 36 900 | |||||||||
Получена арендная плата | 150 000 | |||||||||
Перечислен доход организации А | 36 900 | 36 900 | ||||||||
Списаны расходы за месяц организации Б | 49 000 | |||||||||
Списан финансовый результат | 15 000 | 37 100 | ||||||||
Совместная деятельность. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора простого товарищества между ее участниками. По договору о простом товариществе стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации. Договором определяются:
- участник, который осуществляет ведение общих дел;
- размеры денежных и имущественных взносов каждым участником;
- порядок распределения между участниками результатов совместной деятельности.
Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора.
Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывают на отдельном (обособленном) балансе у участника, которому поручено ведение общих дел.
Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.
Участник, ведущий общие дела, составляет и предоставляет участникам договора о простом товариществе информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации в порядке и сроки, оговоренные договором.
Распределение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора о простом товариществе осуществляется в порядке, предусмотренном договором.
Каждый участник включает свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, в состав прочих доходов при формировании финансовых результатов.
Учет совместной деятельности организацией-товарищем. Стоимость передаваемого имущества участниками подлежит отражению на балансе как краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения в зависимости от срока, на который заключен договор о совместной деятельности (счет 58 "Финансовые вложения").
К счету 58 вводится отдельный субсчет 4 "Вклады по договору простого товарищества", внутри которого ведется аналитический учет по каждому договору и видам взносов.
По дебету счета 58 показывается балансовая стоимость передаваемого имущества в корреспонденции с кредитом счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 10 "Материалы" и других счетов.
Сумму начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам списывают соответственно с дебета счета 02 "Амортизация основных средств" и 05 "Амортизация нематериальных активов" в кредит счетов 01 и 04.
Подтверждением получения взносов по совместной деятельности для участников является авизо об оприходовании имущества участников, ведущих общие дела, или первичный учетный документ о получении имущества (копия накладной, квитанция к кассовому ордеру и т.п.).
Вложения вклада по договору простого товарищества денежными средствами отражают по дебету счета 58 с кредита счетов по учету денежных средств.
Прибыль, убыток и другие результаты совместной деятельности, распределяемые между участниками, учитывают в следующем порядке:
- прибыль - по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". При получении участниками средств в размерах, определенных в соответствии с договором, задолженность списывают с кредита счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств (51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 50 "Касса" и т.д.);
- убытки - по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 76. По мере перечисления участниками средств соответствующих источников для погашения полученного убытка участнику, ведущему общие дела, задолженность со счета 76 списывается в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Каждый товарищ включает свою долю прибыли, подлежащую получению в результате совместной деятельности, в состав прочих доходов при формировании финансового результата.
Активы, полученные организацией-товарищем после прекращения совместной деятельности, принимаются к учету в оценке, числящейся в отдельном балансе на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности.
По мере поступления имущества дебетуют счета учета ценностей (объекты основных средств, товары, материалы, денежные средства и пр.) и кредитуют счет 58, субсчет 4 "Вклады по договору простого товарищества".
В случае возникновения разницы между стоимостной оценкой вклада, учтенного в составе финансовых вложений, и стоимостью полученных активов после прекращения совместной деятельности эта разница включается в состав прочих доходов и расходов. По принятому к учету после прекращения совместной деятельности амортизируемому имуществу устанавливаются новые сроки начисления амортизации в соответствии с правилами, определенными ПБУ 6/01.
При составлении бухгалтерской отчетности в бухгалтерском балансе организация-товарищ вклад в совместную деятельность отражает в составе финансовых вложений (в случае существенности отдельной статьей). В отчете о прибылях и убытках причитающаяся организации-товарищу по итогам раздела прибыль или убыток включается в состав прочих доходов или расходов.
В пояснениях к указанным формам отчетности в рамках раскрытия информации по отчетному сегменту о совместной деятельности организацией-товарищем показывается доля:
- участия в совместной деятельности;
- в общих договорных обязательствах;
- в совместно понесенных расходах;
- в совместно полученных доходах.
Учет совместной деятельности товарищем, ведущим общие дела. Участник, ведущий общие дела, обеспечивает отдельный учет операций по договору о простом товариществе и связанных с выполнением своей уставной деятельности. Он должен составлять как минимум два бухгалтерских баланса - по деятельности своего юридического лица и по совместной деятельности.
Денежные или иные имущественные взносы участников договора отражают по дебету счетов учета соответствующих ценностей 01 "Основные средства", 10 "Материалы" и др. и кредиту счета 80 "Вклады товарищей".
Для каждого договора о простом товариществе должен быть открыт отдельный субсчет, внутри которого ведется аналитический учет по каждому участнику договора.
Учет имущества, внесенного участниками по договору о совместной деятельности, осуществляется в оценке, предусмотренной в договоре, на основании первичных учетных документов об оприходовании имущества.
Приобретенное или созданное в ходе совместной деятельности имущество отражают в учете в сумме фактических затрат на его приобретение, изготовление и др.
Учет приобретения или создания новых объектов основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных вложений, осуществляемых за счет дополнительных взносов участников, ведется в установленном порядке и осуществляется за счет дополнительных перечислений денежных средств товарищей согласно принятым решениям.
Поступившие денежные средства отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 80.
Начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам осуществляется в общеустановленном порядке вне зависимости от фактического срока их использования и применяемых ранее методов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности.
По окончании отчетного периода выявленный на счете 99 "Прибыли и убытки" финансовый результат подлежит списанию на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Распределение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора простого товарищества отражают в бухгалтерском учете в следующем порядке:
- прибыль - по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 2 "Расчеты по выплате доходов". При перечислении участниками сумм, причитающихся согласно договору, задолженность со счета 75-2 списывают в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств;
- убыток - по дебету счета 75-2 и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", а по мере погашения участниками полученного убытка - по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом 75-2.
Если договором простого товарищества предусмотрено распределение других результатов совместной деятельности, например готовой продукции, то списание готовой продукции со счета 43 "Готовая продукция" в порядке ее распределения между участниками договора осуществляется с использованием счета 90 "Продажи".
Товарищ, ведущий общие дела, составляет и предоставляет участникам договора о совместной деятельности информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации. На дату прекращения договора о совместной деятельности товарищ, ведущий общие дела, составляет ликвидационный баланс. Причитающееся каждому товарищу по итогам раздела имущество учитывается как погашение его доли участия (вклада) в совместной деятельности. Активы, полученные организацией-товарищем после прекращения совместной деятельности, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, числящейся в отдельном балансе на дату принятия решения о прекращении деятельности.
Возврат денежных средств, внесенных участниками в качестве первоначальных и дополнительных взносов, показывают по дебету счета 80 вклады товарищей в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Возврат имущества, причитающегося каждому участнику в соответствии с условиями договора простого товарищества, отражают по дебету счета 80 "Вклады товарищей" и кредиту счетов учета имущества (01, 04, 10, 40, 41 и др.).
Сумму амортизации по основным средствам и нематериальным активам, начисленную за период совместной деятельности, списывают с дебета счетов 02 "Амортизация основных средств" и 05 "Амортизация нематериальных активов" соответственно в кредит счетов 01 и 04.
Аналитический учет по счету 80 "Вклады товарищей" ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.