Организация самостоятельной работы по дисциплине

Основная задача высшего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга и т.д.).

Так, письмо Министерства образования от 27 ноября 2002 года «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» гласит, что «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности.

Самостоятельная работа студентов является одним из важных элементов учебного процесса. По данной дисциплине применяют следующие виды самостоятельной работы:

1. Тестирование по всем разделам с помощью оболочки «1С».

2. Написание докладов с последующим выступлением на занятии, а лучших работ – на кафедральной конференции.

Студенты должны обязательно подготовить в течение изучения дисциплины один доклад по представленной тематике. Тему доклада студент согласует с преподавателем.

3. Изучение нормативных документов (приложение № 1) с помощью СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Глоссарий

                   

А

Аванс (фр. avance) – 1) денежная сумма, выдаваемая в счет условленного платежа (задаток) или в счет расходов, по которым счет будет дан впоследствии (авансовые суммы); 2) «делать авансы» – давать обещания, заигрывать.

Аккредитив (нем. akkreditiv, от лат. accreditivus – доверительный) – документ, содержащий приказ одного кредитного учреждения другому.

Актив (от лат. activus – деятельный, действительный) – одна из сторон бухгалтерского баланса, отражающая хозяйственные средства по составу и размещению.

Акцепт(от лат. acceptus – принятый) – 1) согласие на предложение вступить в договор; 2) принятие документа к платежу путем подписи на векселе, счете.

Алименты (от лат. alimentum – пища, питание) – средства на содержание, которые обязаны предоставлять одни лица другим.

Амортизация (нем. amortisation – погашение) – списание части стоимости основных средств на готовую продукцию.

Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) – метод исследования путем разложения предметов и явлений на составные части.

Аннулировать (от лат. annullare – уничтожать) – упразднять, отменять, объявлять недействительным.

Аренда (от лат. arendare – отдавать внаймы) – наем на срок, главным образом недвижимости (помещений, земли и т.д.) за определенную плату с правом пользования и извлечения доходов.

Арендатор – лицо, взявшее что-либо в аренду.

Аудит (от лат. audio – он слышит, слушатель) – независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией (независимыми специалистами).

Б

Баланс (фр. balance – весы) – состояние хозяйственных средств и источников организации на определенную дату в денежном выражении.

Бланк (фр. blаnс – белый) – лист бумаги с печатным заголовком организации, предназначенный для составления документа по определенной форме.

Бухгалтер (нем. buchhalter – от buch – книга и halten – держать) – специалист по организации и ведению бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс – сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине имущества и обязательств организации в едином денежном измерителе на конкретный момент времени.

Бухгалтерский документ – письменная регистрация хозяйственной операции.

Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности на отчетный период.

Бухгалтерский счет – способ группировки, систематизации и регистрации информации о состоянии средств, источников, хозяйственных процессов.

Бухгалтерский учет – сплошное, непрерывное взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерителях.

В

Валюта (ит. valuta – цена, стоимость) – денежная система, принятая в данной стране и денежная единица данной страны.

Вексель (нем. wechsel – перемена, размер) – возникшее долговое обязательство об уплате определенному лицу или предъявителю векселя определенной суммы в определенный срок.

Г

Гарант (фр. garant – поручитель) – государство, организация, лицо, предоставляющее определенные гарантии.

Главная книга – учетный регистр синтетического учета, открываемый на год.

Готовая продукция – часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством).

Д

Двойная запись – метод бухгалтерского учета, при котором каждая хозяйственная операция отражается дважды: в дебете одного счета, а в кредите другого счета в одной и той же сумме.

Дебет (от лат. debet – он должен) – левая часть счета бухгалтерского учета.

Дебитор (от лат. debitor) – должник.

Денежный измеритель – один из измерителей в бухгалтерском учете, при помощи которого разнообразные хозяйственные явления обобщаются в единой денежной оценке.

Депонировать (от лат. deponere) – отдавать на хранение; делать взнос, вклад.

Дивиденд (от лат. dividendus – подлежащий разделу) – часть прибыли, полученной акционерным обществом, которая должна быть распределена среди акционеров.

Добавочный капитал – прирост капитала организации, образовавшийся в результате дооценки внеоборотных активов, получения эмиссионного дохода в результате размещения акций в процессе формирования уставного капитала акционерного общества.

Долгосрочные кредиты и займы – кредиты и займы, выдаваемые на срок более 1 года.

Ж

Журнал-ордер – учетный регистр, применяемый при журнально-ордерной форме учета.

З

Забалансовые счета – счета, на которых учитываются ценности, не принадлежащие данной организации, но временно у нее находящиеся.

Закрытие счетов – записи на счетах бухгалтерского учета, после чего они не имеют сальдо. Например, ежемесячно закрывают счет 90 «Продажи», счет 91 «Прочие доходы и расходы», относя суммы на счет 99 «Прибыли и убытки».

Запись линейная – хозяйственная операция, записываемая таким образом, что сумма по дебету и кредиту счета отражается по одной строке. Например, журнал-ордер по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Запись хронологическая – регистрация хозяйственных операций в хронологическом порядке.

И

Инвентаризационная опись – документ, в котором отражаются данные по проведению инвентаризации.

Инвентаризация (от лат. inventarium – роспись, опись) – точная и подробная опись имущества. Сличение фактических остатков с учетными данными путем перевешивания, перемеривания, пересчета.

Инвентарная карточка – учетный регистр, предназначенный для учета каждого отдельного объекта основных средств.

Инвестиционная деятельность – деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства; с осуществлением финансовых вложений.

К

Калькуляция (от лат. calculatio – счисление) – исчисление всех элементов себестоимости продукции, товара, выполненных работ и услуг.

Кассовая книга – учетный регистр для ведения кассовых операций в течение года.

Книги бухгалтерские – сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления.

Комбинированные документы (от лат. combinare) – 1) соединять, сочетать; 2) документы, содержащие в себе ряд признаков других документов. Например, приходный кассовый ордер – комбинированный документ, поскольку является распорядительным и исполнительным документом бухгалтерского оформления.

Корректура (от лат. correctio – поправка) – исправление ошибок в документах, учетных регистрах.

Кредит (от лат. credit – он верит) – в бухгалтерском учете правая сторона счета.

Кредит (от лат. creditum – ссуда, долг; credere – верить) – предоставление в долг товаров или денег.

Кредиторская задолженность – обязательства организации за представленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми событиями и сделками.

Л

Лизинг (англ. leasing) – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, при которой арендатор постепенно погашает задолженность по мере использования имущества.

Лимит (от лат. limes – предел) – предел, ограничение, грань. Например, лимит кассы, т.е. предельная сумма, которая может находиться в кассе организации.

М

Материальная ответственность – обязанность работника, по вине которого причинен ущерб, возместить полностью независимо от размера причиненного ущерба.

Мемориально-ордерная форма учета – одна из форм бухгалтерского учета.

Метод (греч. methodos – исследование) – прием, способ или образ действия.

Н

Налоги – обязательные платежи в бюджет.

Натуральные измерители – предназначены для отражения в учете хозяйственных средств и процессов счетом, мерой, весом.

Недостача товарно-материальных ценностей – выявленная путем проведения инвентаризации разница между учетными данными и фактическими данными.

Незавершенное производство – продукция, не прошедшая всех стадий (фаз, переделов) в соответствии с технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки.

Нераспределенная прибыль – накопленная сумма чистой прибыли предприятия, полученная со времени начала деятельности, за вычетом накопленной суммы выплаченных дивидендов.

«Ноу-хау» (англ. know-how – букв. знать как) – новейшие достижения технологии производственного опыта, практического умения, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности организации.

О

Оборотные ведомости– обобщение данных синтетических счетов; аналитических – к определенному синтетическому счету.

Оперативный учет – один из видов хозяйственного учета. Его отличительная особенность – быстрота обеспечения данных; не всегда отражается в документах, может передаваться по телефону, телеграфу, факсу и т.д.

Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Отчетность – завершающий этап учетной работы. Составляется документация, отражающая имущественное, финансовое положение, финансовые результаты деятельности организации на определенную дату.

П

Пассив(от лат. passivus – страдательный, недеятельный) – правая часть баланса, отражающая хозяйственные средства по источникам их образования.

Пассивные счета – синтетические счета, на которых отражаются хозяйственные средства по источникам их образования.

План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.

Подотчетные лица – лица, получившие денежные суммы под отчет (на командировку, на хозяйственные расходы и т.д.).

Р

Развернутое сальдо– сальдо в активно-пассивных счетах, оно может быть и дебетовое и кредитовое. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Расходы будущих периодов – произведенные в текущее время, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

С

Сальдо (ит. saldo – расчет) – остаток.

Сводные листы – учетные регистры большого формата.

Себестоимость продукции – затраты организации на производство продукции (работ, услуг) в размере стоимости используемых при этом материальных, трудовых и иных ресурсов, а также стоимости потребленных услуг, выполненных сторонними организациями в целях осуществления своей уставной деятельности.

Синтетические счета – предназначены для обобщающей группировки и учета хозяйственных средств, источников, процессов в организации.

Срок полезного использования – период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

Сторно(ит. storno – перевод счета) – исправление неправильной записи («красное сторно»).

Счет первого порядка – синтетический счет, входящий в наименование счетов плана-счетов.

Т

Табель (нем. tabelle – таблица, от лат. tabella – дощечка) – 1) таблица, расписанная в графах, список в определенном порядке; 2) таблица учета явки на работу и ухода с работы.

Текущая деятельность – деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, т.е. деятельность по производству промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнению строительных работ, продаже товаров, оказанию услуг общественного питания, заготовке сельскохозяйственной продукции, сдаче имущества в аренду и др.

Тип (греч. typos – отпечаток, образ) – типы изменений в балансе, вызываемые хозяйственными операциями.

Типовой план счетов – план счетов бухгалтерского учета, который используется всеми организациями.

Товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических или физических лиц и предназначенная для продажи.

Трудовые измерители – применяют для выражения хозяйственных явлений в рабочих днях, часах, минутах, т.е. в количестве затраченного труда, исчисленного в единицах времени.

У

Унификация (от лат. unio – единство, facere – делать) – приведение к единой норме, единой форме, единообразию.

Уставный капитал – совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) организации, зарегистрированная в учредительных документах.

Учетная политика организации – принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Ф

Финансовая деятельность – деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.д.).

Финансовые вложения – активы организации, предназначенные для увеличения ее капитала посредством участия в распределении прибыли других организаций или для получения ею иных экономических выгод.

Финансовый результат – конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации, выражается в форме прибыли или убытка.

ФИФО – метод бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей по цене первой по времени приобретения поступившей партии.

Х

Хозяйственная операция (от лат. operatic – действие) – хозяйственные действия, в результате которых изменяются хозяйственные средства по видам и размещению и по источникам образования.

Хозяйственный учет – количественное отражение и качественная характеристика хозяйственной деятельности организации.

Ц

Целевое финансирование – средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения и поступившие от других организаций, лиц, бюджета. Учет ведется на синтетическом счете 86 «Целевое финансирование».

11. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Пизенгольц, М. З. Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве. / М. З. Пизенгольц – М.: Финансы и статистика, 2004. – т. 1. – 480 с. ; т. 2. – 400 с.

2. Васькин, Ф. И. Бухгалтерский финансовый учёт / Ф. И. Васькин, А. Ф. Дятлова. – М.: КолосС, 2004. – 560 с.

3. Белова, Н. Г. Практикум по бухгалтерскому учету / Н. Г. Белова, Л. И. Хоружий и др.. – М.: КолосС, 2004. – 352 с.

4. Бухгалтерский финансовый учет. Практикум: Учебное пособие для вузов / Под редакцией проф. Ю. А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 509 с.

5. Белова, Н. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / Н. Г. Белова, Л. И. Хоружий. – Эксмо, 2010. – 700 с.

Дополнительная литература

6. Бычкова, С. М. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учеб. пособие / С. М. Бычкова, Д. Г. Бадмаева; Под ред. С. М. Бычкова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 400 с.

7. Расторгуева, Р. Н. Бухгалтерский учёт в сельскохозяйственных органи­зациях: Учебник / Р. Н. Расторгуева, А. В. Казакова, С. В. Козменкова и др. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 416 с.

8. Козменкова, С. В. Бухгалтерский учёт земель, прав пользования и арен­ды: теория и практика. С. В. Козменкова – Нижний Новгород, НГСХА, 1999. – 186 с.

9. 38. Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 640 с.

Приложение № 1

Наши рекомендации