Форма шахматной оборотной ведомости

Кредит счетов   Дебет счетов ….. Итого по кредиту
                     
                     
                     
                     
…..                      
                     
Итого по дебету                      

Классификация счетов бухгалтерского учета

Многообразие объектов бухгалтерского наблюдения порождает объективную необходимость в их упорядочении, группировки, классификации по определенным признакам.

Классификация счетов БУ – это группировка счетов по наиболее существенным признакам, по­зволяющая обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций и сопоставимость соответ­ствующих показателей.

Счета БУ могут быть классифицированы по следующим основным признакам:

- по местонахождению начального и конечного сальдо и по отношению к бухгалтерскому балансу (активные и пассивные счета);

- по самостоятельности применения (синтетические и аналитические счета);

- по экономическому содержанию;

- по структуре и назначению.

План счетов бухгалтерского учета,

его назначение и содержание

Систематизированный по определенным признакам перечень счетов БУ на­зывается планом счетов БУ.

В мировой практике известны три основных направления в построении плана счетов:

- матричный, когда все счета разделяются на классы, подклассы и группы;

- линейный, предусматривающий последовательное изложение номенклатуры синтетиче­ских счетов, сведенных в группы;

- иерархический, когда все счета объединяются в группы по определенному при­знаку, а внутри группы выделяют несколько уровней счетов (синтетический счет, субсчет, анали­тический счет).

В России действует план счетов БУ ФХД организа­ций, утвержденный Прика­зом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н. В основу его построения зало­жена класси­фикация счетов по эк. со­держанию и иерархический подход. Его ис­пользование является обязательным для всех организаций (кроме бюджетных и кредитных ор­ганизаций) не­зависимо от их организационно правовой формы. В плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого по­рядка) и субсчетов (счетов вто­рого порядка).

План счетов сопровождается Инструкцией, которая устанавливает единые подходы к его применению и отражению ФХД на счетах БУ. В инструкции при­ве­дена краткая характе­ристика синтетических и суб­сче­тов.

На основе единого плана счетов организация ут­верждает рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических, аналитических и субсчетов, необходимых для ведения БУ.

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином РФ вводить в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются организацией исходя из требований управления, анализа, контроля и отчет­ности. Организация может уточнять со­держание приведенных в плане счетов субсчетов, ис­ключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией ис­ходя из Инст­рукции к плану счетов, положений и других нормативных актов, ме­тодических указаний по вопросам БУ (ОС, МПЗ, НМА и т.д.).

Действующий в настоящее время План счетов состоит из 8 разделов и со­держит 99 синтетических ба­лансовых счетов, 37 из которых являются резерв­ными, и 11 забалансовых счетов

Характеристика плана счетов бухгалтерского учета

№ раз­дела Наименование раздела Плана сетов Диапа­зон номеров Количество счетов
в раз­деле в том числе, имеющих субсчета
I Внеоборотные активы 01-09
II Производственные запасы 10-19
III Затраты на производство 20-39 ---
IV Готовая продукция и товары 40-49
V Денежные средства 50-59
VI Расчеты 60-79
VII Капитал 80-89
VIII Финансовые результаты 90-99
Всего балансовых счетов
Забалансовые счета 001-011 ---
Счета I раздела «Внеоборотные активы» предназначены для обобщения информа­ции о наличии и дви­жении ак­тивов организации, которые в соответствии с правилами БУ от­носятся к ОС, НМА и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строи­тельством, приоб­ретением и выбытием.
Счета II раздела «Производственные запасы» предназначены для обобщения ин­формации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, перера­ботки или использования в производ­стве либо для хоз. нужд, средств труда, кото­рые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобрете­нием).
Счета III раздела «Затраты на производство» предназначены для обобщения инфор­мации о расходах по обыч­ным видам деятельности организации (кроме расходов на про­дажу). Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20-29, либо на счетах 20-39. В послед­нем случае счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и дру­гим признакам, а также исчис­ления себестоимости продукции (работ, услуг). Счета 30-39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществля­ется с помощью специально открываемых отра­жающих счетов. Состав и методика использо­вания счетов 20-39 при таком варианте учета устанавливается органи­зацией исходя из осо­бенностей деятельности, структуры, организации управления на основе соответствующих ре­комендаций Минфина РФ.
Счета IV раздела «Готовая продукция и товары» предназначены для обобщения ин­формации о нали­чии и дви­жении готовой продукции (продуктов производства) и товаров.
Счета V раздела «Денежные средства» предназначены для обобщения информации о наличии и движе­нии де­нежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валют­ных и других сче­тах, открытых в кредитных организациях на тер­ритории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных докумен­тов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в ус­тановленном порядке. Одно­временно эти средства и операции отражаются в валюте расче­тов и платежей.
Счета VI раздела «Расчеты» предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов органи­зации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутри­хозяйственных расчетов. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в сум­мах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одно­временно эти расчеты отражаются в валюте расче­тов и платежей.
Счета VII раздела «Капитал» предназначены для обобщения информации о состоянии и движении капи­тала орга­низации.
Счета VIII раздела «Финансовые результаты» предназначены для обобщения ин­формации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового ре­зультата деятельности организации за отчетный период.
   
           

Понятие формы бухгалтерского учета

и технологии обработки учетной информации

Строение учетных регистров, применяемых в БУ, их взаимосвязь, последовательность и спо­собы записи в них хозяйственных операций определяются формой БУ.

Форма бухгалтерского учета – это комплекс взаимосвязанных учетных регистров в со­во­купности с правилами их использования с целью отражения финансово-хозяйственных операций и получения итоговых данных.

Каждая форма БУ определяет конкретные способы регистрации ФХД, группировки одно­родных данных, разноски данных по синтетическим и аналитическим счетам и подсчета обо­ротов и конечных сальдо для контроля данных и составления отчетности.

В России применяется несколько форм БУ:

- единая журнально-ордерная форма, утвержденная Письмом Минфина СССР от 08 марта 1960 г. № 63;

- журнально-ордерная форма для небольших предприятий и хозяйствен­ных организаций, утвержденная Письмом Минфина СССР от 06 июня 1960 г. № 176. При применении ука­занных Писем необходимо учитывать Письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтер­ского учета на предпри­ятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработан­ные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей;

- упрощенная форма;

- мемориально-ордерная форма;

- автоматизированная.

Указанные формы БУ отличаются друг от друга по следующим признакам:

- назначение, содержание и внешний вид применяемых учетных регистров;

- взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитиче­ского учета;

- последовательность и способы записей в учетные регистры;

- степень компьютеризации.

Организация самостоятельно выбирает форму БУ, применяемые учетные регистры, их по­строение, последовательность и способы записи в них. Выбор конкретной формы БУ зави­сит от размера организации, ее структуры, специфики деятельности, уровня технической и компьютер­ной оснащенности. Выбранная форма БУ закрепляется в учетной политике органи­зации.

Согласно п.5 ПБУ 1/98 при разработке учетной политики организации определяется техно­логия обработки учетной информации, под которой понимается способ ведения БУ, т.е. регистрация учетной информации (вручную либо с применением средств автомати­зации).

Независимо от выбранного в организации способа обработки учетной информации, ее техно­логия базируется на анализе первичных учетных документов и выявлении стандартных операций, подлежащих отражению на счетах БУ.

Технология обработки учетных данных и система применяемых регистров, прежде всего, за­висят от форм и методов БУ, применяемых в организации, а также от специфики и количе­ства ви­дов деятельности организации, количества совершаемых хозяйственных операций, организацион­ной структуры и географического местоположения организации.

Как при ручной, так и при автоматизированной технологии обработки учетной информа­ции, вся поступающая в организацию информация отражается в первичных учетных докумен­тах и на­капливается в регистрах БУ, утвержденных и используемых в организации.

При ручной технологии обработки учетной информации формы регистров, порядок и по­сле­довательность отражения в них учетных записей полностью зависит от утвержденной в организа­ции формы БУ.

Автоматизированная система обработки учетной информации предполагает использо­вание программного продукта, позволяющего обрабатывать и хранить учетную информацию в элек­тронном виде, а также составлять бухгалтерские и налоговые регистры, формы отчет­ности в авто­матическом режиме.

Большинство программных продуктов включаются в себя три основных составляющих:

- про­граммные файлы;

- конфигурацию;

- информационную базу данных.

Программные файлы обеспечивают функционирование среды разработки и исполнения, а также интеграцию и функционирование программы в среде операционной системы, в част­ности, в среде Microsoft Windows.

Конфигурация представляет собой совокупность объектов метаданных, т.е. своего рода «шаблонов» документов, справочников, отчетов и т. п., отражающая в себе алгоритмы, схему и особенности задачи учета. Конфигурация создается штатными средствами программного продукта в среде разработки и предназначена для использования в среде исполнения. В ком­плект про­граммного продукта, как правило, входит типовая конфигурация, отражающая в себе особенности учета для конкретной прикладной задачи.

Информационная база данных является совокупностью накапливаемых пользователем про­граммы данных ведения учета при использовании конкретной конфигурации, на основа­нии кото­рых в дальнейшем строятся различные отчеты и т. п.

В основе автоматизированной технологии обработки учетной информации заложен главный элемент метода БУ – документация. Ввод информации в автоматизированную сис­тему осуществляется из первичных учетных документов, а информации справочного харак­тера – из специальных справочников до начала работы. Группировка и обобщение учетной информа­ции производится в автоматическом режиме в соответствии с поставленными поль­зователем учет­ными задачами.

Обработка данных осуществляется по специальным алгоритмам программы, в соответ­ствии с которыми полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выводиться на экран или распечатываться по запросу в виде первичного документа и отчета.

В компьютерном варианте БУ может создаваться несколько взаимосвязан­ных учетных регистров бухгалтерских проводок, хозяйственных операций и первичных докумен­тов. Каж­дый регистр является базой данных определенной логической структуры.

Минимальный состав регистра бухгалтерских проводок соответствует структуре данных ре­гистра «Книга хозяйственных операций», но имеет расширение для связи со счетами ана­литиче­ского учета и регистрами хозяйственных операций.

Регистр хозяйственных операций применяется для автоматизации ввода первичных учетных данных, когда с хозяйственной операцией связан набор бухгалтерских проводок с определенной корреспонденцией счетов. При регистрации хозяйственной операции автома­тически формируются бухгалтерские проводки. При этом сумма проводки рассчитывается ав­томатически на основе суммы хозяйственной операции.

Для ведения аналитического учета в автоматизированном режиме необходимо, чтобы все учитываемые объекты были описаны набором признаков, совокупность которых позво­лила бы наиболее точно идентифицировать каждый объект учета, охарактеризовать отдель­ные его стороны и свойства.

При ручной технологии обработки учетной информации данные об аналитических объ­ектах учета хранятся в разнообразных картотеках. В условиях автоматизации учета пользова­тель программного продукта получает возможность самостоятельно определять набор при­знаков, необходимых для описания аналитических объектов учета. При этом в процессе ра­боты первона­чальный набор признаков может изменяться и дополняться.

Процесс автоматизированной обработки учетной информации, например, можно пред­ставить в виде следующей схемы.

Форма шахматной оборотной ведомости - student2.ru

Наши рекомендации