Форма шахматной оборотной ведомости
Кредит счетов Дебет счетов | ….. | Итого по кредиту | |||||||||
….. | |||||||||||
Итого по дебету |
Классификация счетов бухгалтерского учета
Многообразие объектов бухгалтерского наблюдения порождает объективную необходимость в их упорядочении, группировки, классификации по определенным признакам.
Классификация счетов БУ – это группировка счетов по наиболее существенным признакам, позволяющая обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций и сопоставимость соответствующих показателей.
Счета БУ могут быть классифицированы по следующим основным признакам:
- по местонахождению начального и конечного сальдо и по отношению к бухгалтерскому балансу (активные и пассивные счета);
- по самостоятельности применения (синтетические и аналитические счета);
- по экономическому содержанию;
- по структуре и назначению.
План счетов бухгалтерского учета,
его назначение и содержание
Систематизированный по определенным признакам перечень счетов БУ называется планом счетов БУ.
В мировой практике известны три основных направления в построении плана счетов:
- матричный, когда все счета разделяются на классы, подклассы и группы;
- линейный, предусматривающий последовательное изложение номенклатуры синтетических счетов, сведенных в группы;
- иерархический, когда все счета объединяются в группы по определенному признаку, а внутри группы выделяют несколько уровней счетов (синтетический счет, субсчет, аналитический счет).
В России действует план счетов БУ ФХД организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н. В основу его построения заложена классификация счетов по эк. содержанию и иерархический подход. Его использование является обязательным для всех организаций (кроме бюджетных и кредитных организаций) независимо от их организационно правовой формы. В плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
План счетов сопровождается Инструкцией, которая устанавливает единые подходы к его применению и отражению ФХД на счетах БУ. В инструкции приведена краткая характеристика синтетических и субсчетов.
На основе единого плана счетов организация утверждает рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических, аналитических и субсчетов, необходимых для ведения БУ.
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином РФ вводить в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются организацией исходя из требований управления, анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции к плану счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам БУ (ОС, МПЗ, НМА и т.д.).
Действующий в настоящее время План счетов состоит из 8 разделов и содержит 99 синтетических балансовых счетов, 37 из которых являются резервными, и 11 забалансовых счетов
Характеристика плана счетов бухгалтерского учета
№ раздела | Наименование раздела Плана сетов | Диапазон номеров | Количество счетов | ||
в разделе | в том числе, имеющих субсчета | ||||
I | Внеоборотные активы | 01-09 | |||
II | Производственные запасы | 10-19 | |||
III | Затраты на производство | 20-39 | --- | ||
IV | Готовая продукция и товары | 40-49 | |||
V | Денежные средства | 50-59 | |||
VI | Расчеты | 60-79 | |||
VII | Капитал | 80-89 | |||
VIII | Финансовые результаты | 90-99 | |||
Всего балансовых счетов | |||||
Забалансовые счета | 001-011 | --- | |||
Счета I раздела «Внеоборотные активы» предназначены для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами БУ относятся к ОС, НМА и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием. | |||||
Счета II раздела «Производственные запасы» предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хоз. нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением). | |||||
Счета III раздела «Затраты на производство» предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20-29, либо на счетах 20-39. В последнем случае счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг). Счета 30-39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов. Состав и методика использования счетов 20-39 при таком варианте учета устанавливается организацией исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления на основе соответствующих рекомендаций Минфина РФ. | |||||
Счета IV раздела «Готовая продукция и товары» предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров. | |||||
Счета V раздела «Денежные средства» предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей. | |||||
Счета VI раздела «Расчеты» предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. | |||||
Счета VII раздела «Капитал» предназначены для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации. | |||||
Счета VIII раздела «Финансовые результаты» предназначены для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. | |||||
Понятие формы бухгалтерского учета
и технологии обработки учетной информации
Строение учетных регистров, применяемых в БУ, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой БУ.
Форма бухгалтерского учета – это комплекс взаимосвязанных учетных регистров в совокупности с правилами их использования с целью отражения финансово-хозяйственных операций и получения итоговых данных.
Каждая форма БУ определяет конкретные способы регистрации ФХД, группировки однородных данных, разноски данных по синтетическим и аналитическим счетам и подсчета оборотов и конечных сальдо для контроля данных и составления отчетности.
В России применяется несколько форм БУ:
- единая журнально-ордерная форма, утвержденная Письмом Минфина СССР от 08 марта 1960 г. № 63;
- журнально-ордерная форма для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная Письмом Минфина СССР от 06 июня 1960 г. № 176. При применении указанных Писем необходимо учитывать Письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей;
- упрощенная форма;
- мемориально-ордерная форма;
- автоматизированная.
Указанные формы БУ отличаются друг от друга по следующим признакам:
- назначение, содержание и внешний вид применяемых учетных регистров;
- взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;
- последовательность и способы записей в учетные регистры;
- степень компьютеризации.
Организация самостоятельно выбирает форму БУ, применяемые учетные регистры, их построение, последовательность и способы записи в них. Выбор конкретной формы БУ зависит от размера организации, ее структуры, специфики деятельности, уровня технической и компьютерной оснащенности. Выбранная форма БУ закрепляется в учетной политике организации.
Согласно п.5 ПБУ 1/98 при разработке учетной политики организации определяется технология обработки учетной информации, под которой понимается способ ведения БУ, т.е. регистрация учетной информации (вручную либо с применением средств автоматизации).
Независимо от выбранного в организации способа обработки учетной информации, ее технология базируется на анализе первичных учетных документов и выявлении стандартных операций, подлежащих отражению на счетах БУ.
Технология обработки учетных данных и система применяемых регистров, прежде всего, зависят от форм и методов БУ, применяемых в организации, а также от специфики и количества видов деятельности организации, количества совершаемых хозяйственных операций, организационной структуры и географического местоположения организации.
Как при ручной, так и при автоматизированной технологии обработки учетной информации, вся поступающая в организацию информация отражается в первичных учетных документах и накапливается в регистрах БУ, утвержденных и используемых в организации.
При ручной технологии обработки учетной информации формы регистров, порядок и последовательность отражения в них учетных записей полностью зависит от утвержденной в организации формы БУ.
Автоматизированная система обработки учетной информации предполагает использование программного продукта, позволяющего обрабатывать и хранить учетную информацию в электронном виде, а также составлять бухгалтерские и налоговые регистры, формы отчетности в автоматическом режиме.
Большинство программных продуктов включаются в себя три основных составляющих:
- программные файлы;
- конфигурацию;
- информационную базу данных.
Программные файлы обеспечивают функционирование среды разработки и исполнения, а также интеграцию и функционирование программы в среде операционной системы, в частности, в среде Microsoft Windows.
Конфигурация представляет собой совокупность объектов метаданных, т.е. своего рода «шаблонов» документов, справочников, отчетов и т. п., отражающая в себе алгоритмы, схему и особенности задачи учета. Конфигурация создается штатными средствами программного продукта в среде разработки и предназначена для использования в среде исполнения. В комплект программного продукта, как правило, входит типовая конфигурация, отражающая в себе особенности учета для конкретной прикладной задачи.
Информационная база данных является совокупностью накапливаемых пользователем программы данных ведения учета при использовании конкретной конфигурации, на основании которых в дальнейшем строятся различные отчеты и т. п.
В основе автоматизированной технологии обработки учетной информации заложен главный элемент метода БУ – документация. Ввод информации в автоматизированную систему осуществляется из первичных учетных документов, а информации справочного характера – из специальных справочников до начала работы. Группировка и обобщение учетной информации производится в автоматическом режиме в соответствии с поставленными пользователем учетными задачами.
Обработка данных осуществляется по специальным алгоритмам программы, в соответствии с которыми полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выводиться на экран или распечатываться по запросу в виде первичного документа и отчета.
В компьютерном варианте БУ может создаваться несколько взаимосвязанных учетных регистров бухгалтерских проводок, хозяйственных операций и первичных документов. Каждый регистр является базой данных определенной логической структуры.
Минимальный состав регистра бухгалтерских проводок соответствует структуре данных регистра «Книга хозяйственных операций», но имеет расширение для связи со счетами аналитического учета и регистрами хозяйственных операций.
Регистр хозяйственных операций применяется для автоматизации ввода первичных учетных данных, когда с хозяйственной операцией связан набор бухгалтерских проводок с определенной корреспонденцией счетов. При регистрации хозяйственной операции автоматически формируются бухгалтерские проводки. При этом сумма проводки рассчитывается автоматически на основе суммы хозяйственной операции.
Для ведения аналитического учета в автоматизированном режиме необходимо, чтобы все учитываемые объекты были описаны набором признаков, совокупность которых позволила бы наиболее точно идентифицировать каждый объект учета, охарактеризовать отдельные его стороны и свойства.
При ручной технологии обработки учетной информации данные об аналитических объектах учета хранятся в разнообразных картотеках. В условиях автоматизации учета пользователь программного продукта получает возможность самостоятельно определять набор признаков, необходимых для описания аналитических объектов учета. При этом в процессе работы первоначальный набор признаков может изменяться и дополняться.
Процесс автоматизированной обработки учетной информации, например, можно представить в виде следующей схемы.