Инвентаризация классифицируется по следующим признакам

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПЕРВИЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности.

Согласно Методических указаний Минфина Республики Беларусь по инвентаризации имущества и финансовых обязательств объектами инвентаризации могут выступать:

1) Все имущество организации независимо от его местонахождения;

2) Все виды финансовых обязательств организации;

3) Имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (на ответственном хранении, арендовании, полученное для переработки);

4) Имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В ходе проведения инвентаризации решаются следующие задачи:

· Выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объектов незавершенного производства;

· Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем составления фактического наличия с данными бумагами бухгалтерского учета;

· Выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

· Проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах, других счетах в банке, денежных средств в пути, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской и кредиторской задолженности;

· Проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация классифицируется по следующим признакам

1) Виды проводимых инвентаризаций:

· Полные инвентаризации, когда проверяются все виды средств и источников;

· Частичные (выборочные, когда проверкой охватываются только отдельные виды средств и их источников).

2) По частоте или периодичности проведения различаются инвентаризации, которые проводятся:

· Ежемесячно (инвентаризация незавершенного производства, необходимого для расчета себестоимости НЗП);

· Ежеквартального (инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе предприятия);

· Ежегодно (инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, но не ранее, чем по состоянию на 31 октября каждого года).

3) По организационному признаку инвентаризации могут быть:

· Внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится с целью дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества ( денежных средств в кассе и материальных ценностей на складах предприятия);

· Плановая инвентаризация проводится в соответствии с утвержденным руководителем порядком, с указанием конкретного срока ее проведения.

4) Разновидности проводимых инвентаризаций:

a. Инициативная инвентаризация (проводится по решению руководителя предприятия);

b. Обязательная инвентаризация, которая проводится в следующих случаях:

· При смене собственника предприятия или реорганизации предприятия;

· При ликвидации предприятия;

· Перед составлением годовой отчетности;

· При смене руководителя предприятия;

· По решению суда;

· При установлении фактов хищений, злоупотреблений имущественного характера, порчи имущества;

· При уничтожении имущества в результате пожара, стихийного бедствия.

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год определяет руководитель предприятии одновременно с принятием учетной политики предприятия.

Для проведения инвентаризации руководителем предприятия назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке входят:

· Руководитель предприятия или его заместителя;

· Главного бухгалтера;

· Начальников структурных подразделений;

· Представителей общественности (незаинтересованное лицо);

Проверка должна проводиться в присутствии материально-ответственного лица в подотчете у которого находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие комиссии в составе:

· Представителя руководителей предприятия (председатель комиссии);

· Специалистов (бухгалтер, экономист, инженер, технолог, товаровед).

В состав комиссии включаются опытные работники предприятия, знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием признания инвентаризации недействительными.

Состав комиссии, порядок ее проведения устанавливается приказом руководителя предприятия, в котором должно быть указано:

1) Состав центральной и рабочей комиссии;

2) Перечень инвентаризуемого имущества;

3) Сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);

4) Причины инвентаризации.

До начала проведения инвентаризации в инвентаризационную комиссию передаются все приходные и расходные кассовые документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии их визирует с указанием: «До инвентаризации на «__»________20__г.». Это является основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.

С материально-ответственного лица берется расписка о том, что на начало инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

До проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия обязана:

1) Опломбировать подсобные помещения, имеющие отдельные входы и выходы;

2) Проверить исправность всех весоизмерительных приборов.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии, должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссии (в обеденное время, ночное время, по другим причинам) описи должны хранится в ящике (сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В результате обязательного подсчета, взвешенная членами инвентаризационной комиссии в инвентаризационной описи (бланк унифицированной формы) записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности реальных учтенных финансовых обязательств.

Наши рекомендации