Расчеты с учредителями», 80 «Уставный фонд»,кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
В аналитическом учете по счету 84 должны быть четко видны направление использования чистой прибыли или источники погашения чистого убытка. При выплате учредителям, акционерам дивидендов за счет чистой прибыли надо начислить и удержать налог на доходы (у источника выплат): дебет 75 «Расчеты с учредителями», дебет 70 «Расчеты с персоналом по выплате труда», кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам». В Республике Беларусь в данном случае ставка налога равна 15 процентам. Оставшаяся после удержания налога сумма дивидендов выплачивается акционерам в соответствии с решением общего собрания денежными средствами наличным, безналичным путем, путем выдачи продукции: дебет 75, 70, кредит 50 «Касса», кредит 51 «Расчетный счет», кредит 90 «Реализация», а также списывается фактическая себестоимость выданной продукции по дебету счета 90 и кредиту 43 «Готовая продукция». По решению общего собрания может производиться реинвестирование доходов в виде выпуска новых акций и увеличения уставного фонда: дебет 75, 70, кредит 80 «Уставный фонд».
52. Уставный капитал организации. Зависимость уставного капитала организации от величины чистых активов.
У предприятий всех форм собственности создается уставный фонд (капитал). В предприятиях государственной собственности уставный фонд формируется за счет государства в момент создания (строительства) предприятия. Учредители предприятий негосударственной (частной) формы собственности уставный фонд создают за счет своего личного вклада. Величина уставного фонда устанавливается учредителями по договоренности, записывается в учредительных документах и регистрируется в органах исполнительной власти. Всякие изменения в уставном фонде (увеличение или уменьшение) могут быть по решению общего собрания учредителей и также должны быть зарегистрированы в исполкоме. Уставный фонд акционерных обществ определяется суммой подписки на акции. Вклады в уставный фонд могут вноситься в виде денежных средств и в виде неденежных средств: основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров, ценных бумаг. Уставный фонд (капитал) учитывается на пассивном счете 80 «Уставный фонд».
Записи по счетам будут следующие:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Регистрация Устава и Учредительного договора в исполкоме | ||
Фактическое поступление вкладов учредителей в уставной фонд (капитал) | 01, 04, 10, 50, 51, 52, 55 | |
Начисление дивидендов | ||
Удержание 15 процентов налога на доходы | ||
Пополнение уставного фонда за счет резервного фонда |
Аналитический учет уставного фонда ведется по каждому учредителю и по каждой операции, изменяющей уставный фонд.
На увеличение уставных фондов (капиталов) коммерческие организации могут направлять: средства фонда переоценки статей баланса (основных фондов, неустановленного оборудования, незавершенного строительства); нераспределенную прибыль отчетного года и прошлых лет; остатки средств фондов пополнения собственных оборотных средств и т.д.
53. Особенности формирования и использования резервного капитала.
Для учета резервных фондов предназначен счет 82 «Резервный фонд», счет пассивный. По кредиту счета отражается формирование резервного фонда, по дебету – использование средств фонда по целевому назначению.Субсчета: - 82/1 – «Резервный фонд оплаты труда»; - 82/2 – «Резервный фонд возмещения убытков от хозяйственной деятельности» - 82/3 – «Резервный фонд начисления доходов учредителям и т.д. 82/1 «Резервный фонд оплаты труда» должен образовываться на всех предприятиях в установленном размере годового фонда оплаты труда и формируется за счет чистой прибыли в размере 5%.Записи в бухгалтерском учете: - Д 84 «Нераспределенная прибыль» К 82/1 «Резервный фонд оплаты труда» – формирование резервного фонда за счет чистой прибыли; - Д 82/1 «Резервный фонд оплаты труда» К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 68/1 «Расчеты по налогам и сборам» , 76/2 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - начисление заработной платы (в случае отсутствия других источников ); и др.
Резервы по сомнительным долгам. -Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, которая не погашена в установленный срок.Создаются на основе результатов проведенной организацией инвентаризации дебиторской задолженности .На сумму создаваемых резервов делаются записи: дебет 91 «Операционные доходы и расходы», кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам».При списании невостребованных долгов, ранее признанных сомнительными, записи будут: дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.
Резервы предстоящих расходов.На пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы для равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и в расходы на реализацию. Это расходы на: Предстоящую оплату отпусков , Предстоящие затраты на капитальный ремонт арендованных основных средств, относимый по условиям договора на арендатора,Выплату один раз в год вознаграждения за выслугу лет.и т.д. Создание резервов осуществляется по счетам: дебет 20, 23, 25, 26, 44, кредит 96 «Резервы предстоящих расходов».
Для учета операций по формированию и использованию резервов используются соответствующие журналы-ордера и ведомости аналитического учета.
54. Добавочный капитал, его структура и организация учета
Добавочный капитал играет важную роль в оценке финансового положения организации. Он формируется:
• за счет прироста стоимости имущества при переоценке основных средств;
• как курсовая разница по вкладам в уставный капитал организации;
• за счет эмиссионного дохода, полученного в результате размещения акций.
Учет добавочного капитала ведется на счете 83 «Добавочный капитал» по субсчетам:
• 83-1 «Прирост стоимости имущества в результате переоценки»;
• 83-2 «Эмиссионный доход».
При отражении в бухгалтерском учете операций по формированию добавочного капитала производятся записи:
• переоценка (дооценка) основных средств: Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 83-1;
• на увеличение суммы износа в результате переоценки: Дебет счета 83-1 Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»;
• на полученный эмиссионный доход:
Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» Кредит счета 83-2.
Уменьшение добавочного капитала возможно в следующих случаях:
• при снижении стоимости основных средств в результате переоценки: Дебет счета 83 Кредит счета 01;
• при направлении средств добавочного капитала на увеличение уставного капитала: Дебет счета 83 Кредит счета 80. В данном случае следует иметь в виду норму, заложенную в ст. 100 ГК, согласно которой увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты;
• при направлении средств добавочного капитала на погашение убытка, выявленного по результатам работы за отчетный год: Дебет счета 83 Кредит счета 84. (К вопросу о направлении добавочного капитала на покрытие полученного за год убытка в целом по организации следует подходить осторожно. Не разрешается направлять на покрытие убытков суммы прироста стоимости имущества по переоценке.);
• при распределении между учредителями: Дебет счета 83 Кредит счета 75.
55. Особенности учета целевого финансирования и поступлений
На счете 86 «Целевое финансирование» учитываются средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения, поступившие средства от других организаций и лиц, бюджетных и других средств, за исключением: 1) дотаций из бюджета в связи с государственным регулированием цен и тарифов, 2)предоставленных налоговых льгот, 3)отсрочки и рассрочки по уплате налогов, 4)налоговых кредитов. Этот счет используется представительствами, выделенными на отдельный баланс, для аккумулирования средств, полученных для их содержания. Средства целевого финансирования тех или иных мероприятий записываются проводкой: дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование».Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по источникам поступления средств и по назначению их расходования.
56. Экономическая сущность налогов и их функции
Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.
Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [5].
От налога следует отличать сбор. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [5].
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговая теория - это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Общественное их содержание проявляется в том, что налоги выступают частью единого процесса воспроизводства. Материальная основа налогов проявляется в финансовых ресурсах, мобилизуемых государством у налогоплательщиков
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Функции налогов:
- фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;
- регулирующая - регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов; суть которой сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:
- стимулирующая - оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;
- сдерживающая - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
- воспроизводственная - предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов,
- перераспределительная - обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства;
- контрольная - своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;
- социальная - поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения [4, c. 39].
Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.
Налоговая система Республики Беларусь как независимого государства начала складываться в начале 90-х годов прошлого века после распада СССР. В условиях глубокого экономического кризиса о создании эффективной налоговой системы речь не шла. Необходимо было, по крайней мере, не допустить снижения поступлений в государственный бюджет. Для этого Верховным Советом Республики Беларусь в конце 1991 - начале 1992 года был принял пакет из девяти законов, заложивших основы налоговой системы страны.
57. Элементы налога, налоговый период и порядок уплаты налогов
Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Имущество – вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.
Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.
Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.
Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.
Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.
Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
58. Объекты налогообложения. Налоговое обязательство и его исполнение. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
1. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика настоящий Кодекс, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства. 2. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. 3. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.
2. 1. Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных настоящим Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину). 2. Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются настоящим Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов). 3. Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины). 4. Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине).
1. Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). 2. Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить таможенные платежи за плательщика. 3. Исполнение налогового обязательства осуществляется плательщиком (иным обязанным лицом) независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства, если иное не установлено Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь в отношении таможенных платежей. 4. Налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежного поручения на уплату налога, сбора (пошлины) этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований.
Налоговое обязательство считается исполненным после вынесения налоговым либо таможенным органом в порядке, установленном главой 7 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин).
Если обязанность по исчислению и удержанию налога, сбора (пошлины) возложена в соответствии с настоящим Кодексом на иное обязанное лицо, то налоговое обязательство плательщика считается исполненным со дня уплаты суммы налога, сбора (пошлины) этим обязанным лицом в бюджет.
5. Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.
59. Классификация налогов. Основные налоги и сборы (пошлины), уплачиваемые в Республике Беларусь
Система налогов представляет собой основанную на предусмотренных налоговым законодательством принципах совокупность установленных законом налогов и сборов, взимаемых в бюджетную систему Республики Беларусь. Для Беларуси характерна двухуровневая система налогов: 1) республиканские налоги и сборы; 2) местные налоги и сборы. Следовательно, такая структура системы налогов соответствует организации бюджета Республики Беларусь, имеющего две самостоятельные части. Однако следует отметить, что принцип направления сумм налога, сбора или пошлины в бюджет соответствующего уровня не является определяющим при построении налоговой системы. Вопросы зачисления сумм налоговых платежей в бюджеты вообще не являются предметом регулирования Налогового кодекса и подлежат определению бюджетным законодательством Республики Беларусь.
По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.
Общегосударственные (республиканские) налогиустанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.
Местныеналоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом (Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год), который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов определяется ст. 9 НК: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямыеналоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.
Косвенныеналоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.
В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальныеналоги – налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения.
Личныеналоги – налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).
По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц(подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц(налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги,которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).
Классификация налогов по субъектам налогообложения важна не столько с точки их индивидуальных особенностей, сколько с позиций оценки их роли и значения в системе налогообложения. Структура налоговой системы Республики Беларусь с количественной стороны свидетельствует о преобладании в ней налоговых платежей, уплачиваемых организациями, что объясняется рядом причин: низким уровнем доходов большинства граждан страны; в структуре населения страны высокий уровень занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения; направленность граждан, получающих высокие доходы, на оптимизацию той части, которая поступает в бюджет.
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.
Налогиобщего назначения(абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).
Целевые(специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд и др.).
В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемыес заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты аселения Республики Беларусь), дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся насебестоимость(экологический налог, земельный налог). Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется преимущественно на налоги, уплачиваемые организациями и позволяет с налоговой точки зрения определить эффективность работы предприятия.
По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.
При окладныхналогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.
Неокладныеналоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.
В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).
В историческом аспекте можно говорить о делении налогов в зависимости от формы уплаты на натуральные и денежные.Натуральные налоги уплачиваются в неденежной форме (пример - продналог), а денежные - в форме отчуждения денежных средств.
Республиканские налоги, сборы (пошлины)
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:налог на добавленную стоимость;акцизы;налог на прибыль;налоги на доходы;подоходный налог с физических лиц;экологический налог;налоги с пользователей природных ресурсов;налоги на имущество;земельный налог; дорожные налоги и сборы;таможенная пошлина и таможенные сборы;гербовый сбор;оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина;регистрационные и лицензионные сборы;патентные пошлины.Статья 9. Местные налоги и сборы К местным налогам и сборам относятся:налог с розничных продаж;налог за услуги;налог на рекламу;сборы с пользователей.
60. Налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства — как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. С одной стороны, высокая налоговая нагрузка положительно сказывается на доходах консолидированногобюджета, но отрицательно на доходах плательщиков, так как уменьшает инвестиционные возможности, увеличивает отпускные цены, на реализуемую продукцию, негативно сказывается на ееконкурентоспособности. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. [1].
Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы проводимая в стране политика направлена на повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы и совершенствование механизма взимания налогов.
Для этого поставлены следующие задачи:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля;
- укрепление позиций страны в мировых рейтингах.
В настоящее время в Республике Беларусь количество и состав налогов и сборов приведены к стандартному перечню: НДС, имущественные налоги, налог на прибыль и т.д. Количественно это можно выразить показателями налоговой нагрузки [таблица 1].
Таблица 1 – Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2010-2012 гг.
Показатели | Удельный вес в % к ВВП | ||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Налоговая нагрузка, в том числе: налоги на товары и услуги | 27,5 13,8 | 24,7 11,6 | 26,2 12,0 |
налоги на доходы и прибыль | 6,9 | 6,2 | 7,6 |
налоговые доходы отвнешнеэкономической деятельности | 3,5 | 5,2 | 4,8 |
налоги на собственность | 1,1 | 0,9 | 1,0 |
другие налоги и сборы | 2,2 | 0,8 | 0,8 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных Министерства по налогам и сборам Республики БеларусьДанные таблицы свидетельствуют, что в целом за 2010-2012 гг. налоговая нагрузка снизилась с 27,5 до 26,2 %. Однако, сократившись в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2,8 %, в 2012 показатель налоговой нагрузки увеличился с 24,7 % до 26,2 % в 2011. Это произошло за счет роста доли налога на товары и услуги в ВВП на 0,4 % и роста доли налога на доходы и прибыль в ВВП на 1,4 %.
Увеличение налоговой нагрузки оказало влияние на прирост поступлений по самой большой в структуре налоговых доходов группе налогов на товары и услуги (45,8 %), значительную долю в которой занимают НДС и акциз.
Несмотря на законодательное снижение в 2012 г. ставки налога с 24 % до 18 %, его поступления возросли на 28,5 %, а удельный вес в ВВП – с 2,9 % до 3,7 % [таблица 2].
Таблица 2 – Удельный вес налогов на доходы и прибыль в ВВП
Наименование платежа | 2011 г., % | 2012 г., % | Отклонение, (+ / -), п.п. |
Всего | 6,2 | 7,6 | 1,4 |
Налог на прибыль | 2,9 | 3,7 | 0,8 |
Подоходный налог сфизических лиц | 3,1 | 3,7 | 0,6 |
Налог на доходы | 0,2 | 0,2 | - |
Примечание: Источник – собственная разработка
Это связано с тем, что в 2012 г. состав совокупных поступлений налога на прибыль помимо текущих платежей в счет исполнения налоговых обязательств текущего года впервые включен произведенный организациями в марте окончательный расчет за 2011 г. Увеличение уровня налоговой нагрузки произошло за счет прироста на 22,6 % поступлений по группе налогов на доходы и прибыль, в состав которой включены налоги, взимаемые с доходов физических лиц и прибыли (доходов) организаций от осуществления предпринимательской деятельности. В результате их удельный вес в ВВП вырос по сравнению с 2011 г. на 1,4 % и составил 7,6 % [2].
В 2012 году налоговыми органами Беларуси собрано в консолидированный бюджет 138,0 трлн. руб., в том числе в республиканский - почти 80,3 трлн. руб., в местные бюджеты – 57,7 трлн. руб. Удельный вес поступлений, контролируемых МНС, в доходах консолидированного бюджета составил 87,4 %. Объемы платежей, контролируемых МНС, по сравнению с 2011 годом возросли в текущих ценах в 1,9 раза, или на 47,6 трлн. руб. Плановые назначения консолидированного бюджета обеспечены налоговыми органами на 100,5%, сверх плана в государственную казну поступило более 0,5 трлн. руб. В течение 2012 года количество плательщиков, участвующих в формировании бюджета, увеличилось на 74,1 тыс., или на 2,2%, в том числе организаций - на 8,4 тыс., или на 5,2%, индивидуальных предпринимателей - на 13,6 тыс., или на 6,2%, физических лиц - на 52,1 тыс., или на 1,8%. Всего от юридических лиц в 2012 году в бюджет поступило 97,2 трлн. руб., что составляет 95,9% контролируемых налоговыми органами доходов бюджета. Темп роста поступлений составил 107,5%, в том числе от средних организаций - 7,8 трлн. руб., или 7,7% доходов бюджета, от малы