Дебет 83 «добавочный капитал» кредит 84 «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

– сумма дооценки выбывшего объекта основных средств включена в состав нераспределенной прибыли.

Обратите внимание: с 1 января 2011 года имущество стоимостью не более 40 000 рублей и сроком полезного использования больше года в налоговом учете не признается амортизируемым. Минимальная стоимость амортизируемого имущества в бухгалтерском учете также составляет 40 000 рублей.

В налоговом учете книги, брошюры и другие издания (независимо от стоимости и вида носителя) списывают на затраты в полной сумме в момент приобретения. В бухучете книги, брошюры и т. д. также можно списать на расходы, если их стоимость не превышает 40 000 рублей, и согласно учетной политике фирмы их включают в состав МПЗ.

Напомним, что: если имущество (стоимостью не более 40 000 рублей) вы учитываете в составе основных средств, то амортизацию по нему начисляют в обычном порядке.

Пример

В феврале ЗАО «Актив» приобрело пневмомотор стоимостью 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Срок его полезного использования – 3 года. В соответствии с учетной политикой ЗАО «Актив» имущество стоимостью свыше 10 000 руб. учитывает в составе основных средств. Пневмомотор введен в эксплуатацию в феврале.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

в феврале

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 15 000 руб. (17 700 – 2700) – отражена задолженность перед поставщиком;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2700 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 15 000 руб. – пневмомотор введен в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 2700 руб. – принят к вычету НДС;

в марте

ДЕБЕТ 26 «Общехозяйственные расходы» КРЕДИТ 02

– 417 руб. (15 000 руб. : 3 года : 12 мес.) – начислена амортизация.

Продажа основных средств

Если ваша организация решила продать объект основных средств, сделайте проводки:

ДЕБЕТ 62 «РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ» (76 «РАСЧЕТЫ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ») КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»

– отражены доход от продажи основных средств и задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 51 (50, ...) КРЕДИТ 62 (76)

– поступили денежные средства от покупателя;

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость основных средств;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23 «Вспомогательные производства» (20, 25, ...)

– списаны расходы, связанные с продажей объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т. п.).

Пример

ЗАО «Актив» продает принадлежащий ему грузовой автомобиль за 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

Первоначальная стоимость автомобиля – 120 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи – 40 000 руб.

Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 1000 руб.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 76 «РАСЧЕТЫ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ» КРЕДИТ 91-1

– 118 000 руб. – отражена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– 120 000 руб. – списана первоначальная стоимость автомобиля;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 40 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 80 000 руб. (120 000 – 40 000) – списана остаточная стоимость автомобиля;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 71 «РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ»

– 1000 руб. – списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД (на основании авансового отчета подотчетного лица);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– 118 000 руб. – поступили деньги от покупателя на расчетный счет «Актива».

Таким образом, прибыль от продажи автомобиля составит 19 000 руб. (118 000 – 18 000 – 80 000 – 1000).

Если в течение месяца у «Актива» не было прочих доходов и расходов, в конце месяца бухгалтер «Актива» сделает проводку:

ДЕБЕТ 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» КРЕДИТ 99

– 19 000 руб. – отражена прибыль от продажи автомобиля.

Убыток от продажи основных средств уменьшает налогооблагаемую прибыль не единовременно, а в течение определенного периода времени. Этот период рассчитывают как разницу между фактическим сроком эксплуатации основного средства и сроком его полезного использования (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Пример

ЗАО «Актив» продает принадлежащий ему деревообрабатывающий станок за 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.).

Первоначальная стоимость станка – 120 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи – 40 000 руб.

Срок полезного использования станка – 8 лет. В «Активе» он эксплуатировался 3 года.

Убыток от продажи станка составил:

59 000 руб. – 9000 руб. – 120 000 руб. + 40 000 руб. = 30 000 руб.

Этот убыток должен быть списан в уменьшение налогооблагаемой прибыли в течение 5 лет (8 – 3).

Ежемесячно «Актив» может уменьшать прибыль на 500 руб. (30 000 руб. : 5 лет : 12 мес.).

Безвозмездная передача основных средств

Если ваша организация передает объект основных средств безвозмездно (например, некоммерческой организации для неуставной деятельности), сделайте проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость объекта основных средств;

Наши рекомендации