Договор в аудиторской деятельности

Договор на проведение аудиторской проверки -

это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим объектом.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.

Договор оформляется в соответствии с требованиями ГК РФ.

Текст договора должен содержать пункты:

1) предмет договора аудиторских услуг;

2) права и обязанности аудиторской организации;

3) права и обязанности экономического субъекта;

4) ответственность сторон и порядок разрешения споров;

5) стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты. Текст договора может содержать и другие важные для сторон пункты.

В пункте «Условия оказания аудиторских услуг» должны быть указаны:

1) цель оказания услуг и объект (в частности, при проведении аудита – порядок аудита филиалов и подразделений экономического субъекта, а также его дочерних компаний в случае их наличия);

2) сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

3) ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказаны аудиторские услуги.

Пункт «Права и обязанности аудиторской организации» предусматривает:

1) неукоснительное соблюдение при оказании аудиторских услуг требований законодательства РФ;

2) самостоятельное определение форм и методов аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов РФ;

3) проверку любой документации экономического субъекта, необходимой для проведения аудита, а также получение разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе проверки вопросам;

4) получение по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе государственных органов;

5) отказ от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;

6) доступ в систему компьютерной обработки данных;

7) обращение к консультанту или эксперту в случае выявления такой необходимости;

8) распоряжение своей рабочей документацией;

9) необходимость привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

10) квалифицированное проведение аудиторской проверки, соблюдение конфиденциальности и коммерческой тайны;

11) обеспечение сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки и др.

Документирование

Основными факторами, влияющими на форму и содержание рабочих документов, являются: характер аудиторского заключения; форма аудиторского заключения; характер и сложность бизнеса; характер и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта; необходимость надзора за работой ассистентов; конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудита.

Аудитор должен документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Рабочие документы аудитора могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Они используются при планировании и проведении аудита; при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы; для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен составлять рабочие документы в полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Для повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы, например, стандартную структуру аудиторского файла рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения. Это облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты их работы.

Рабочие документы обычно содержат информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица; выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов; информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность; информацию, отражающую процесс планирования, включая программу аудита.

В них также содержатся доказательства: понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок; подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы; анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения; сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения; доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена.

1qq В рабочих документах представляют сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения; подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними; письменные заявления, полученные от аудируемого лица; выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором; копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее пяти лет. Рабочие документы являются собственностью аудитора.

Наши рекомендации