Общая собственность (communio)
Если несколько лиц сообща приобрели или получили по наследству (cohereditas или legatum per vindicationem) одну вещь, или, нерасторжимым образом смешав собственные материалы (confusio), создали одно новое тело, или заключили договор товарищества (societas), среди них возникает общая собственность (цивильная или преторская)62. В этом случае каждый из сособст-
62 Термин communio используется в источниках и для указания на общее реальное право, отличное от собственности, например, communio usus fructus (D.10,2,16 pr). В римской правовой науке представление о специальных вещных правах отличается большей степенью абстракции: prudentes считают их res incorporates, — отчего ситуация совместного управомочения в этих случаях вызывает меньше трудностей, чем конструкция общей собственности. Цельс допускал, например, солидарное пользование вещью (usus in solidum, — D.13,6,5,15).
Раздел VII. Вещное право
венников является субъектом идеальной доли63 (pars quota, в отличие от pars quanta — реальной доли) в праве на вещь, — по конструкции pars pro indiviso(часть в нераздельном целом), известной уже Кв.Муцию (D.50,16,25,1). Солидарная собственность, когда каждый из нескольких сособственников имеет полное право на всю вещь, считается невозможной (Tryph. D.49,17,19,3)64. Ulp., 28 ad ed, D. 13,6,5,15:
Et ait fscil. Celsus) duorum И [Целъс] говорит, что собствен-
quidem in solidum dominium ностъ или владение не могут соли-
vel possessionem esse поп дарно принадлежать двоим; и что
posse: пес quemquam partis ни один не является собственни-
corporis dominum esse, sed ком части [общего] тела, но обла-
totius corporis indiviso pro дает в доле собственностью всего
parte dominium habere. тела нераздельно.
Каждый сособственник мог независимо от других отчуждать свою долю, обременять ее узуфруктом или закладьшать, присваивал (в соответствующей доле) плоды с нее и приобретения общего раба (servus communis), а также соучаствовал pro quota в ответственности за ущерб, связанный с общей вещью, например, нес ноксальную ответственность за деликты общего раба и адъективную ответственность по сделкам, заключенным общим рабом.
В некоторых отношениях, однако, для действительности акта одного из сособственников требуется выраженное согласие остальных: для установления сервитута (который принципиально не поддается делению) и для отпущения на волю общего раба. Долевая свобода невозможна, и общая вещь не может pro quota стать res nullius: акт манумиссии одного из собственников без выраженного согласия остальных имеет только тот эффект, что общий раб остается во власти остальных собственников, тогда как отпустивший теряет на него свои права, и доля остальных увеличивается в соответствии с правом приращения — ius adcrescendi(PS., 4,12,1; Ulp., Reg., 1,18). Ius adcrescendi демонстрирует потенциальную подвластность общей вещи в целом каждому из сособственников и является реликтом древнего режима солидарной общности имущества среди братьев-сонаследников (consortium "ercto non cito"), когда каждый из них обладал полной властью
63 D.45,3,5: "...ut intellectu magis partes habeant quam corpore" ("...[co-
собственники] скорее имеют доли мысленно, чем физически").
64 Специфика солидарной принадлежности в древней общности со
наследников, consortium "ercto non cito", рассматривается в разд. IX,
гл. 1, §5.
Глава 3. Право собственности
над всем общим комплексом (familia) и даже мог отпустить на волю общего раба (Gai., 3,154 а).
В классическую эпоху каждый из сособственников мог управлять вещью в целом и вносить в нее изменения, будучи ограничен правом воспрещения (ius prohibendi)со стороны других участников. Большинство не имело преимущества над меньшинством, и запрещение одного могло пресечь любое нововведение, задуманное остальными (D.8,5,11). Ius prohibendi также восходит к режиму интегральной власти братьев в древнем консорциуме65.
Рар., 7 quaest, D.10,3,28:
Sabinus ait in re communi neminem dominorum iure facere quicquam invito altero posse, unde manifestum est prohibendi ius esse: in re enim pari potiorem causam esse prohibentis constat, sed etsi in communi prohiberi socius a socio ne quid faciat potest, ut tamen factum opus tollat, cogi поп potest, si, cum prohibere poterat, hoc prae-termisit: et ideo per communi dividundo actionem damnum sarciri poterit. quod si quid absente socio ad laesionem eius fecit, tunc etiam tollere cogitur.
Сабин говорит, что в отношении общей вещи никто из собственников не может чего-либо делать вопреки воле' другого. Откуда ясно, что существует право воспрещения: ибо установлено, что при равных основаниях положение запрещающего сильнее. Но и если в отношении общей вещи товарищ может запретить товарищу делать что-либо, однако он не может заставить его уничтожить уже сделанную работу, если, когда он мог запретить, он этим пренебрег: и тогда он сможет возместить ущерб по иску о разделе общей собственности. Если же кто-либо в отсутствие товарища сделал что-либо ему во вред, то тогда его можно даже принудить уничтожить [результаты своего труда].
При отсутствии возражений акт одного из сособственников имел полную силу. В этом смысле классики говорят, что молчание — это знак согласия (или во всяком случае — отсутствия воспрещения, которого в этой ситуации достаточно).
Права общего собственника защищались против третьих лиц pro parte посредством виндикационного (D.6,1,6) и негаторного ис-
65 Именно анализ ius prohibendi позволил итальянскому романисту П.Вонфанте выдвинуть гипотезу о солидарной власти сонаследников в древности, которая блестяще подтвердилась в 1933 г. с находкой фрагментов "Институций" Гая (3,154 а—Ь) об "ercto поп cito".
Раздел VII. Вещное право
ков. Неделимость сервитутов приводила к тому, что vindicatio servitutis вчинялась in solidum одним из собственников и каждый из сособственников господствующего участка (praedium dominans) признавался пассивно управомоченным на негаторный иск соседа (об отсутствии сервитута). Проигрыш процесса одним из сособственников приводил к утрате сервитута в целом (хотя Марциан считал зто неправильным, — D.8,5,19). Ответственность in solidum наступала и по ноксальным искам, например, за ущерб, нанесенный третьим лицам общим рабом. Поскольку noxae deditio общего раба со стороны долевого собственника была невозможна, в случае проигрыша процесса ему оставалось лишь уплатить оценку ущерба (D.9,4,8).
Если общность имущества возникала не в результате заключения договора товарищества (societas)66, то в отсутствие обязательственной связи между сособственниками67 их претензии друг к другу о понесенном ущербе или неразделенной выгоде можно было защитить только посредством иска о разделе общей собственности (actio communi dividundo)или иска о разделе наследства (actio familiae erciscundae)для сонаследников. Невозможность повторить разбирательство по тому же делу означала, что взыскание с одного из сособственников по суду вело к прекращению общности.
В древности раздел общего имущества достигался посредством legis actio per iudicis arbitrive postulationem, введенной законом XII таблиц для отхода от общности среди наследников и распространенной по lex Licinnia (III в. до н. э.) на общие вещи вообще. В процессе per formulas зти потребности обслуживали actio familiae erciscundae и actio communi dividundo соответственно. В случае взаимных претензий сособственников формула иска включала не только demonstratio и adiudicatio, но и intentio "quidquid ob earn rem alterum alteri praestare oportet" ("все, что по этому делу один другому должен обеспечить") с соответствующей condemnatio, то есть все четыре возможные части формулы. Таким образом в рамках одного процесса достигались и отход от общности, и компенсация расходов на общую вещь или возмещение ущерба, нанесенного участниками communio друг другу.
66 Например, D.10,2,25,16: "...cum coherede non contrahimus sed inci-
dimus in eum" — "...с сонаследником мы не заключаем контракт, но
просто оказываемся с ним связаны". Отсюда термин "communio inci-
dens"для выражения общности без договора товарищества.
67 При communio incidens между сособственниками могло возникнуть
и обязательство: например, в случае умышленного нанесения вреда, ко
гда давалась actio de dolo.
Глава 4. Права на чужие вещи (iura in re aliena)
Глава 4
Права на чужие вещи (iura in re aliena)
Наряду с правом собственности и владением, в римском праве признаны специальные вещные права, субъекты которых находятся в непосредственной связи с вещью и способны в определенном отношении устранить любое третье лицо. В отличие от собственности, специальное вещное право имеет своим предметом не вещь как таковую, а ее отдельную функцию. Эта функция может быть такой, что сам собственник не способен ею воспользоваться (как объектом сервитутного права), или, напротив, может представлять собой предмет одного из полномочий собственника (как право пользования или извлечения плодов), который в таком случае оказывается урезан в своих правах до тех пор, пока специальное вещное право, обременяющее его вещь, не будет снято и собственность не восстановится в полном объеме в соответствии с принципом эластичности. Если объектом права собственности является вещь как таковая — res corporalis, то объектом специального вещного права выступает res incorporalis (Gai., 2,14) — право на отдельную хозяйственную функцию вещи.
Сопоставление с модельным вещным правом — с правом собственности — повлияло на распространение в цивилистике трактовки специальных вещных прав как ограниченных или парциарных (частичных), но эти права самоценны. Их специфика заключается в том, что они не конкурируют с правом собственности (хотя и могут ограничивать полномочия собственника) и даже предполагают наличие собственности другого лица на ту же вещь, почему и называются правами на чужие вещи. В римской юридической науке термин "iura in re aliena" применялся исключительно к земельным сервитутам (iura praediorum). Узуфрукт и другие права пользования вещью (ограниченные права на потребительную стоимость вещи) рассматривались как личные сервитуты (servitus personarum) только в структуре юстиниановской компиляции (за исключением Институций); такую систематику, возможно, выдвинул Марциан, но этот текст (который часто считают постклассической переработкой) остается исключением среди мнений классиков.
Маге, 3 reg., D. 8,1,1:
Servitutes aut personarum Сервитуты бывают либо личны-
sunt, ut usus et usus fructus, ми, как право пользования или
aut rerum, ut servitutes узуфрукт, либо вещными, как сер-
rusticorum praediorum et витуты сельских и городских име-
urbanorum. ний.
Раздел VII. Вещное право
Специальные вещные права включают не только различные права пользования, но и залоговое право, устанавливаемое на вещь должника в качестве гарантии обязательства. С ним мы познакомимся в разделе об обязательственном праве, здесь же будут рассмотрены земельные сервитуты (iura praediorum), узуфрукт (usus-fructus), пользование (usus), жилищное право (habitatio), суперфиций (superficies) и эмфитевсис (emphyteusis).
§1. Сервитуты (iura praediorum)
Сервитут (servitus)— это функционально определенное бессрочное обременение одного имения, хозяйства (praedium ser-viens— служащего имения) в пользу другого (praedium domi-nans— господствующего имения). На уровне субъективной юридической ситуации обременение сервитутом выражается в праве собственника господствующего имения на определенную функцию служащего имения. Это право носит вещноправовой характер и значимо против всех третьих лиц (erga omnes), но на практике для своего удовлетворения оно требует от собственника служащего имения терпеть (in patiendo) определенные действия со стороны хозяина господствующего участка или воздерживаться от каких-либо действий (in non faciendo).
"Servitus in faciendo consistere nequit" ("Сервитут не может заключаться в обязанности к положительным действиям"), — говорили средневековые юристы. Известно, что возможность принудить кого-либо к совершению положительных действий (facere aliquid cogi) на основании сервитута прямо отрицал уже Аквилий Галл (D.8,5,6,2).
Pomp., 33 ad Sab., D. 8,1,15,1:
Servitutium non ea natura Природа сервитутов не в том,
est, ut aliquid faciat quis, чтобы кто-либо что-то делал, на-
veluti viridia tollat, [a]ut пример сносил строения и тем
amoeniorem prospectum pra- обеспечивал вид на красивую мест-
est<e>[a]t, aut in hoc ut in ность, или чтобы ради этого он
suo pingat, sed ut aliquid украшал стены живописью, но в
patiatur aut non faciat. том, чтобы не чинилось препят-
ствий чему-либо или не делалось.
Иными словами, сервитут не предполагает какого-либо обязательства (in faciendo — обязанности к определенному поведению в пользу данного лица) на стороне собственника служащего имения, но определяет изъятие из его реального права, устанавливая
Глава 4. Права на чужие вещи (iura in re aliena)
пределы практическому осуществлению полномочий собственника, как если бы менялось качество самого имения. Сервитут принадлежит не лицу, а участку (D.8,3,20,3) и следует за ним независимо от смены собственников (D.8,4,12). Отношение адекватно описывается или как служба одного имения другому, точнее, рабство — servitus — в соответствии с господствующей формой принуждения лиц, или как право господствующего участка ("ius fundi", — D.8,1,20), свойство участка ("condicio fundi", — D.8,3,23,2), необходимое для его хозяйственной полноценности (Cels. D.50,16,86).
Земельный участок как пространственно и функционально определенное целое предназначен для удовлетворения потребностей собственника, но, оставаясь частью земной поверхности, он по-прежнему представляет потребительский интерес для общества в целом и для хозяев соседних участков как территория, способная, например, нести средства коммуникации или, напротив, быть источником беспокойства. Само выделение участка из большего земельного массива искусственно и поэтому не ведет к полноценному выявлению его природных качеств и возможностей.
Удовлетворение этих потребностей не может быть обеспечено обязательственным отношением (например, посредством аренды или ссуды) между соседями, поскольку данный интерес определяется потребностями имения, носит постоянный характер и направлен на вещь так, что зависимость от посредника (соседа) подрывала бы само право собственника на свой участок. Отмеченная многофункциональность недвижимости определяет принципиальную допустимость, наряду с собственностью, специальных вещных прав на одну вещь — земельных сервитутов.
Одним из критериев сервитута является utilitas fundi— его полезность участку (а не актуальному собственнику: D.8,3,5,1; 8,3,6 рг)68. Например, ius pecoris pascendi (право выгонять свой скот на пастбище соседа) могло быть установлено только в пользу имения, специализирующегося на скотоводстве (Pap. D.8,3,4).
Вопрос тесно связан с проблемой прав по соседству (iura vicinitatis). Мы видели, что вторжение соседа на чужой участок считается, в принципе, допустимым, когда оно вызвано нормальной хозяйственной деятельностью соседа. В таком случае это право приобретает всеобщий характер и становится ограничением
68 С этим принципом связана и невозможность установить сервитут на правах узуфрукта, которую отмечают классики (Afr. D.8,3,33,1: "...fructus servitutis constitui non potest"): узуфрукт прекращается со смертью выгодополучателя, тогда как сервитут не может быть установлен в пользу отдельного лица.
Раздел VII. Вещное право
собственности вообще (ограничением прав всех собственников). Если же вторжение является необходимым лишь для данного имения, цель может быть достигнута установлением специального сервитута (права данного хозяйства использовать блага соседнего и (или) соответствующего ограничения возможности соседнего хозяйства пользоваться своими благами). Критерием допустимости сервитута является экономическая целесообразность в целом: господствующий участок должен удовлетворить свои потребности, не лишая служащее имение хозяйственной самостоятельности (а право его собственника смысла). Например, Нераций считал возможным уступить в пользу имения, на котором функционирует каменоломня, право сбрасывать и складывать камни на территории соседнего участка (D.8,3,3,2). Понижение качества и ценности служащего имения могут быть компенсированы соответствующим возмещением, но выгода собственника господствующего имения должна быть оправдана природными качествами самой местности, а не его личными пристрастиями.
Хозяйственная необходимость лежит в основе классификации сервитутов на сельские (servitus praediorum rusticorum)и городские (servitus praediorum urbanorum),независимо от действительного местоположения участков. К первым относятся: право прохода через соседний участок (iter), проезда (via), прогона скота (actus), проведения воды (aquae ductus), право черпать воду на чужом участке (aquae haustus) и др.
К городским традиционно относят право опирать постройку на чужую опору (servitus oneris ferendi)69, отводить дождевую воду через соседний участок (servitus stillicidii), проводить канализацию (servitus cloacae), а также отсутствие права надстраивать здание выше определенной высоты и тем загораживать вид соседу (servitus alus поп tollendi), застраивать окна соседа и т. д.
С одной стороны, сервитут — это своеобразная обязанность, связанная с вещью (obligatio propter rem): любой собственник служащего участка будет обязан терпеть известные действия или подчиниться запрету делать что-либо со стороны хозяина господствующего участка. Это явление (пассивная амбулаторность) свойственно и ноксальной ответственности, и ответственности за создание угрозы ущерба (cautio damni infecti)70. С другой стороны,
69 В случае неисправности опоры можно было потребовать от хозяи
на служащего участка отремонтировать ее (reficere parietem) — уни
кальная гипотеза, обязанная мнению Сервия Сульпиция (D.8,5,6,2), когда
сервитут может состоять in faciendo.
70 Сходным образом собственник имения, обремененного servitus one
ris ferendi, может избавиться от обязанности, бросив участок, поскольку
она, как указывал по этому поводу Лабеон (D.8,5,6,2), лежит не на лице,
а на вещи.
Глава 4. Права на чужие вещи (iura in re aliena)
потребовать от собственника служащего участка определенного содержанием сервитута поведения имеет право любое лицо, которое окажется собственником господствующего участка. Эта черта (активная амбулаторность) свойственна только сервитутам и определяет их вещноправовой характер: земельный сервитут состоит в праве на определенную хозяйственную функцию чужого участка, эта связь не опосредована личной связью с собственником этого участка и имеет значение erga omnes.
Функциональная определенность сервитута проявляется в его принципиальной неделимости (Ulp. D.8,4,6,1; Mod. D.8,1,11).
Pomp., sing.reg., D. 8,1,17:
Viae itineris actus aquae due- Нельзя сделать объектом обяза-
tus pars in obligationem de- телъства часть права проезда, про-
duci поп potest, quia usus хода, прогона, водопровода, так как
eorum indivisus est: et ideo si пользование ими неделимо: и поэто-
stipulator decesserit pluribus му если стипулятор умрет, оста-
heredibus relictis, singuli soli- вив несколько наследников, они no-
dam viam petunt: et si pro- одиночке истребуют право проезда в
missor decesserit pluribus he- целом; и если должник умрет, оста-
redibus relictis, a singulis he- вив несколько наследников, отделъ-
redibus solida petitio est. ные наследники могут вчинять иск
[о сервитуте] в целом.
Если господствующий или служащий участок находится в общей собственности (communio), для установления сервитута необходимо волеизъявление всех сособственников. Неделимость сер-витутов сказывается также на том, что сособственники активно или пассивно управомочены in solidum на виндикационный или негаторный иски о сервитуте.
Для защиты сервитута собственник господствующего участка пользовался специальными интердиктами: нормальные интердикты были неприменимы, поскольку сервитутом как res incorporalis не владеют. Специфика юридической конструкции этого вещного права отразилась в том, что вещный иск субъекта сервитута — vindicatio servitutis— имел своим предметом право на чужую вещь, например ius eundi agendi per fundum Cornelianum (право проходить и проезжать через Корнелиево поле). Его можно было вчинить не только против собственника служащего участка, но и против третьего лица, препятствовавшего отправлению сервитута (D.8,5,10,1). Поздние классики именуют этот иск actio confessoria— конфессорный иск (Ulp. D.8,5,2). Собственник служащего участка
Раздел VII. Вещное право
защищался от необоснованных претензий на сервитут посредством негаторного иска (actio negatoria), intentio которого ставила под сомнение наличие у ответчика права на имение истца. Проигравшего ответчика (как и в том случае, когда сосед чинил препятствия к отправлению сервитута и actio confessoria использовалась с целью восстановления сервитута) претор принуждал дать cautio de amplius поп turbando — обещание более не беспокоить собственника-победителя.
Приобретение сервитутов осуществлялось посредством актов с реальным эффектом: mancipatio (для сервитутов сельских имений) и in iure cessio (и для сельских, и для городских). Traditio с этой целью была неприменима, так как сервитуты считались res incorporales. Источники говорят о traditio sive patientia servitutis— передаче или терпении сервитута (D.8,3,1,2; 6,2,11,1) для описания установления сервитута во исполнение договора купли-продажи, когда покупатель начинает отправление сервитута явочным порядком, а продавец обязуется терпеть его действия (lav., 5 ex postLab., D. 8,1,20):
Quotiens via aut [aliquid] Когда было куплено право проезда
<aliud> ius fundi emeretur, или иной сервитут, Лабеон полага-
cavendum putat esse Labeo em, что ты должен дать гаран-
per te поп fieri, quo minus eo тпию в том, что не будешь препя-
гиге uti possit, quia nulla тствоватъ ему пользоваться
eiusmodi iuris vacua traditio этим правом, так как в отногие-
esset. ego puto usum eius нии пРав такого V^a невозможна
iuris pro traditione posses- передача спокойного владения. Я
sionis accipiendum esse ideo- считаю, что пользование этим
que et interdicta possessoria пРав0М ^ует рассматривать
constituta sunt. как пеРе3ачУ владения, ведь поэто-
му [в пользу покупателя сервитута] установлены и посессорные интердикты.
Обязанность продавца сервитута подобна гарантии спокойного владения — habere licere — при продаже телесной вещи. Уподобление (представленое в тексте Яволена) зашло так далеко, что traditio (patientia) servitutis получила реальный эффект в плане ius honorarium (D.8,3,1,2): претор давал покупателю actio Publiciana (D.6,2,11,1) и exceptio rei venditae et traditae — исковое возражение о проданной и переданной вещи (D.8,5,16).
Особый способ установления сервитута применялся при смене собственника части земельного участка: отчуждатель, оставав-
Глава 4. Права на чужие вещи (iura in re aliena)
шийся собственником другой части имения, лишавшейся в результате данной операции каких-либо необходимых благ, выговаривал в пользу нее сервитут — exceptio (deductio) servitutis— обычно посредством особой оговорки при манципации (lex mancipii) или при in iure cessio. Сходная проблема, возникавшая при разделе общей собственности на участок, решалась посредством adiudicatio — единственная гипотеза установления сервитута по суду.
Этот способ установления сервитута соответствует прекращению сервитута при совпадении собственника господствующего и собственника служащего участка в одном лице: "...nemini res sua servit" ("...своя вещь не может быть объектом сервитута").
До середины I в. до н. э. сервитуты могли приобретаться (устанавливаться) посредством давности (usucapio), но затем этот способ был отменен по lex Scribonia (D.4J,3,4,28). В классическую эпоху давность пользования тем или иным правом на имение соседа имела лишь значение доказательства существования сервитута (D.8,5,10 pr; 39,3,26; 43,19,5,3; 43,20,3,4), но не способа приобретения. Юстиниан распространил на сервитуты longi temporis praescriptio (C.7,33,12,4 a.531), которая вступала в силу через 10 лет (inter praesentes) или через 20 лет (inter absentes).
Закон Скрибония оставлял в силе правило утраты сервитута за давностью неиспользования (поп usus).Если сервитут заключался in поп faciendo (как многие сервитуты городских имений), то нарушение запрета собственником служащего имения (например, возведение постройки выше предусмотренного сервитутом уровня) и сохранение такого положения в течение двух лет вело к возвращению свободы этому имению — usucapio libertatis(D.41,3,4,28). В дальнейшем хозяин бывшего господствующего имения уже не мог потребовать воздержаться от данной деятельности. Для прекращения по давности сервитутов, заключавшихся in patiendo, никакой активности со стороны служащего имения не требовалось: достаточно было неиспользования сервитута со стороны имения господствующего (D.8,2,6; PauL, Sent, 1,17,1—2). Такой сервитут сохранялся, если регулярное пользование им (usurpatio servitutis)не прерывалось более чем на два года (D.8,6,6,1; 8 рг-1; 9; 16).
Scaev., 1 reg., D. 8,6,20:
Usu retinetur servitus, cum Сервитут удерокивается посредст-
ipse cui debetur utitur quive вом пользования, когда его исполъ-
in possessionem eius est aut 3Ует сам въиодополучатглъ, а так-
^ , . же тот, кто пребывает во владении
mercennartus aut hospes aut r £
.. r , на его имя, или наемный работник,
medicus quive a visitandum ^ гость> или врач> а также тат>
dominum venit vel colonus xmo пришел навестить хозяина, или
aut fructuarius. арендатор, или узуфруктуарий.
Раздел VII. Вещное право
Порядок usurpatio servitutis отвечает принадлежности сервитута имению, а не лицу. Утрата сервитута из-за неиспользования связана с отмиранием хозяйственной функции, составляющей объект этого права.
При установлении сервитута необходимо создание новой хозяйственной функции, которая для самого служащего участка не имела смысла. Это достигается специальной деятельностью собственника будущего господствующего участка (например, сооружением дороги для проезда, — Cels. D.8,1,10, или путем точного определения места для прохода, — lav. D.8,1,13,1). Когда сервитут установлен (функция выделена), вносить изменения более нельзя, так как это означало бы вторжение в права собственника служащего имения.
Cels., 5 dig., D. 8,1,9:
Verum constitit, ut, qua pri- Установлено, чтобы, где он проло-
тит viam direxisset, ea de- жил дорогу впервые, только там он
mum ire agere deberet пес am- и должен был ходить и ездить и не
plius mutandae eius potesta- имел более власти производить из-
tem kaberet: sicuti Sabino менения: так считал и Сабин, ис-
quoque videbatur, qui argu- пользуя пример водостока, который
mento rivi utebatur, quern pri- сначала можно было прокладывать
то qualibet ducere licuisset, как угодно, но после того как он был
posteaquem ductus esset, trans- установлен, передвигать уже не доз-
ferre поп liceret: quod et in via волялось; будет правильным соблю-
servandum esse verum est. дать это и в отношении дороги.
Тот факт, что объект сервитутного права обязан самим своим существованием индивидуальному усилию собственника будущего господствующего участка, объясняет классификацию сельских — древнейших — сервитутов среди res mancipi (Gai.,2,14 a).
Концепция немецкого романиста XIX в. М.Фойхта, согласно которой в древности сервитуты понимались как собственность на часть соседнего участка (то есть на телесную вещь — на саму дорогу, тропу, колодец) и которая, несмотря на обоснованную критику, пользуется сегодня широким признанием, — противоречит тому, что собственник господствующего участка не может отчуждать сервитут отдельно от участка71 и вообще распоряжаться данной частью служащего имения. Допущение особой совместной собственности (или функционально разделенной собственности — funktionnel
71 Исключение составляет отчуждение сервитута в пользу собственника служащего участка, в результате чего сервитут уничтожается.
Глава 4. Права на чужие вещи (iura in re aliena)
geteiltes Eigentum) в качестве первоначальной конструкции земельного сервитута не согласуется со спецификой средств защиты сервитутов и с тем, что собственник служащего имения остается полным собственником участка как такового.
Концепция Фойхта основывается на том, что древнейшие серви-туты являлись res mancipi (понимаемые как fundus и instrumenta fundi) и что первоначально допускалось приобретение сервитутов по давности. Однако, если отмена usucapio этой категории вещей связана с утверждением конструкции res incorporalis, как полагают сторонники критикуемой концепции (но в чем колебались даже поздние классики: Paul D.8,1,14), из этого факта нельзя выводить, что прежде сервитуты понимались как res corporalis — раз само это деление вещей не было известно72.
Наконец, Фойхт привлекает текст "Сентенций" Павла (Paul, Sent.,1,17,2), в котором говорится о том, что сервитут черпания воды или водопровода ("servitus hauriendae aquae vel ducendae") утрачивается в результате двухлетнего неиспользования ("поп usu") и в случае возобновления пользования (usurpatio) приобретается обратно по давности ("usu recipitur") за тот же срок Двухлетний срок usucapio (и usureceptio) должен, по мнению Фойхта и его сторонников, указывать на то, что сервитуты считались частью поля (pars fundi). Однако текст поздний, и находится в явном противоречии с законом Скрибония. Требование двухлетнего срока для утраты сервитута из-за поп usus вполне вписывается в трактовку сервитута как права на новую специальную функцию соседнего имения: двух-этапность приобретения сервитута (создать функцию с согласия собственника будущего служащего имения, затем — усвоить, придав ее как объективное качество своему участку) согласуется с удвоением срока при его утрате.
Рассмотрим текст Алфена Вара, где применительно к сервитуту черпания воды (aquae haustus) зафиксировано представление предклассической юриспруденции о принципиальной несовместимости конструкции ius praedii с правом собственности (для указания на которую здесь впервые использован термин "dominium").
72 Конструкция res incorporalis является результатом interpretatio prudentium, и если бы неприменимость usucapio к сервитутам была обязана появлению этого учения, она стала бы юридическим правилом без специального закона, как зто произошло в отношении допустимости приобретения по давности наследства (usucapio hereditatis), также со временем признанного res incorporalis (Gai., 2,54; Senec, de ben., 6,5,3).
Раздел VII. Вещное право
Paul., 4 epit.Alf.dig., D. 8,3,30:
Qui duo praedia habebat, in Тот, кто обладал двумя имениями,
unius venditione aquam, quae при продаже одного из них выгово-
in fundo nascebatur, et circa рил для себя источник, который
еащ. aquam late decem pedes бил на этом поле, и пространство
exceperat: quaesitum est, ut- вокруг него шириной в десять ша-
rum dominium loci ad eum гов: спрашивалось, принадлежит
pertineat an ut per eum lo- ли ему право собственности на
cum accedere possit. respon- это пространство или он имеет
dit, si ita recepisset: 'circa право доступа к нему. Ответил,
earn aquam late pedes decern', что если оговорил изъятие таким
iter dumtaxat videri vendi- образом: "вокруг этого источника
toris esse. шириной десять шагов", то счи
тается, что продавец обладает
только правом прохода.
Речь идет о продаже участка с изъятием в свою пользу сервитута — excepto servitutis. Продавцу должно в результате принадлежать право брать воду и, следовательно, право прохода к источнику — ius itineris (D.8,3,3,3). Ratio dubitandi (основание для сомнения) заключается в том, что продавец выговорил себе не только сам источник — aqua, но и прилегающую к нему площадь на десять шагов вокруг. Закономерен вопрос, не принадлежит ли продавцу сама эта площадь, и он выражен в таких терминах: имеет ли он dominium loci или лишь право вступать на этот участок? Юрист отвечает, что если оговорка сформулирована дословно как пространство в десять шагов вокруг источника, то считается, что продавец имеет iter, то есть сервитут, а не dominium.
Поскольку ответ юриста игнорирует, по сути, факт включения в оговорку продавца, помимо aqua, еще и пространства вокруг источника (доступ к источнику был бы удержан владельцем сервитута независимо от оговорки относительно этого пространства), информация, содержащаяся в тексте может быть понята иначе. Текст говорит об "iter", а не об "iter aquae" (как в другом фрагменте "Дигест" Алфена Вара из той же 4 epit. Павла: D.18,1,40,1), поэтому возможно заключение, что речь идет об особом сервитуте прохода, а не о предполагаемом самим сервитутом "aqua" праве доступа к источнику. Иными словами, выговаривая себе помимо права брать воду еще и пространство вокруг источника, продавец модифицировал сервитут прохода, а не сервитут воды. Тогда вопрос к юристу касается не права продавца на участок, а вообще
Глава 4. Права на чужие вещи (iura in re aliena)
допустимости конфигурации сервитута как права собственности на ограниченное пространство земли. Текст в таком случае может указывать на попытку юриспруденции приложить к новой схеме старую конструкцию сервитута как dominium, еще живую в практике. При этом сторонники концепции Фойхта предполагают, что в отношении самого источника за владельцем сервитута признавался dominium, а сервитут конструировался как сумма собственности на источник и права прохода к нему. Такая конфигурация якобы предшествовала классическому сервитуту aquae hau-riendae, который состоял в праве проходить и брать воду на соседнем участке.
Известно, однако, что во времена Цицерона (pro Caec, 26,74) servitus aquae hauriendae уже был самостоятельной фигурой. Этот факт согласуется и с одним из решений Сервия Сульпиция (D.8,6,7), учителя Алфена, которое исходит из классической конструкции сервитута aquae ductus. Таким образом, Алфен представил оговорку продавца как относящуюся к отдельному сервитуту прохода — iter, несмотря на существование самостоятельного сервитута aquae haustus. Известность такого сервитута исключает вопрос о конструкции права брать воду как права собственности на источник, так же как и конструкции права прохода как права собственности на дорогу. Раз сам вопрос исходит из противопоставления iter и dominium, он не может касаться конструкции сервитута iter, но может относиться только к возможности представить выговоренное пространство в десять шагов вокруг источника как участок земли, в противоположность iter — простому праву прохода.
Если бы продавец удержал dominium на сам источник, то вопрос о правовом режиме пространства в десять шагов вообще бы не поднимался: эта земля также осталась бы в собственности продавца. Именно существование особой конструкции сервитута делает возможным противопоставление между правом собственности на участок ("dominium loci") и правом прохода ("iter"), которое лежит в основе вопроса. Более того, предполагаемая попытка Алфена разделить единый сервитут черпания воды и выделить особый сервитут прохода потому и оборачивается игнорированием оговорки продавца по поводу пространства вокруг источника, что для него вопрос о dominium никак не соотносился с режимом принадлежности самого источника, который, очевидно, отличался от dominium.
Если бы сам источник оставался в собственности продавца, то ответ юриста выглядел бы нелогичным. Во всяком случае, привязка территории вокруг источника к aqua в формулировке оговорки не могла бы служить основанием для отрицания dominium loci сама по себе. Предполагаемая конструкция сервитута как
Раздел VII. Вещное право
сумма dominium aquae и права прохода, iter, тем более потребовала бы от юриста дополнительной аргументации ответа. Наиболее очевидная трактовка текста в данном случае представляется наиболее адекватной: вопрос возник именно на основе различения самой вещи (locus) и ее функции (aquae haustus), которая только и является предметом права на сервитут. Той же логике следует и ответ Алфена: исходя из функциональной определенности, которую locus получил в оговорке продавца, он отказывает ему в dominium loci, выражая его право на locus через функцию — iter.
Сервитуты и право собственности не являются конкурирующими правами: установление сервитута не отрицает право собственности как таковое, но затрагивает (не в большей степени, чем физические свойства участка) возможности отправления некоторых полномочий собственника. Это свойство сервитутного права отличает его от другого способа регулирования отношений между соседями — законодательного ограничения полномочий собственника. Сходство прав по соседству (iura vicinitatis) с сервитутами по цели и функции привело к неоправданному распространению для их обозначения термина "легальные сервитуты", который давно и убедительно критикуется специалистами.