Место аудита в системе финансового контроля
АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль является составной частью управления экономическими объектами и процессами, включающей наблюдение за ними с целью проверки соответствия их желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами. В России финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля, общественного контроля и аудиторской деятельности, которая находится в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями правового государства [6].
Для того, чтобы определить место аудита в системе финансового контроля, необходимо рассмотреть основные его виды, приведенные в следующей классификации (рис. 1.1):
Финансовый контроль
По субъектам, осуществляющим контроль
По содержанию
По способам проведения
Государственный
Бюджетный
Ревизия
Вневедомственный
Внутриведомственный
Общественный
I Независимый (аудиторский)
Налоговый
Банковский
Валютный
Таможенный
Страховой надзор
Обследование
Следствие
Наблюдение
Мониторинг
I Аудиторская проверка
По времени проведения
По источникам информации
Предварительный Текущий Последующий Документальный
Фактический
Рис. 1.1. Классификация видов финансового контроля
1) по субъектам, осуществляющим контроль:
а) государственный - включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Он в свою очередь делится на:
- внутриведомственный - производится министерствами за деятельностью подведомственных организаций;
- вневедомственный - осуществляется департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России в отношении различных организаций в виде ревизии производственно-хозяйственной деятельности;
б) общественный - это контроль, осуществляемый общественными организа
циями (объединениями), гражданами за деятельностью исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на основе добро
вольности и безвозмездности;
в) независимый (аудиторский) контроль - представляет собой форму незави
симого вневедомственного финансового контроля (негосударственный финансо
вый контроль), который осуществляется независимыми экспертами (аудиторами)
над деятельностью предприятий и организаций с целью установления достовер
ности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соот
ветствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций действующему
законодательству;
2) по содержанию:
а) бюджетный - составная часть государственного финансового контроля, по
средством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и
составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и
использование бюджетных средств;
б) налоговый - единая система учета налогоплательщиков и имущества, под
лежащего налогообложению, а также контроль за надлежащим исполнением на
логового законодательства [16];
в) банковский - контроль, осуществляемый банками за целевым расходовани
ем выданных кредитов, если это оговорено кредитным договором, либо за расхо
дованием средств неплатежеспособного должника до признания его банкротом, а
так же контроль со стороны центрального банка за деятельностью коммерческих
банков;
г) валютный - система, посредством которой государство регулирует порядок
обладания иностранной валютой и проведения операции с ней. Основная задача
такого контроля - направление валютных средств на обеспечение необходимых
закупок по импорту и прочие целевые расходы;
д) таможенный - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами
в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Фе
дерации;
е) страховой надзор - контроль за деятельностью страховых учреждений, осу
ществляемый государственными органами (Росстрахнадзор);
3) по времени проведения:
а) предварительный - проводится до принятия управленческих решений и со
вершения хозяйственных операций;
б) текущий - проводится в процессе совершения различных хозяйственных
операций;
в) последующий - осуществляется после совершения хозяйственной операции. Он применяется при проведении ревизии и при организации аудиторских проверок;
4) в зависимости от источников информации:
а) документальный - предусматривает использование первичных документов
для установления достоверности и законности совершаемых хозяйственных опе
раций, составление учетных регистров и отчетов;
б) фактический - является контроль, при котором количественное и качест
венное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования и
других способов проверки фактического состояния объектов;
5) по способам проведения:
а) ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций;
6) обследование - изучение, анализ финансово-хозяйственной деятельности
компаний, предпринимателей, состояния домашних хозяйств, семейных бюдже
тов, проводимое государственными органами или независимыми экспертами;
в) следствие - процессуальное действие, в ходе которого устанавливается ви
новность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, свя
занных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйст
венностью, должностными злоупотреблениями и др. оно осуществляется судебно-
следственными органами и регулируется процессуальным законодательством.
г) наблюдение - констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная
на объективном доказательстве;
д) мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью
выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предпо
ложениям;
е) аудиторская проверка (аудит) - это сбор, оценка и анализ аудиторских дока
зательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подле
жащего аудиту. Результатом проверки является выражение мнения аудитора о
правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской от
четности этого экономического субъекта [1,6,11, 30, 32].
Таким образом, аудит в системе финансового контроля занимает место в качестве негосударственного независимого контроля и имеет свои особенности и отличительные черты. В отличие от государственного финансового контроля аудит выступает в качестве консультанта, помощника для специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует усовершенствовать систему учета, позволяющую в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Иногда студенты путают понятия «ревизия» и «аудиторская проверка», поэтому в табл. 1.1 приведены их сходство и различие.
Таблица 1.1 Сходство и различие ревизии и аудиторской проверки
Критерий | Ревизия | Аудиторская проверка |
Сходство | ||
Предмет проверки | - финансовое состояние хозяйствующих субъектов; - ведение бухгалтерского учета; - достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности; - соблюдение финансового законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности | |
Техника проведения | Используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и составлению программы контрольного мероприятия, сбору доказательств и их документированию и т.д. | |
Различие | ||
Цель | Выявление, локализация (объединение) и оценка недостатков хозяйственной деятельности, выявление нарушений и злоупотреблений | Выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ |
Организация проведения | Назначается в административном порядке вышестоящим звеном управления или государственным контрольным органом. Обязательны является отчет перед ними о результатах ревизии (вертикальные связи) | Равноправие сторон договора на проведение аудиторской проверки (горизонтальные связи) |
Субъект контроля | Ревизор - контролер | Аудиторская фирма или аудитор |
Характер деятельности | Исполнительская деятельность, выполнения распоряжений | Предпринимательская деятельность по независимой проверке и оказания сопутствующих аудиту услуг |
Объект контроля | Все, что нарушает действующее финансовое законодательство | Все, что искажает финансовую (бухгалтерскую) отчетность, ухудшает финансовое положение клиента |
Практические задачи | Пресечение и предотвращение в дальнейшем нарушений и злоупотреблений, улучшение деятельности подконтрольных учреждений и организаций | Помощь и консультация по улучшению финансового положения клиента |
Оплата труда | Труд ревизора оплачивает государственный орган, назначивший ревизию | Работа аудитора оплачивается клиентом согласно заключенному договору |
Окончание табл. 1.1
Критерий | Ревизия | Аудиторская проверка |
Результаты (итоги) | Составляется акт ревизии, который содержит результаты ревизии, а именно выявленные недостатки, нарушения и факты необеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей. Итоги ревизии предаются гласности. Организуется контроль за фактическим выполнением решений, принятых по результатам ревизии | Итоги аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц. Он содержит конфиденциальную информацию |
Понятие и цель аудита
Исторической родиной аудита в современном его понимании считается Англия, где в 1844 году была принята серия законов о компаниях, которые обязаны были не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Во Франции закон «Об обязательном аудите» был принят в 1867 году, в США - в 1937 году, первые аудиторские фирмы России появились в 1987 - 88 годах.
Аудит (от латинского «он слышит», «слушатель») - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) [18].
Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
По отношению к пользователям информации аудит можно классифицировать на внутренний и внешний. Выше дано определение внешнего аудита и далее в пособии мы будем говорить в основном о нем.
И внешний и внутренний аудит должен быть независимым, т.е. при выполнении своей работы аудиторы не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых и третьих лиц о содержании выводов и рекомендаций, сделанных в результате проверки (более подробно этот вопрос будет раскрыт в вопросе 3.4).
Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской организацией соответствия
этой отчетности во всех существенных отношениях нормативным актам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели аудитору необходимо предусмотреть выполнение следующих задач [30, 32]:
а) составление плана и программы проведения аудита;
б) оценка аудиторского риска и определение уровня существенности;
в) формулирование принципов документирования аудита, определение поряд
ка составления и хранения рабочей документации;
г) выявление видов, источников и способов получения аудиторских доказа
тельств;
д) выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого
лица.