Концепция «Управленческая сетка Блэйка и Мутона»

Высокая

 
  Концепция «Управленческая сетка Блэйка и Мутона» - student2.ru Концепция «Управленческая сетка Блэйка и Мутона» - student2.ru

Низкая 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Низкая Высокая

Рис. 10.3. Управленческая решетка.

Сетка включала 5 основных стилей руководства. Как показано на рис 10.3., вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блэйк и Мутон описывают средние и 4 крайние позиции решетки как:

1.1. – страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнений.

1.9 – дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на хороших , теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботиться об эффективности выполнения заданий.

9.1. – авторитет-подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

2.5 – организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9.- команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает и внимание к подчиненному и к производительности.

3. «Ситуационный подход к лидерству. Адаптивное руководство».

Главная идея ситуационного подхода - лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.

1. Ситуационная модель руководства Фидлера.

Фидлер выявил три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими фактором является:

§ Отношения между руководителем и членами коллектива подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

§ Структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

§ Должностные полномочия – это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, который позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Данная модель позволяет подобрать руководителя при конкретной ситуации. Эта модель подсказывает пути изменения ситуации, если не возможно изменить руководителя.

Подход «путь - цель».

Данная модель утверждает, что эффективный лидер это тот, кто помогает подчиненным идти к намеченной цели. Основана на мотивационной теории ожидания. Т.е. работники – производительны лишь только в том случае, когда есть жесткая связь между усилием, результатом и вознаграждением. Она выделяет 4 модели поведения лидера в различных ситуациях:

§ Директивное лидерство. Высокий уровень структурирования работ. Лидер объясняет подчиненным: Что и когда нужно делать? Что и когда ожидается от подчиненных?

§ Поддерживающее лидерство. Большое внимание уделяется нуждам работника и их благополучию. Лидер общается с подчиненными как с равными.

§ Лидерство, ориентированное на достижение. Установление напряженных, но притягательных целей. Огромное внимание уделяется качеству. Существует абсолютная уверенность в способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.

§ Участвующее лидерство. Советуется с подчиненными, уделяет внимание их предложениям, замечаниям в ходе принятия решения. Модель предполагает, что лидер может менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Все модели предполагают объяснить эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. под действием внешних факторов, не принимая во внимание личность самого лидера.

3. Теория жизненного цикла.

Согласно теории ЖЦ самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а так же образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Понятие зрелости является постоянным качеством не лица или группы, а скорее конкретной ситуации.

В соответствии с теорией ЖЦ выделяется 4 основных лидерских стиля и устанавливается зависимость с поведением подчиненных.

§ Указывающий стиль. Лидер вынужден проявлять высокую директивность, тщательный присмотр за работниками и помогать людям, не способным взять на себя ответственность по работе.

§ Убеждающий. Он реализует в равной мере и директивность и поддержку тем, кто желает, но не способен работать. Руководитель помогает путем сближения и вселения в них уверенности.

§ Участвующий. Способные к работе, но не желающие ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера. Лидер предоставляет возможность подчиненным участвовать в принятии решения, вызывая заинтересованность у подчиненных.

§ Делегирующий стиль. Характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работника. Это помогает взять желающим работникам максимум ответственности за выполнение задания, применяя творческий подход к работе. Данная (модель) концепция выводит зависимость между руководителем и подчиненным, имеющим определенный характер.

Недостаток: она не дает понять того, как вести себя лидеру, если подчиненные все разные.

Наши рекомендации