Нормативное регулирование бухгалтерского учета

С переходом к рыночным отношениям бухгалтерский учет претерпел изменения, обусловленные прежде всего перестройкой экономических отношений и учета в соответствии с международными нормами и правилами.

В связи с этим изменились цели, функции и задачи бухгалтерского учета, которые повлияли на формирование нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в табл. 1.

Первый уровень – это Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта 1996 г. Закон является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета и устанавливает единые правовые методологические» основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерского отчетности в Российской Федерации.

Значение этого Закона заключается в следующем:

· повышении юридического статуса норм бухгалтерского учет для

коммерческих и некоммерческих организаций;

· закреплении обязанности ведения бухгалтерского учета у юридических

лиц;

· повышении статуса норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм

другого законодательства.

К первому уровню, кроме названного Закона относят другие законодательные акты, например Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, например поста- новление Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые разрабатываются и утверждаются Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются общие методологические вопросы бухгалтерского учета.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций, то документы третьего уровня регламентируют дополнения и изменения документов первого и второго уровней. Так, если ПБУ являются документами второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в их развитие, являются документами третьего уровня.

Таблица 1

Система нормативно-правового регулирования учета в России

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регули- рующие учет Область воздействия
Первый Государствен- ная Дума РФ, Президент РФ, Правительство РФ ГК РФ, Федеральный закон «О бухгалтер- ском учете», указы Президента и поста- новления Правитель- ства РФ Устанавливают еди- ные правовые и мето- дические основы ор- ганизации и ведения бухгалтерского учета
Второй Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти Положения по бухгал- терскому учету – сис- тема национальных стандартов Регулируют общие принципы организа- ции и ведения бухгал- терского учета, пред- ставления бухгалтер- ской отчетности, пра- вила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского учета
Третий Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти План счетов бухгал- терского учета финан- сово-хозяйственной деятельности органи- заций, Инструкция по его применению, про- чие методические ре- комендации и указа- ния Определяют сумму регистрации и груп- пировки объектов уче- та, регулируют мето- ды оценки имущества, порядок проведения инвентаризации
Четвертый Управленче- ский персонал организации Документы, регули- рующие учетную по- литику организации Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности организации, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые внутри хозяйствующего субъекта. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, приказ по учетной политике юридического лица, формы первичных учетных документов, графики документооборота и формы внутренней отчетности, утвержденные руководством юридического лица, являются документами четвертого уровня.

Наши рекомендации