Требования к оформлению курсовых работ
ОУ СПО
« КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ »
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
По специальности 0601 (080110) Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям )
Казань
Г.
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии
Предметной (цикловой) с государственными требованиями
комиссией учетно- к минимуму содержания и
экономических дисциплин уровню подготовки выпускников
по специальности 0601 (080110)
Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям) среднего
профессионального образования
Председатель цикловой УТВЕРЖДАЮ
комиссии Заместитель директора по учебной
работе
________________________ ______________________________
Ч. И. Ахметсагирова И. В. Шулаева
Автор: А. И. Юрчкова – преподаватель первой квалификационной категории
учетно-экономических дисциплин ОУ СПО « Казанский
кооперативный техникум »
Рецензенты: С. В. Гаврилова - преподаватель первой квалификационной
категории экономических дисциплин ОУ СПО
«Казанский кооперативный техникум »
А. Ф. Ибрагимов – начальник отдела бухгалтерского учета и
отчетности Татпотребсоюза
Общие положения
Курсовая работа по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью систематизации и закрепления знаний по специальности при решении конкретных задач, овладения методикой аналитической работы финансово – хозяйственной деятельности организации и предприятий различных форм собственности, выяснения уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
Выполнение студентом курсовой работы реализует задачи, поставленные Концепцией развития потребительской кооперации РФ до 2015г., одними из которых являются сближение обучения и практической деятельности, развитие практических навыков молодежи.
Выполнение интегрированной курсовой работы по бухгалтерскому учету позволяет студенту не только изучить порядок ведения того или иного участка бухгалтерского учета, но и на основании этих данных проанализировать показатели деятельности. Тем самым, студент имеет возможность узнать, как формируются в бухгалтерском учете данные для анализа, как проанализированные показатели влияют на деятельность предприятия. Студенты глубже понимают значение анализа, а также осознают, что только точные и правильные данные бухгалтерского учета позволяют объективно оценить деятельность предприятия, изучить факторы, влияющие на эту деятельность, изыскать и мобилизовать резервы эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Задачи курсовой работы:
Ø углубление и расширение теоретических знаний по бухгалтерскому учету
и анализу финансово-хозяйственной деятельности;
Ø выработка умения реферировать и обобщать различные экономические
теории;
Ø выработка умения планирования, организации, проведения и оформления
результатов самостоятельного исследования;
Ø развитие умений давать грамотные интерпретации полученным данным,
формулировать выводы, логически последовательно и доказательно их
излагать;
Ø формирование умения проведения анализа финансово- хозяйственной
деятельности;
Ø развитие умения публичной защиты подготовленного материала.
Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и должна опираться на новейшие достижения науки. Теоретические положения необходимо подкреплять анализом конкретного материала. Изучение и сравнение фактов дает возможность сформулировать ту или иную идею, вывод. В процессе работы студент глубже знакомится с методологической базой бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности, с имеющимися публикациями по избранной проблеме, развивает умение работать с научной литературой, планировать и проводить анализ, интерпретировать полученные данные, а также оформлять результаты исследования.
Общее организационное и научное руководство работой студента над курсовым исследованием осуществляет руководитель.
Руководитель:
· консультирует студента по вопросам формулировки темы, подготовки, написания и защиты курсовой работы;
· предварительно утверждает тему работы;
· проверяет содержание курсовой работы, делает по ней замечания, высказывает пожелания и требования.
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями, ведущими дисциплины, и утверждается цикловой комиссией учебного заведения.
Учитывая задачи, стоящие перед системой потребительской кооперации и определенные решениями общих собраний представителей обществ РФ, рекомендациями научно-практических конференций Центросоюза РФ и Концепцией развития потребительской кооперации РФ до 2015 г. определены примерная тематика написания курсовых работ, примерные планы тем курсовых работ, разделы курсовой работы и их содержание.
Тему курсовой работы студенты выбирают самостоятельно или по рекомендации преподавателя из разработанного перечня тем, с учетом их знаний, места прохождения практики и возможности получения информационного материала, необходимого для ее написания.
Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.
Закрепление выбранной темы производится решением цикловой комиссии.
Выбор и закрепление тем курсовых работ следует организовать до начала практики с тем, чтобы студенты изучили литературные источники по теме, написали первый раздел работы.
Структура курсовой работы, соотношение объема работы по разделам определяются в зависимости от темы, объектам и целевой направленности исследования.
Объем курсовой работы должен составлять не менее 40 – 45 страниц рукописного текста или 36- 40 страниц печатного текста.
План работы и количество вопросов в них зависит от темы.
Курсовая работа включает следующие разделы:
1. Введение.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Выводы и предложения.
5. Список использованной литературы.
6. Приложение (схемы, расчеты, таблицы и т. д.).
ВВЕДЕНИЕ
Во введении раскрываются сущность и актуальность выбранной темы, показываются ее значение и цель выполнения курсовой работы, указывается на материалах какой организации или предприятия выполнена работа.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Теоретические вопросы избранной темы освещаются применительно к системному подходу изучения финансово – хозяйственной деятельности, порядка документального оформления операций, порядка ведения бухгалтерского учета, факторному анализу, методическим приемам выявления неиспользованных внутренних резервов, описанию задач анализа, взаимосвязи показателей, последовательности, формам исходной информации.
Для более полного освещения теоретических вопросов анализа финансово- хозяйственной деятельности целесообразно использовать соответствующий цифровой материалы за ряд лет, что позволит оценить тенденции изменения показателей хозяйственной деятельности, установить причины, обусловившие изменения.
Раскрывая теоретические вопросы темы, необходимо увязывать их с практикой формирования рыночной экономики на предприятиях и в организациях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическая часть курсовой работы является основной. Она содержит конкретный материал, который излагается в определенной последовательности, в соответствии с конкретным планом курсовой работы.
Для выполнения практической части работы по анализу финансово-хозяйственной деятельности используются фактические показатели отчетного и базисного периодов, плановые задания. В курсовой работе можно использовать материалы одной организации, а также данные конкурирующих предприятий и организаций. Для анализа могут использоваться исходные данные за последние 2-3 года.
Собранный и проверенный цифровой материал отражается в соответствующих аналитических таблицах. Каждая аналитическая таблица должна быть составлена с учетом предъявляемых к ней требований, т. е. должна быть озаглавлена, иметь единицы измерения, быть компактной, графы и строки следует нумеровать, в случае необходимости дополнительной информации к таблице могут даваться примечания. Для получения более полного и наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах по данным аналитических таблиц строятся графики диаграммы и т. д.
Документальное оформление и учет хозяйственных операций отражается на примере конкретного предприятия за отдельный период, например месяц. Кроме документального оформления обязательно указываются бухгалтерские проводки.
По бухгалтерскому учету прикладываются соответствующие документы учетные регистры.
Данные обработанной информации, включая степень влияния факторов на изменение результативных показателей, подвергаются оценке и углубленному исследованию с целью выявления имеющихся конкретных возможностей улучшения результатов финансово – хозяйственной деятельности, устранения имеющихся недостатков, допущенных ошибок в работе, выработке правильных, экономически и социально обоснованных управленческих решений. По бухгалтерскому учету отражаются возможные несоответствия ведения учета установленным методикам и правилам, влияние их на результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Эти материалы служат основой для отражения в завершающей части курсовой работы – конкретные меры, направленные на улучшение результатов финансово – хозяйственной деятельности организации, используемой в качестве анализа.
Анализ данных таблиц производится по каждому признаку в отдельности, затем в логически–экономическом сочетании всей совокупности признаков в целом.
Анализ отдельных признаков и групп необходимо начинать с изучения абсолютных, затем связанных с ним относительных величин. При анализе данных следует рассматривать динамику каждого признака за весь период, переходя при этом от одного к другому.
В практической части следует увязывать данные бухгалтерского учета со способами аналитической работы, чтобы можно было проследить, насколько полно студент умеет интегрировать знания учета в анализе финансово-хозяйственной деятельности, насколько правильно используются поисково–исследовательские приемы, а также практические данные.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Вывод и предложения должны вытекать из изученного теоретического и практического материала. Не следует повторять те положения, которые уже были отмечены ранее, формулировать их нужно кратко и предлагать мероприятия по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию деятельности организации или предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
Список использованной литературы оформляется в следующем порядке: вначале следует перечислить законы и другие нармотивно – правовые документы в хронологической очередности их принятия, инструктивно – методические, статистические материалы, справочники. Затем, в алфавитном порядке приводятся учебники, учебные пособия, статьи из журналов и других изданий: фамилия и инициалы автора, полное название книги или статьи, место и дата издания, наименование издательства, номер журнала или газеты.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения помещаются в конце работы. В качестве приложений могут быть представлены копии практических документов предприятия или организации, инструкции или выписки, графики, таблицы и др.
Приложения должны содержать материалы, имеющие непосредственное отношение к теме выполненной работы.
Требования к оформлению курсовых работ
Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД.
Важно, чтобы курсовая работа была написана в жанре (стиле) научной статьи. Основная задача преподавателей, принимающих защиту, — оценить профессиональный уровень студента. Чтобы положительно оценить этот уровень, студент должен показать преподавателям свое знание литературы в соответствующей области, умение анализировать состояние вопроса, формулировать цели, ставить задачи, планировать и осуществлять сбор материала, обрабатывать его, интерпретировать, делать выводы.
Материалы курсовой работы должны быть подобраны, сгруппированы и подшиты в следующей последовательности:
1. титульный лист;
2. задание;
3. план;
4. введение;
5. теоретическая часть;
6. практическая часть;
7. вывод и предложения;
8. литература;
9. приложения.
Рукопись представляют отпечатанной на бумаге или написанной разборчивым почерком с одной стороны листа стандартного формата А4 (210х297 мм). Поля слева — 30 мм, справа — 15 мм, сверху — 20 мм, снизу—20 мм. При отпечатывании курсовой работы следует использовать шрифт Times New Roman, размер букв должен быть 14. Междустрочный интервал - полуторный.
Страницы работы нумеруются, номер проставляется в правом верхнем углу.
Объем работы – около 36-40 страниц печатных листов.
Соответственно структуре распределяется объем ее частей: введение – 2-3 с.; каждая из глав по 7-10 с.; заключение – 2-5 с.; список литературы (должен содержать не менее 10-20 источников).
Таблицы (из десяти столбцов, не более) должны иметь тематические заголовки. Как рисунки, так и таблицы должны быть пронумерованы последовательно, то есть иметь сквозную нумерацию.
В тексте должны быть абзацные отступы (первая строка абзаца — красная).
Цитаты должны быть выверены по первоисточнику: следует указать, страницу (страницы) издания, из которого взята цитата.
В тексте, после фамилии или после цитирования, в квадратных скобках указывается порядковый номер источника и через запятую – страница. Например: Сафронов Н.А. отмечал «финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников»[34, с.245].
Нумерация листов курсовой работы начинается с первого листа введения; на титульном листе, задании и плане номера не проставляются.
Расстояние между заголовком и текстом должен составлять 10 мм, каждый раздел следует начинать с нового листа. После заголовка текст начинается с абзаца.
Для замечаний и поправок к тексту преподавателя-рецензента необходимо составлять поля.
Текст пишется чернилами одного цвета. Графики и схемы помещаются в тексте, выполняться тушью, фломастерами с необходимыми пояснениями и выходят в общую нумерацию страниц работы. Все таблицы и схемы должны иметь название и сквозную нумерацию.
Сокращения слов и условные обозначения допускаются в работе в соответствии с общепринятыми нормами. Помарки, поправки, зачеркивания текста не допускаются.
На последней странице текста студент подписывает курсовую работу, указывает дату ее выполнения и прилагает справку организации, в которой отмечается, что в курсовой работе использованы материалы данного предприятия, организации. Справка подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью.
Выполненную курсовую работу студент передает преподавателю на рецензирование в срок, предусмотренный графиком.
Качество курсовой работе оценивается преподавателем с учетом теоретического и практического содержания ответов, самостоятельности мысли, последовательности и глубины изложения основных вопросов темы.
Простой пересказ прочтенного материала, недостаточно глубокий и неполный его анализ, ограничивающийся сопоставлением показателей, отсутствие факторного анализа и детального исследования степени влияния основных факторов на изменение результативного показателя с целью выявления конкретных резервов улучшения результатов финансово – хозяйственной деятельности объекта анализа влекут за собой отрицательную оценку курсовой работы.
Преподаватели – руководители проверяют работу, дают оценку и пишут письменное заключение (отзыв).
Курсовая работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту для доработки или ему предоставляется право выбора новой темы.
Все замечания преподавателей по тексту работы и рецензия должны быть сохранены при повторном выполнении.
При необходимости руководители курсовой работы могут предусмотреть защиту курсовой работы.
Лучшие курсовые работы, представляющие учебно–методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях образовательного учреждения.
При необходимости руководители курсовой работы могут предусмотреть защиту курсовой работы.
К защите допускается курсовая работа, получившая положительную оценку. К ее защите студент должен тщательно подготовиться, учесть при этом все замечания преподавателей, изучить их и подготовить ответы.
В процессе защиты курсовой работы студент должен в тезисной форме изложить основное содержания работы, ответы на замечание преподавателя, вывод и предложения.
На основании выполнения работы и рецензии преподавателей, вступления студента и его ответов на вопросы курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
Приложение 1
ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ОУ СПО
« КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ »
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплинам « Бухгалтерский учет » и « Анализ финансово-хозяйственной деятельности »
на тему: _________________________
________________________________
выполнил(а) студент (ка) III курса ______ группы
специальности 0601 (080110) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
________________________________
( фамилия и инициалы студента(ки) )
Руководители: преподаватель ______
( фамилия и инициалы преподавателя )
преподаватель______
( фамилия и инициалы преподавателя )
Дата сдачи______________
Дата защиты ____________
Оценка _________________
г. КАЗАНЬ
20___г.
Приложение 2
ЗАДАНИЕ
Выполнение курсовой работы по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Студенту(ке)_________группы________
Специальности 0601(080110) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Тема курсовой работы: ______________
__
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение.
1.
2.
3.
4.
5.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Срок сдачи______________________
Руководитель_______________
Руководитель_______________
Приложение 3