Организация и методика проверки единого социального налога
2.3.1 Нормативная база при проверке правильности исчисления единого социального налога. Цель и задачи проверки ЕСН
К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность по единому социальному налогу и страховым взносам в ПФР относятся следующие:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 24.
2) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 25.
3) Трудовой кодекс Российской Федерации.
4) Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 2 и 3.
5) Федеральный закон РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
6) Законы РФ, законодательные акты субъектов РФ, решения представительных органов самоуправления по установлению государственных пособий и компенсационных выплат.
7) Законодательство РФ по установлению норм командировочных расходов.
8) Законодательство РФ по установлению льгот по проезду, порядка выдачи бесплатной форменной одежды и обмундирования.
5) ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказом Минфина РФ 06.05.99 г. № 33н.
6) Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (утвержденные Приказом МНС России от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344).
7) Постановления и письма Правления ПФР.
8) Постановления и письма ФСС РФ.
9) Приказы Министерства Финансов и Фонда социального страхования РФ, устанавливающие формы и порядок заполнения расчетов, отчетов, деклараций.
10) Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 06.04.2001 г. «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Перечень нормативных документов по соответствующему периоду проверки аудитор просматривает и корректирует в зависимости от особенностей аудируемого лица еще до начала проверки. Чаще всего внимание аудитора будет обращено на прошлые периоды времени, поэтому ему будет важно представлять нормы законодательства, которые действовали в проверяемый период. Например, Постановлением правительства РФ введены изменения ставки ЕСН с 01.01.2005 г., в соответствии с которым ставка уменьшилась с 35,6% до 26%. Также изменились условия применения регрессивной шкалы. Поэтому, проводя проверку налоговой отчетности по ЕСН за 2004 год, аудитор должен руководствоваться теми нормативно-правовыми документами, которые действовали в тот период времени.
Необходимо также использовать инструктивные документы Министерства финансов, налогового ведомства, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда медицинского страхования РФ, касающиеся правил заполнения специальной (сдаваемой в фонды) и налоговой отчетности (декларации), действующие на соответствующий период времени.
В отношении начисления ЕСН немаловажное влияние оказывают также нормы главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», поскольку в пункте 3 статьи 236 главы 24 НК РФ устанавливается прямая зависимость от норм главы 25 НК РФ. Указанный пункт определяет, что к объектам обложения ЕСН не относятся выплаты, которые не включены в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Цель и задачи проверки ЕСН.
Цель аудита расчетов по единому социальному налогу – выражение мнение о достоверности, правильности, полноте отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по начислению и уплате ЕСН и пенсионных взносов в бюджет, в Пенсионный фонд, а также о соответствии указанных операций требованиям действующего законодательства.
В рамках достижения поставленной цели аудитор берет на себя обязательство проверить специальную (сдаваемую в фонды) и налоговую отчетность по ЕСН, то есть провести взаимную сверку данных налоговой декларации и форм бухгалтерской отчетности, убедиться в полноте, достоверности и правильности отраженной в налоговой декларации, в специальной отчетности информации, своевременности уплаты в бюджет и в Пенсионный фонд ЕСН и страховых пенсионных взносов.
Также в рамках поставленной цели аудитор должен проверить правильность начисления и перечисления в фонд социального страхования взносов на страхование профессиональных рисков.
Для достижения поставленной цели необходимо в ходе проверки решить следующие задачи:
1 Оценить систему налогообложения клиента с учетом особенностей его отраслевой принадлежности.
2 Оценить систему внутреннего контроля в части обеспечения правильности отражения, начисления и уплаты налога в бухгалтерском и налоговом учете клиента;
3 Определить уровень существенности и аудиторского риска с учетом оценки СВК;
4 Провести проверку правильности формирования налогооблагаемой базы по ЕСН в соответствии с бухгалтерским и налоговым законодательством по данным бухгалтерского и налогового учета.
5 Провести проверку правильности применения ставок и льгот по ЕСН, в том числе с учетом регрессивной шкалы ставок и отраслевой принадлежности.
6 Оценить состояния синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по ЕСН;
7 Убедиться в своевременности и обоснованности начислений пособий, выплачиваемых за счет средств социального страхования;
8 Проверить полноту и своевременность уплаты ЕСН в бюджет и страховых взносов в Пенсионный фонд.
9 Провести проверку правильности заполнения и представления налоговых деклараций и форм специальной отчетности (отчеты и расчеты) в фонды.
2.3.2 Источники информации при проверке ЕСН
Источниками информации для проведения аудита расчетов с бюджетом по ЕСН должны обеспечивать полноту информации для сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств. Запрашиваемые аудитором документы в основном связаны с участком бухгалтерского учета по формированию начислений по оплате труда и прочих выплат работникам организации и иным физическим лицам, связанным с аудируемым лицом трудовыми или гражданско-правовыми отношениями. Аудитору следует подготовить список документов заранее, ориентируясь на особенности установленного в организации документооборота по оформлению отношений работодателя и работников. В список должны войти следующие источники информации:
- распорядительные документы, определяющие общие положения учета расчетов по оплате труда, иным выплатам (локальные акты организации – положение об оплате труда, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.);
- унифицированные документы, служащие основанием для исчисления налоговой базы по ЕСН и страховым взносам (трудовые и гражданско-правовые договоры, индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, расчетно - платежные, расчетные и платежные ведомости, лицевые счета, первичные учетные документы по учету труда и его оплаты);
- учетные регистры;
- расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу;
- налоговые декларации по единому социальному налогу;
- расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- сведения, представляемые в Фонд социального страхования РФ;
- отчетные данные, сдаваемые в органы статистики;
- бухгалтерская (финансовая отчетность).
2.3.3 Этап планирования при проверке ЕСН
Этап планирования при проверке ЕСН, так же, как при проверке других налогов, условно подразделяется на три составляющих:
1) определение уровня существенности (предварительное суждение);
2) оценка аудиторского риска и СВК клиента;
3) составление общего плана и программы аудита.