Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» ОПД.Ф.06

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра налогообложения и аудита

Гриб Р. Б.

___

(фамилия, инициалы автора (ов)

Бухгалтерский учет

______

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

Экономика

(код специальности) (наименование направления подготовки).

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2011 г.     Подпись заведующего кафедрой ………………………………..  

Волгоград

Наименование раздела

  стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учет».............
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине……………………………………………………
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………………
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………………..
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи…
1.5. Тематический план учебной дисциплины…………………………………………...
1.6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины………………………..
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов……………………………………………………………………………………….  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса……………………………………..
2.3. Рекомендации по работе с литературой……………………………………………..
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса………………………………….
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)………………………………………….
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций…………………………………………………………………………………..
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)……………………………………...
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ…………………………………………………….
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях……………………………………………

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» ОПД.Ф.06

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по специальности 521600 «Экономика» по специальной дисциплине «Бухгалтерский учет» в соответствии с ГОС ВПО по подготовке бакалавра специальности 521600 «Экономика», утвержденной 25.04.2000 г. Министерством образования РФ, устанавливаются ВУЗом. Требования ВУЗа:

Содержание и функции бухгалтерского учета; объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись; первичное наблюдение, документация, учетные регистры; инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения; формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета; пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета, организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах;

основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли; хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности; выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях; учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов, местам формирования центрам ответственности; учет и распределение затрат по объектам калькулирования; маржинальный доход; методы калькулирования как базы ценообразования, использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.

Дидактические единицы по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет»:

ДЕ 1. содержание, функции и принципы бухгалтерского учета;

ДЕ 2. объекты, предмет и метод бухгалтерского учета;

ДЕ 3. бухгалтерский учет как информационная система, внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации;

ДЕ 4. система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета;

ДЕ 5. балансовое обобщение, бухгалтерский баланс, смета доходов и расходов;

ДЕ 6. система бухгалтерских счетов и двойная запись;

ДЕ 7. первичное наблюдение: первичные учетные документы, документация и документооборот;

ДЕ 8. инвентаризация активов и обязательств и инвентарь;

ДЕ 9. методы стоимостного измерения: оценка и калькуляция;

ДЕ 10. учетные регистры и формы бухгалтерского учета;

ДЕ 11. основы бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ДЕ 12. учетная политика организации в целях бухгалтерского учета;

ДЕ 13. организация бухгалтерского учета;

ДЕ 14. цели и концепции финансового учета;

ДЕ 15. принципы финансового учета, организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах;

ДЕ 16. основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли, хозяйственных операций на забалансовых счетах,

ДЕ 17. содержание и порядок составления финансовой отчетности;

ДЕ 18. выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях;

ДЕ 19. учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов, местам формирования, центрам ответственности;

ДЕ 20. учет и распределение затрат по объектам калькулирования;

ДЕ 21. маржинальный доход;

ДЕ 22. методы калькулирования как базы ценообразования, использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.

1.2. Целью учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» является формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков организации и ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях, а также подготовке финансовой отчетности и предоставлении финансовой информации различным пользователям для выработки, обоснования и принятия решений в области финансовой политики. Преподавание дисциплины «Бухгалтерский учет» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов.

Основными задачами данного учебного курса являются:

- изучение порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

- формирование системы знаний о бухгалтерском учете как упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

- формирование представления о бухгалтерском учете как одной из функций предпринимательской деятельности, направленной на предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

- формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.

Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет» предусматривает включение два блока вопросов.

Во-первых, по теоретическим основам бухгалтерского учета: содержание, функции и принципы бухгалтерского учета; объект, предмет и метод бухгалтерского учета; система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России и за рубежом; балансовое обобщение: бухгалтерский баланс и смета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; бухгалтерские счета и двойная запись; первичное наблюдение: документация и инвентаризация; стоимостное измерение: оценка и калькуляция; учетные регистры и формы бухгалтерского учета; учетная политика организации в целях бухгалтерского учета; организация бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом.

Во-вторых, по финансовому и управленческому учету: учет вложений во внеоборотные активы; учет основных средств и арендованного имущества; учет нематериальных активов; учет материально-производственных запасов; учет финансовых вложений и денежных средств; учет труда и его оплаты; учет расчетов с дебиторами и кредиторами; учет капитала и резервов учет государственной помощи; учет расходов и затрат на производство продукции; учет выпуска и реализации готовой продукции; учет операций в иностранной валюте; учет доходов, финансовых результатов и использования прибыли; учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам; бухгалтерская (финансовая) отчетность.

1.3. Требования к уровню усвоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Бухгалтерский учет» студент должен знать:

– базовые общепринятые принципы бухгалтерского учета - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;

– механизм сбора, регистрации и обобщение бухгалтерской информации;

– проблемы формирования бухгалтерской информации для характеристики состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала, движения финансовых потоков, а также способы разрешения указных проблем;

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

– использовать систему знаний о принципах бухгалтерского (финансового) учета для разработки и обоснования учетной политики предприятия;

– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– составлять бухгалтерские записи на основе первичных учетных документов, учетные регистры и бухгалтерскую отчетность.

Студент должен приобрести следующие навыки:

– использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления,

– использования бухгалтерской (финансовой) отчетности при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим;

– профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета и отчетности;

– применения нормативных правовых актов, стандартов (правил) ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Наши рекомендации