Вопрос 17. Этапы проведения аудиторской проверки
Основные этапы аудита обозначены в стандарте аудиторской деятельности «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Согласно стандарта, аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчетности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
1. Предплановая (преддоговорная) деятельность.
2. Планирование аудита.
3. Проверка годовой бухгалтерской отчетности.
4. Завершение и оформление результатов аудита.
ЭТАП 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность
Этот этап представляет собой деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Аудит как вид предпринимательской деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, то есть с поиском и выбором клиентов. При формировании портфеля заказов следует учитывать условия, обеспечивающие доходность аудиторской фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.
ЭТАП 2. Планирование аудита
Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.
Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности включает:
а) планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;
б) планирование персонального состава, то есть, кто именно проверяет отдельные участки;
в) составление календарного графика проверки, то есть когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.
ЭТАП 3. Проверка годовой бухгалтерской отчетности
Во время проверки годовой бухгалтерской отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности
ЭТАП 4. Завершение и оформление результатов аудита
На последнем этапе аудиторской проверки происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. То есть составляется и представляется клиенту аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.
ВОПРОС 18. Работа с экспертами
Для целей настоящего Правила (Стандарта) экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.
В качестве эксперта аудиторская организация может использовать работу специализированной организации, являющейся юридическим лицом.
Эксперт должен быть объективным. Аудиторская организация, как правило, не должна использовать работу эксперта при проведении аудита, если:
1) эксперт – физическое лицо является основным или преобладающим учредителем (участником) или руководителем экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья и т. п.), либо иным должностным лицом или штатным сотрудником экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит;
2) эксперт – юридическое лицо является основным или преобладающим учредителем, кредитором, страховщиком экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо экономический субъект, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, является основным или преобладающим учредителем эксперта – юридического лица.
Эксперт представляет результаты своей работы в виде заключения (отчета, расчета и т. п.) в письменной форме.
Заключение эксперта должно состоять, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Заключение эксперта должно быть изложено ясно и выражено так, чтобы были очевидны содержание и форма и невозможны иные толкования.
Заключение эксперта должно быть подготовлено на бумажном, машинном или ином согласованном с аудиторской организацией носителе, обеспечивающем сохранность сведений, содержащихся в нем, в течение времени, установленного для хранения рабочих документов аудиторской организации в архиве.
Вопросы 19 и 27. Аудиторские доказательства и аудиторские процедуры
Виды аудиторских доказательств.
Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние — включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта (в устном и письменном виде), внешние — информацию, полученную от третьих лиц (в письменном виде обычно по письменному запросу аудиторской организации). Смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.
Если их проранжировать по ценности и достоверности, то сначала идут внешние доказательства, затем смешанные и внутренние.
Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными.
Достаточность аудиторских доказательств определяется на основе оценки СВК и величины аудиторского риска.
Достоверность доказательств, полученных самой аудиторской организацией бывает обычно выше, чем достоверность доказательств, предоставленных экономическим субъектом.
Достоверность письменных доказательств выше, чем устных.
Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах в форме записей об изучении и оценке постановки БУ и организации внутреннего контроля, а также таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Они используются при составлении аудиторского заключения.