Вопрос 21. виды сопутствующих аудиту услуг
Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:
1) постановке бухгалтерского учета. При постановке бухгалтерского учета аудиторская фирма или аудитор разрабатывают для предприятия учетную политику, рабочий план счетов, определяют форму учета и, соответственно, регистры синтетического и аналитического учета, разрабатывают график документооборота, при желании клиента подбирают комплекс технических средств и их программное обеспечение;
2) контролю ведения учета и составлению отчетности;
3) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
4) анализу хозяйственной и финансовой деятельности (требуются для тех экономических субъектов, администрации которых хочет разобраться в причинах ухудшения финансовой состояния);
5) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
6) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;
7) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности, аудиторских организаций;
8) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т. д.;
9) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т. д.;
10) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;
11) информационному обслуживанию;
12) экспертному обслуживанию;
13) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
14) некоторые другие.
Вопросы 22.и 24. Планирование аудита. Подготовка и составление общего плана и программы аудита
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами планирования – его комплексности, непрерывности, оптимальности.
Планирование аудиторской проверки производится в три этапа.
1-й этап – предварительное планирование, которое производится на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудиторской проверки может вообще не быть, если обнаружится высокий уровень внешнего риска.
2-й этап – разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита. При расчете сроков проверки следует учесть реальные трудозатраты, уровень существенности и аудиторский риск.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
а) численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;
б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с общим планом аудита;
г) контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы членов группы, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.
3-й этап – составляется аудиторская программа, определяющая объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она является, с одной стороны, подробной инструкцией, с другой стороны – средством контроля качества.
Каждая аудиторская процедура в программе должна иметь свой номер или код, на который будет ссылаться аудитор в рабочих документах.
При планировании должны быть соблюдены его общие принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.
Подготовка Общего Плана Аудита(начало)
Общий план аудита должен служить руководством для всех участников проверки в осуществлении программы аудита.
В общем плане должны быть указаны ожидаемый объем, графики и сроки проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения.
При расчете сроков проверки следует учесть реальные трудозатраты, уровень существенности и аудиторский риск.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
а) численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;
б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с общим планом аудита;
г) контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы членов группы, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
д) разъяснения руководителем группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
е) порядок документального оформления особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между ним и руководителем группы.
В общем плане определяется роль внутреннего аудита и необходимость привлечения экспертов.
Исходя из существующей практики при разработке общего плана аудита на стадии планирования аудитор подготавливает следующие документы:
• описание бизнеса (видов деятельности) проверяемой организации;
• описание системы бухгалтерского учета в организации;
• описание существующей в ней системы внутреннего контроля;
• материалы экспресс-анализа отчетности проверяемой организации.
Описание бизнеса (видов деятельности) проверяемой организации базируется на перечне факторов внутрихозяйственной деятельности и факторов, отражающих состояние конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, влияющих на увеличение риска искажений.
Подготовка Общего Плана Аудита (Окончание)
Изучая факторы, отражающие состояние конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, аудитор должен указать, в каком состоянии находится отрасль бизнеса клиента (кризис, депрессия, подъем), как на нее влияет общее состояние экономики страны, возможность возникновения несостоятельности (банкротства) клиента.
После этого надо описать особенности бизнеса (видов деятельности) данного клиента. В частности, аудитору следует указать цель создания фирмы, ближайшие перспективы ее развития.
Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием на применяемую бухгалтерскую программу.
В описании системы внутреннего контроля следует указать наличие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего контроля и т. д.) и его (их) функции, обязанности руководства предприятия по обеспечению контроля. При этом аудитор должен обратить внимание на совмещение должностей (если такое имеет место в проверяемой организации), которые ведут к утрате контроля (кассир и бухгалтер).
Экспресс-анализ отчетности проверяемой организации включает в себя:
– описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношений между ними;
– изучение статей отчетности в динамике;
– расчет основных финансовых показателей;
– заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем на основе расчета двух показателей: стоимости чистых активов и коэффициентов удовлетворительной структуры баланса.
Составляя общий план аудита, следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Конец ознакомительного фрагмента. Full version
Вопрос 23. Документы, оформляемые на стадии подготовки и планирования, осуществления аудита.
Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть завершена оформлением.
Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для ее хранения в архиве.
Записи в документах должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность записей, в течение времени, установленного для хранения в архиве.
Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа;
2) наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;
3) период, за который проводится аудит;
4) дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;
5) содержание документа;
6) личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица.
Если в рабочей документации используются условные обозначения (символы), то они должны быть объяснены.
Документы, входящие в рабочую документацию аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них.
Если документ, входящий в состав рабочей документации аудита, создан экономическим субъектом или другим лицом, то это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием лица, проверившего такой документ.
Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.
Информация, имеющаяся в рабочих документах, является основным отчетом аудитора о проделанной работе. Рабочая документация также содержит заключения аудитора по существенным вопросам и данные, на основе которых эти заключения построены.
Рабочая документация – отчеты, подготовленные аудитором по следующим вопросам:
1) применявшаяся методика;
2) использованные тесты;
3) полученная информация;
4) выводы.
В качестве рабочих документов могут выступать: план аудита; аналитические выводы; меморандумы; письма с подтверждением; письма-представления; выдержки или фотокопии документов компании; таблицы или комментарии; магнитофонные записи и киноленты или другие средства, содержащие информацию.
Рабочие документы выполняют следующие функции:
– являются основным доказательством положений отчета аудитора;
– служат основным доказательством заявления аудитора о том, что аудит был проведен в соответствии с общепринятыми стандартами, особенно в части требований, предъявляемых к сбору данных на месте;
– помогают аудитору в контроле над выполнением задания.
Рабочие документы помогают аудиторам в контроле за проведением аудита текущего года, а также в планировании и проведении аудита будущего года. Рабочие документы служат аудитору в качестве справочного материала при необходимости дать кому-либо объяснения по поручению клиента.