Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 4 страница
Пример. ООО "Альфа" приобрело системный блок компьютера стоимостью 47 200 руб. (в т.ч. НДС - 7200 руб.) и монитор стоимостью 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.).
Если следовать позиции чиновников, купленное имущество должно быть отражено так:
Дебет 08-4 Кредит 60
- 40 000 руб. (47 200 - 7200) - оприходован системный блок компьютера;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 7200 руб. - учтен НДС по системному блоку;
Дебет 08-4 Кредит 60
- 20 000 руб. (23 600 - 3600) - оприходован монитор;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 3600 руб. - учтен НДС по монитору;
Дебет 01 Кредит 08-4
- 60 000 руб. (20 000 + 40 000) - системный блок и монитор введены в эксплуатацию и учтены как единый объект основных средств "Персональный компьютер";
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 10 800 руб. (3600 + 7200) - НДС по персональному компьютеру принят к вычету.
Такая позиция неудобна бухгалтерам и невыгодна фирме. Прежде всего из-за того, что при этом нет возможности включить стоимость купленного имущества в расходы фирмы единовременно.
Как видно из примера, различные части компьютера стоят не больше 40 000 руб. Однако, несмотря на это, они отражаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества. Следовательно, в течение длительного времени на них будет начисляться амортизация.
Безусловно, с такой позицией можно поспорить. Не секрет, что принтер может использоваться не одним, а несколькими компьютерами. В этом случае вообще непонятно, какое оборудование надо включить в единый комплекс. К тому же отключение принтера работе системного блока не мешает. Да и тот же самый монитор к одному и тому же системному блоку навсегда не подключен. А значит, единым целым все эти объекты не являются. Именно такого мнения придерживается большинство арбитров, ссылаясь на позицию ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 2 августа 2011 г. N ВАС-15726/10 по делу N А32-44414/09-51/796).
Компьютеры - это самый яркий пример такого имущества. Но и к другим объектам можно применять позицию арбитров, если такая ситуация действительно имеет место (телефонная станция и телефонные аппараты, рекламные щиты и пр.).
Кроме того, ПБУ 6/01 регламентирует исключительно бухгалтерский учет и не имеет никакого отношения к учету налоговому. В то же время в НК РФ никаких подобных требований не содержится. Таким образом, если организация соблюдает требования ст. ст. 256 и 257 НК РФ, она вправе учесть компьютер в налоговом учете по составным частям. Это даст вам возможность сэкономить на налоге на прибыль, однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами (Письмо Минфина России от 2 июня 2010 г. N 03-03-06/2/110).
Особенности учета отдельных видов основных средств
Недвижимое имущество
С 1 января 2013 г. начислять амортизацию по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, нужно в общем порядке. А именно начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором объекты введены в эксплуатацию. Факт подачи документов на госрегистрацию и ее дата значения не имеют. Но помните, что такой порядок не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 г. То есть по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г., применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию указанных прав).
Пример. ООО "Прогресс" приобрело в июле 2014 г. по договору купли-продажи нежилое помещение. В этом же месяце оно введено в эксплуатацию. Документы на регистрацию права собственности поданы в сентябре. Амортизацию по этому объекту в налоговом учете следует начислять с августа.
Факт подачи документов на регистрацию прав собственности на недвижимое имущество на начисление амортизации не влияет.
Объекты бытового назначения
Кофеварки, микроволновые печи, холодильники, обогреватели - далеко не полный перечень приборов, без которых сейчас не работает практически ни один офис. Тем не менее вопрос их отражения в налоговом учете до сих пор остается спорным.
Но вы можете воспользоваться Письмом Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/149, которое непосредственно относится к налогообложению прибыли. В нем чиновники признали, что работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях в организациях по установленным нормам должны оборудоваться санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и помещения, специально предназначенные для психологической разгрузки (ст. 223 ТК РФ). А значит, такие расходы соответствуют условиям, указанным в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Итак, налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на "расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации" (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Связь таких затрат с производственным процессом аргументируется также ссылкой на ст. 163 ТК РФ. В ст. 163 ТК РФ перечень нормальных условий труда открытый (в оглавлении перечня указано "в частности"). Это значит, что предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Главное - прописать это в коллективном договоре. Следует, конечно, исходить из требований трудового законодательства. Тогда расходы на оборудование, без которого сотрудники, согласно ТК РФ, не могут нормально работать, учесть в составе налоговых затрат можно намного увереннее.
Кстати, так лучше сделать и в том случае, если вы захотите воспользоваться правом выбора (п. 4 ст. 252 НК РФ) и учесть эти затраты в качестве расходов на оплату труда. Дело в том, что к ним относят "другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором" (п. 25 ст. 255 НК РФ). Рассматривать этот пункт нужно в связке с общим требованием "экономической оправданности", которое гл. 25 НК РФ предъявляет ко всем расходам. Но разве не является оправданным приобретение имущества, предусмотренного в обязательном порядке для обеспечения нормальной работы по трудовому законодательству?
В итоге обязательные расходы фирмы условно можно разделить на две группы:
- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий труда на рабочем месте (приобретение кондиционеров, вентиляторов, обогревателей, пылесосов, ионизаторов воздуха и т.п.);
- расходы на обеспечение санитарно-бытовых условий для отдыха и питания сотрудников организации в рабочее время (приобретение электрочайников, микроволновых печей, холодильников, кулеров для питьевой воды, кофеварок и т.п.).
При этом вы можете ссылаться также на Письма Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112 (по вопросу использования кондиционеров) и от 21 ноября 2013 г. N 03-03-06/1/50213 (о расходах на питьевую воду и установку кулеров).
Добавим: судьи регулярно вставали на сторону налогоплательщиков и подтверждали право списывать расходы даже по таким объектам непроизводственного назначения, как телерадиоаппаратура, кухонный инвентарь и бильярд (Постановления ФАС Московского округа от 25 и 27 декабря 2006 г. N КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 27 апреля 2007 г. по делу N А55-11750/06-3).
Стационарный телефон
Как правило, в состав расходов, связанных с установкой телефонов, входят затраты на:
- приобретение телефонных аппаратов;
- приобретение телефонной станции;
- прокладку кабельных линий;
- подключение к местной телефонной сети с предоставлением телефонного номера.
Купленные телефонные аппараты приходуются на баланс организации как основные средства либо как хозяйственный инвентарь. Если стоимость аппарата менее 40 000 руб., то он может быть списан на затраты после его передачи в эксплуатацию.
Если свободные абонентские линии в телефонных кабелях связи отсутствуют, строительные работы по прокладке недостающих линий связи могут проводиться телефонным узлом за счет средств фирмы. После выполнения работ телефонный узел заключает с предприятием договор об оказании услуг телефонной связи.
Затраты на прокладку кабельной линии отражают в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После завершения работ эти затраты списывают в дебет счета 01 "Основные средства".
Сооружения связи, построенные за счет фирмы, могут быть переданы телефонной организации в собственность, в безвозмездное пользование или на техническое обслуживание. Если сооружения связи не были переданы телефонному узлу, их эксплуатирует организация.
Пример. ООО "Вектор" (арендатор) заключило с ООО "Альфа" (арендодателем) договор аренды производственных помещений сроком на два года. Так как в помещении не было телефонов, а они необходимы для работы, то с согласия арендодателя "Вектор" подал заявление в местный телефонный узел на заключение договора об оказании услуг телефонной связи.
Поскольку на территории, взятой в аренду, не было свободных линий связи, арендатор заключил с телефонным узлом договор подряда на строительство новой кабельной линии. Договорная стоимость работ составила 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).
Согласно договору аренды неотделимые улучшения, осуществленные арендатором, являются его собственностью и передаются арендодателю по окончании срока аренды.
В учете "Вектора" были сделаны записи:
Дебет 08-4 Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражена стоимость работ по прокладке телефонной линии;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 9000 руб. - отражен НДС;
Дебет 01 Кредит 08-4
- 50 000 руб. - телефонная линия принята к учету;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
9000 руб. - НДС принят к вычету.
Внимание! Если кабельная линия была проложена за счет средств арендатора для телефонизации арендуемого помещения, то по окончании срока аренды она остается в этом помещении. Кабельная линия в данном случае - это неотделимое улучшение арендованного имущества (Постановление ФАС Центрального округа от 3 декабря 2010 г. по делу N А62-8422/2009). Отражение в учете у арендатора передачи линии на баланс арендодателя зависит от условий договора аренды.
По мнению налоговых органов, затраты на подключение любого нового объекта основных средств относятся к капитальным. Действительно, расходы на получение доступа к телефонной сети являются долгосрочными. Это связано с тем, что договор между абонентом и оператором об оказании услуг телефонной связи (за редким исключением) является бессрочным.
Таким исключением может быть случай оформления договора между телефонным узлом и предприятием, арендующим помещение на определенный срок. Тогда на такой же срок будет заключен и договор (пп. "б" п. 31 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310).
Обобщая сказанное выше, можно предложить два способа отражения затрат на подключение нового телефона (Письмо УФНС России по г. Москве от 30 ноября 2006 г. N 20-12/105031.1).
Способ 1
Если подключение к местной телефонной сети с предоставлением нового телефонного номера произошло после подписания акта о вводе новой кабельной линии в эксплуатацию, затраты на подключение можно учесть в составе затрат на строительство линии. Это правило применимо как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Способ 2
Подключение телефона может не требовать монтажных работ, которые оплачиваются отдельно. Тогда стоимость услуги по предоставлению номера спишите единовременно - как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Пример. В январе ООО "Берег" заключило с телефонным узлом договор об оказании услуг телефонной связи сроком на один год. За подключение к местной телефонной сети предприятие уплатило 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).
В бухгалтерском учете "Берега" были сделаны записи:
Дебет 26 Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражена стоимость подключения к телефонной сети;
Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - отражен НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 9000 руб. - НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
- 59 000 руб. - оплачены услуги телефонного узла по подключению к телефонной сети.
В налоговом учете "Берега" затраты на телефонные услуги учтены в той же сумме - 50 000 руб.
Мобильные телефоны
Есть три варианта использования мобильных телефонов сотрудниками фирмы. Фирма может:
- купить мобильный телефон в магазине сотовой связи;
- арендовать телефонный аппарат, принадлежащий сотруднику;
- назначить сотруднику компенсацию за использование личного имущества в служебных целях.
Вы можете выбрать любой из этих вариантов.
Если фирма покупает мобильный телефон, то его нужно принять к учету (оприходовать). При покупке мобильного телефона обычно оплачиваются:
- стоимость телефонного аппарата;
- расходы, связанные с подключением к оператору сотовой связи.
Очевидно, что срок полезного использования телефонного аппарата - более одного года. Если стоимость такого приобретения более 40 000 руб., значит, в бухгалтерском учете его нужно отнести к основным средствам. На баланс телефон принимается по покупной стоимости за вычетом НДС (п. 8 ПБУ 6/01).
Но сам аппарат будет работать только в том случае, если его подключить к оператору сотовой связи (например, установить в него SIM-карту). Подключить аппарат можно в том же магазине, где вы его приобрели. Стоимость подключения к оператору также включается в первоначальную стоимость аппарата, поскольку эти затраты связаны с доведением объекта основных средств до рабочего состояния.
Основным средством для целей расчета налога на прибыль мобильный телефон, скорее всего, не будет. Если только это не новинка или модель класса "люкс", чья стоимость составляет более 40 000 руб. Как правило, стоимость телефонного аппарата (вместе с подключением) не превышает этой суммы. Поэтому в налоговом учете такие основные средства можно сразу списать как материальные расходы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Внимание! С 1 января 2015 г. фирмы получат право определить в учетной политике порядок признания материальных расходов на приобретение инструментов, инвентаря, приборов и другого имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такие расходы можно будет списать в течение более одного отчетного периода с учетом срока эксплуатации имущества или других обоснованных показателей.
В бухгалтерском учете также лучше воспользоваться правом списать на затраты основные средства стоимостью до 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01). Это позволит избежать применения правил ПБУ 18/02. Ведь в этом случае бухгалтерский и налоговый учет покупки мобильного телефона ничем различаться не будут.
Пример. ООО "Альфа" в августе купило мобильный телефон для своего менеджера по продажам. Стоимость телефонного аппарата составила 5605 руб. (в т.ч. НДС - 855 руб.), стоимость подключения к оператору сотовой связи - 150 руб. (в т.ч. НДС - 23 руб.).
В бухгалтерском учете "Альфы" основные средства стоимостью менее 40 000 руб. учитываются в составе материально-производственных запасов.
В учете бухгалтер "Альфы" сделал такие записи:
Дебет 60 Кредит 51
- 5755 руб. (5605 + 150) - оплачена стоимость мобильного телефона с подключением;
Дебет 10 Кредит 60
- 4877 руб. (5755 - 855 - 23) - отражены затраты на покупку телефонного аппарата;
Дебет 19-3 Кредит 60
- 878 руб. (855 + 23) - учтен НДС по купленному и подключенному телефонному аппарату;
Дебет 44 Кредит 10
- 4877 руб. - списана на затраты стоимость подключенного мобильного телефона;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-3
- 878 руб. - принят НДС к вычету.
В налоговом учете на расходы по покупке мобильного телефона вместе с подключением можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Если же стоимость телефонного аппарата (вместе с подключением) составляет более 40 000 руб., то в целях налогообложения аппарат придется учитывать в составе основных средств и начислять по нему амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ). Это утверждение верно и для бухгалтерского учета (ПБУ 6/01).
Если фирма арендует телефонный аппарат у сотрудника, нужно заключить с работником договор аренды телефона. При этом организация-арендатор должна платить сотруднику арендную плату, предусмотренную договором между сотрудником и фирмой (ст. ст. 606 и 614 ГК РФ).
Сумма арендной платы в бухучете относится на счета учета затрат по тем видам деятельности, для которых арендовано имущество работника. В налоговом учете сумма арендной платы учитывается в составе прочих расходов (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Внимание! С арендной платы придется удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Однако страховые взносы на пенсионное, социальное, медицинское страхование и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислять на сумму арендной платы не нужно (ч. 3 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Пример. В марте ООО "Лотос" заключило договор с оператором сотовой связи на подключение мобильного телефона. Стоимость подключения составила 150 руб. (в т.ч. НДС - 23 руб.).
Телефонный аппарат принадлежит сотруднику "Лотоса" Васильеву. Стоимость телефонного аппарата составляет 5630 руб. С сотрудником ООО "Лотос" заключило договор аренды сотового телефонного аппарата. Ежемесячная арендная плата составляет 500 руб.
Бухгалтер "Лотоса" в учете сделал записи:
Дебет 001
- 5630 руб. - учтен на забалансовом счете сотовый телефон, арендованный у сотрудника Васильева;
Дебет 60 Кредит 51
- 150 руб. - оплачены услуги по подключению к оператору сотовой связи;
Дебет 19 Кредит 60
- 23 руб. - учтен НДС за оказанную услугу по подключению к оператору сотовой связи;
Дебет 26 (20, 44) Кредит 60
- 127 руб. (150 - 23) - расходы на подключение телефонного аппарата к оператору сотовой связи списаны на затраты;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 23 руб. - принят НДС к вычету.
В налоговом учете бухгалтер "Лотоса" может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму затрат по подключению к оператору сотовой связи (127 руб.). В этом же месяце бухгалтер "Лотоса" должен начислить сотруднику Васильеву арендную плату за использование его телефонного аппарата.
В учете это отразится так:
Дебет 26 (44) Кредит 73
- 500 руб. - начислена арендная плата за использование телефонного аппарата сотрудника;
Дебет 73 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ",
- 65 руб. (500 руб. x 13%) - удержан налог на доходы физических лиц с арендной выплаты сотруднику;
Дебет 73 Кредит 50
- 435 руб. (500 - 65) - арендная плата выплачена сотруднику.
На сумму арендной платы (500 руб.) можно уменьшить налогооблагаемую прибыль за март.
Неотделимые улучшения арендованного имущества
Бывает, что часто в аренду организациям сдаются помещения, которые нуждаются если не в полном переоборудовании, то по меньшей мере в серьезном ремонте. Далеко не всегда арендодатели заинтересованы в восстановлении таких объектов, поэтому бремя расходов обычно ложится на арендаторов.
Как правило, приведение арендованного имущества в порядок носит характер так называемых неотделимых улучшений. Проще говоря, силами арендатора здание или помещение изменяется так, что придать ему первоначальный вид, не разрушив и не повредив объект, невозможно.
Расходы, связанные с неотделимыми улучшениями, не являются текущими. Они носят характер капитальных вложений в виде модернизации, реконструкции и т.п. В бухгалтерском учете такие затраты приравниваются к объекту основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Но при условии, что эти капиталовложения - собственность арендатора. То есть арендодатель возмещать расходы по реконструкции или модернизации не собирается (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).
В налоговом учете неотделимые улучшения арендованного имущества также нужно учитывать в составе основных средств (амортизируемого имущества) (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Однако для этого нужно соблюсти одно условие. Эти улучшения должны быть осуществлены только с согласия арендодателя. То есть обязанность арендатора по проведению реконструкции или модернизации должна возлагаться на него в договоре аренды или в дополнительном соглашении к нему.
Стоимость, по которой нужно отразить неотделимые улучшения в составе амортизируемого имущества, складывается из всех затрат, которые с ними связаны. Это расходы на покупку материалов, зарплата рабочих и налоги с нее, услуги сторонних организаций по строительству, доставке, монтажу и так далее (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если арендодатель возмещает затраты арендатора, то право собственности на объекты неотделимых улучшений сразу переходит к нему. Такая операция квалифицируется как выполнение работ для арендодателя (Письмо Минфина России от 13 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/651).
Пример. ООО "Ветеран" арендовало здание у ООО "Парус". В мае "Ветеран" с согласия арендодателя реконструировал здание силами подрядчика. Реконструкция обошлась "Ветерану" в 1 722 800 руб. (в т.ч. НДС - 262 800 руб.). Тогда же в мае "Парус" компенсировал затраты арендатора и стал собственником неотделимых улучшений (в договоре аренды прописано, что право собственности на улучшения переходит к арендодателю сразу после оплаты).
Согласно рабочему плану счетов "Ветерана" выбытие основных средств отражается на отдельном субсчете к счету 01 "Выбытие основных средств". Бухгалтер "Ветерана" так отразил эти операции в учете:
Дебет 08-3 Кредит 60
- 1 460 000 руб. (1 722 800 - 262 800) - отражена стоимость работ по реконструкции;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 262 800 руб. - учтен НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 262 800 руб. - принят к вычету НДС, предъявленный подрядчиком;
Дебет 60 Кредит 51
- 1 460 000 руб. - оплачены работы по реконструкции;
Дебет 01 Кредит 08-3
- 1 460 000 руб. - отражены в составе основных средств неотделимые улучшения;
Дебет 51 Кредит 62
- 1 722 800 руб. - получена компенсация от арендодателя;
Дебет 62 Кредит 91-1
- 1 722 800 руб. - переданы неотделимые улучшения в собственность арендодателя;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 262 800 руб. - начислен НДС;
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01
- 1 460 000 руб. - списана первоначальная стоимость неотделимых улучшений;
Дебет 91-2 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",
- 1 460 000 руб. - списаны неотделимые улучшения.
В налоговом учете бухгалтер "Ветерана" не начислил амортизацию на стоимость неотделимых улучшений в арендованное имущество. При расчете налога на прибыль он учел доходы от реализации в сумме 1 460 000 руб. и расходы в сумме 1 460 000 руб.
Бухгалтер "Паруса" так отразил эту операцию в бухгалтерском учете:
Дебет 60 Кредит 51
- 1 722 800 руб. - выплачена арендатору компенсация стоимости неотделимых улучшений;
Дебет 08-4 Кредит 60
- 1 460 000 руб. - принята к учету стоимость неотделимых улучшений;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 262 800 руб. - учтен НДС по неотделимым улучшениям;
Дебет 01 Кредит 08-3
- 1 460 000 руб. - увеличена стоимость помещения в связи с неотделимыми улучшениями;
Дебет 68 Кредит 19-1
- 262 800 руб. - НДС принят к вычету.
Когда первоначальная стоимость основных средств меняется
В некоторых случаях первоначальная стоимость основных средств может быть изменена (увеличена или уменьшена). В бухгалтерском и налоговом учете такие ситуации могут не совпадать.
Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом в случае изменения первоначальной стоимости основных средств приведены в следующей таблице.
Ситуация, при которой первоначальная стоимость основного средства изменяется | По правилам бухгалтерского учета | По правилам налогового учета |
Модернизация (техническое перевооружение) | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Увеличивается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Реконструкция | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Увеличивается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Достройка или дооборудование | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Увеличивается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Частичная ликвидация | Уменьшается (п. 14 ПБУ 6/01) | Уменьшается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Дооценка | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Не меняется (п. 1 ст. 257 НК РФ) |
Уценка | Уменьшается (п. 14 ПБУ 6/01) | Не меняется (п. 1 ст. 257 НК РФ) |
Как реконструкцию превратить в ремонт
Фирме намного выгоднее, чтобы расходы по реконструкции были классифицированы как ремонт. Текущий, средний или капитальный - неважно. Дело в том, что затраты на любой ремонт сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль организации. С реконструкцией все иначе. Такие затраты относят на увеличение первоначальной стоимости основного средства. Это значит, что расходы будут уменьшать налогооблагаемую прибыль не единовременно, а в течение длительного периода времени (по мере начисления на основное средство амортизации). Кроме того, пока расходы не списаны, с них придется платить налог на имущество (по объектам недвижимости, а также по тем объектам движимого имущества, которые приняты к учету до 1 января 2013 г.).
НК РФ содержит крайне скупое определение термина "реконструкция", подразумевая под этим переоборудование основного средства на основании проекта, в результате которого должны произойти (ст. 257 НК РФ):
- повышение технико-экономических показателей (производительности или мощности основного средства);
- изменение функционального назначения основного средства (улучшение качества и изменение номенклатуры продукции).
Если же результат проведенных работ иной - речь идет о ремонте. Поэтому любые расходы, связанные с текущим поддержанием оборудования в рабочем состоянии, - расходы на ремонт.
Казалось бы, все просто. Однако расплывчатые формулировки НК РФ позволяют проверяющим на местах действовать более изобретательно. "Нет в Кодексе - посмотрим в других документах", - рассуждают инспекторы.
И действительно, определение термина "реконструкция" есть в документах различных министерств и ведомств, например в следующих:
- Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279 (далее - Положение N 279);
- Ведомственных строительных нормах (ВСН) N 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312;
- Письме Минфина СССР от 29 мая 1984 г. N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий" (далее - Письмо N 80).
В Положении N 279 развернуто характеризуются понятия различных видов ремонта. Согласно ВСН N 58-88 (р) к реконструкции относится возведение надстроек и пристроек. А вот Письмо N 80 гласит, что реконструкция должна обеспечивать, в частности, устранение диспропорций в технологических звеньях, сокращение числа рабочих мест и рост производительности труда, повышение фондоотдачи.
Кроме того, вот какое определение есть в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ: "Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов".