Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
определены законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99, эти требования следующие:
1. достоверность и полнота, означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
2. нейтральность, означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
3. целостность, означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
4. последовательность, означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
5. сопоставимость, означает, что в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
6. соблюдение отчетного периода, означает, что в качестве отчетного года в РФ принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
7. правильность оформления, связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
Порядок составления бухгалтерских отчетов
На первом этапе подготовительной работы составления бухгалтерской отчетности проводится закрытие всех оперативных счетов калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставительных, финансово-результативных. Для этого должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, проверена правильность этих записей, проведена инвентаризация.
При закрытии счетов:
- в первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства»;
- во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»;
- затем калькулируют себестоимость продукции и списывают затраты со счета 20 «Основное производство»;
- далее списывают затраты со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства»;
- определяется финансовый результат и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»;
- после чего распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».
Отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Содержание форм бухгалтерской отчетности
1. Бухгалтерский баланс
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.
При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту каждого счета записывают В Главную книгу только из журналов ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.
При мемориально-ордерной форме учета запись на счетах Главной книги производят непосредственно по данным мемориальных ордеров.
На малых предприятиях, применяющих упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета хозяйственных операций.
Основное содержание бухгалтерского баланса представлено ПБУ 4/99.
Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной и годовой отчетности.
2. Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности:
выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
валовая прибыль;
коммерческие расходы;
управленческие расходы;
прибыль (убыток от продаж);
2. Прочие доходы и расходы:
проценты к получению;
проценты к уплате;
доход от участия в других организациях;
прочие операционные доходы;
прочие операционные расходы;
внереализационные доходы;
внереализационные расходы;
3. Прибыль (убыток) до налогообложения:
отложенные налоговые активы;
отложенные налоговые обязательства;
текущий налог на прибыль;
4. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода: (СПРАВОЧНО)
постоянные налоговые обязательства;
базовая прибыль (убыток) на акцию;
разводненная прибыль (убыток) на акцию.
Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию, и о предполагаемых в следующем году доходах на одну привилегированную и обычную акцию.
В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков (штрафах, пени, неустойках; прибыли (убытках) прошлых лет; курсовых разницах по операциям в иностранной валюте и др.).
Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
3. Отчет об изменениях капитала
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) состоит из 4 разделов и справки.
В разделе 1 «Капитал» показывают остаток на начало года, поступление, расход (использование) и остаток на конец года составных частей собственного капитала (уставного и добавочного капитала, резервного фонда, нераспределенной прибыли прошлых лет, фондов социальной сферы, целевых финансирования и поступлений).
В разделе 2 «Резервы предстоящих расходов» и в разделе 3 «Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.
В разделе 4 «Изменение капитала»содержатся сведения за отчетный и предшествующий периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.
В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало и конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.
4. Приложение к бухгалтерскому балансу
Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» состоит из 7 разделов:
В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода и полученные и погашенные долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.
В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженностях с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.
В справке к разделу 2 содержатся сведения на начало и конец отчетного года о движении векселей выданных и полученных, с выделением просроченных, и дебиторской задолженности по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости. В конце раздела указываются организации, имеющие наибольшую дебиторскую и кредиторскую задолженность на конец года, в том числе длительностью свыше трех месяцев.
В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало и конец отчетного года и данные о поступлении и выбытие по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и предоставляемому по договору проката.
В Справке к разделу 3 содержатся данные на начало и конец отчетного года об имуществе, переданном в аренду и переведенном на консервацию, а также о начисленной сумме амортизации по нематериальным активам, основным средствам и доходным вложениям в материальные ценности. В конце справке приведен результат по индексации в связи с переоценкой основных средств, сведения об имуществе, находящемся в залоге, и стоимости имущества, по которому амортизация не начисляется.
В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» содержаться сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестициях в дочерние и зависимые общества.
В разделе 5 «Финансовые вложения» указанны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.
В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчисления в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды. Кроме того, в разделе содержатся сведения о причитающихся по расчету страховых взносах по договорам добровольного страхования, о среднесписочной численности работников, денежных выплатах и поощрениях, не связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, и о доходах по акциям и вкладам в имущество организаций.
5. Отчет о целевом использовании полученных средств
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использовании средств по их видам и об остатке средств на конец года.
6. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация указывает изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.