Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.
Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 22 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.
Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.
В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.
3. План счетов бухгалтерского учета, формирование рабочего плана счетов.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 01.01.2001 г. в России действуют новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов разрешалось осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. С 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.
Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов, - она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы.
Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми, и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.).
Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Разделы расположены в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте: разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел 1 «Внеоборотные активы», раздел II «Производственные запасы»), затем разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III—VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому. В последующих разделах (VII, VIII) отражены капитал и финансовые результаты организации.
Основная часть организаций осуществила переход на новый План счетов с 01.01.2002 г.
На основе перечня субсчетов, рекомендуемых Планом счетов 2002г., разрабатывается конкретная номенклатура субсчетов для данного предприятия. При этом принимаются во внимание задачи управления, анализа, контроля и отчетности. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, могут объединяться, исключаться.
Построение рабочего плана счетов предприятия предполагает выделение и расположение счетов в определенной системе, что позволяет установить необходимую основу для отражения, понимания и объяснения всего многообразия наблюдаемых явлений хозяйственной жизни. От того, насколько обоснованно построен План счетов, зависит адекватность картины хозяйственной деятельности, формирующейся в бухгалтерском учете, самой этой деятельности. Кроме того, системность рабочего плана счетов имеет существенное значение для рациональной организации и трудоемкости ведения бухгалтерского учета.
В качестве основных принципов построения Плана счетов, предприятия могут быть предложены следующие: единство критериев выделения счетов; однородность и разграниченность счетов; равнообъемность счетов одного порядка; наличие резервных позиций(6.с.30).
Принцип единства критериев выделения счетов (или принцип одного основания) заключается в том, что при конструировании рабочего счетного плана признаки введения в него счетов должны сохранять одно и то же содержание на всех уровнях информационной структуры бухгалтерского учета и не могут подменяться другими признаками. Тем самым обеспечивается неизменность, выдержанность, однозначность Плана счетов, разрешается возможность выявить содержание каждого счета и его отличие от других счетов. При смешении признаков возникает внутренние корреспонденции, затрудняются понимание и использование оборотов и сальдо по счетам.
Согласно принципу однородности и разграниченность счетов включаемые в счетный план позиции должны отражать качественно однородные, строго определенные объекты учета. Один синтетический или аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных фактах хозяйственной деятельности либо выполнять несходные функции. Реализация этого принципа предполагает соблюдение в отношении каждого счета единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности отношения его к балансу. Однородность и разграниченность счетов, составляющих План счетов, определяется согласно их научно обоснованной классификации.
Принцип равномерности счетов одного порядка заключается в том, что в Плане счетов учетные позиции одного порядка должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и значительно упорядочить их корреспонденцию. Смешение разных уровней учета лишает План счетов последовательности и четкости.
Наличие в Плане счетов резервных позиций обеспечивает возможность дополнения его новыми признаками группировки информации, т.е. его адаптируемость к изменениям в хозяйственной жизни и методике бухгалтерского учета.
Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она вправе из всей совокупности систематических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения МФ РФ) новые систематические счета, используя свободные коды счетов.
На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.
Как известно, организации, которые еще не перешли на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, должны это сделать с 01.01.2002(15.с.2).
Учитывая сложный и комплексный характер решаемых при переходе на новый План счетов вопросов, рекомендуется в крупных и средних организациях организационно-методическая работа, связанная с указанным переходом; возложить это на специально созданную для этой цели комиссию, в состав которой, помимо работников бухгалтерии, целесообразно включить сотрудников финансовой, плановой и других экономических служб организации.
Вполне возможно поручить организацию перехода высококвалифицированным специалистам аудиторских или консультационных фирм, которые в процессе подготовки к такому переходу дадут рекомендации по исправлению имеющихся ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, сформируют оптимальный рабочий план счетов, грамотно осуществят перенос остатков по счетам бухгалтерского учета, отработают изменения и дополнения, вносимые в учетную политику организации в связи с этим переходом, а также введением в действие с 01.01.2002 главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", проведут настройку имеющихся у организации компьютерных автоматизированных систем.
Итак, в организации, переходящей на новый План счетов, должны быть подготовлены следующие документы:
- приказ руководителя, утверждающий состав рабочей комиссии, на которую возлагается исполнение организационно-технических мероприятий, связанных с переходом на новый План счетов;
- приказ руководителя, утверждающий перечень подготовительных мероприятий по переходу на новый План счетов (с указанием конкретной даты перехода);
- приказ об утверждении нового рабочего плана счетов;
- приказ о внесении соответствующих изменений в учетную политику организации;
- приказ о внесении изменений в действующую в организации систему документооборота.
Примеры (с комментариями) указанных распорядительных и нормативных документов организации см. Приложение 1, с. 33.
Комментарии к отдельным положениям утверждаемого плана подготовительных мероприятий.
Естественно, что при переходе на новый План счетов организацией должен разрабатываться и новый рабочий план счетов, так как часть счетов действующего в организации в 2001 году рабочего плана счетов, составленного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, аннулирована, некоторые счета изменили свое наименование, изменилась нумерация ряда счетов.
О необходимости составления рабочего плана счетов на основе нового Плана счетов говорится теперь и в Инструкции по его применению(12.с.4).
При переходе на новый рабочий план счетов организация имеет возможность еще раз проработать степень детализации учета, максимально приспособив его к целям и задачам бухгалтерского, управленческого и оперативного учета. Основные рекомендации здесь сводятся к следующему. Рабочий план счетов должен формироваться для отражения аспектов хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на конец отчетного года, и учитывать те изменения, которые произойдут (или могут произойти) в 2002 году. Если организация "не угадает", то допускается (например, при появлении у нее в 2002 году новых видов деятельности) и в 2002 году внести соответствующие дополнения в уже утвержденный в рамках рассматриваемого перехода рабочий план счетов и положение по учетной политике.
Помимо отражения специфики деятельности организации, которую рабочий план счетов обеспечивает достаточным набором синтетических и аналитических счетов (субсчетов), рабочий план счетов должен обладать гибкостью, т.е. возможностью "встраивания" в него дополнительных позиций без кардинальной ломки этого плана в целом. Отрицательным примером здесь может служить не использование субсчета по какому-либо синтетическому счету ввиду отсутствия на сегодняшний момент потребности в дифференциации данного счета. Однако это может привести к серьезным проблемам при применении некоторых компьютерных систем бухгалтерского учета в том случае, когда необходимость такой дифференциации все-таки появится.
Отметим и то, что в соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином РФ вводить в рабочий план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов типового Плана.
При необходимости в рабочий план счетов может быть введена отдельная система счетов для управленческой бухгалтерии (счета 30 - 39). В этом случае должны быть разработаны детальные процедуры увязки такой системы с показателями финансовой бухгалтерии.
Субсчета, предусмотренные в новом Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять в своем рабочем плане счетов содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции к новому Плану счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.).
Рекомендуется организации составить подробную инструкцию по применению разработанного рабочего плана счетов, содержащую корреспонденции счетов по отражаемым в учете организации (и прогнозируемым к отражению) хозяйственным операциям.