Учет движения материалов
Учет материалов ведется на синтетическом, активном счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и др.
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:
· 10-1 «Сырье и материалы»;
· 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
· 10-3 «Топливо»;
· 10-4 «Тара и тарные материалы»;
· 10-5 «Запасные части»;
· 10-6 «Прочие материалы»;
· 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
· 10-8 «Строительные материалы»;
· 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
· 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
· 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Учет поступления материалов может быть организован с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально - производственных запасов, относящихся к средствам в обороте. В дебет счета 15 относится покупная стоимость материалов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков, а также расходы по заготовке и доставке материалов. В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 10 относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материалов по учетным ценам. Сумма разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленная в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается со счета 15 на счет 16. Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути или неотфактурованные поставки.
Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах.
Учет материалов выбирается и устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике, так как она является организационным началом ведения бухгалтерского учета.
Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» проводится, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования этих счетов – когда учет ведется по фактической себестоимости.
Таким образом, ТЗР могут учитываться с использованием одного из трех вариантов1:
1. на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с последующим отнесением их на счет 16 «Отклонения в стоимости материалов»;
2. на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы»;
3. на счете 10 «Материалы», если оценка материалов при их поступлении формируется по фактическим затратам с учетом ТЗР.
Два первых варианта предусматривают применение учетных цен материалов и обособленное отражение ТЗР либо в составе счета 10 «Материалы», либо на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов».
При первом варианте учета материалов все затраты, связанные с приобретением материалов в течение месяца собираются по дебету счета 15, а именно на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.
Таким образом, все фактические расходы на приобретение материалов суммируются по дебету счета 15.
По окончании месяца поступившие материалы оцениваются по учетным ценам и отражаются проводкой: дебет счета 10 кредит счета 15.
Путем сопоставления оборотов по дебету (фактическая себестоимость) и по кредиту (стоимость по учетным ценам) счета 15 определяется отклонение фактической себестоимости от стоимости материалов по учетным ценам (экономия или перерасход).
Выявленную сумму отклонений списывают на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов»:
· перерасход (положительное отклонение): дебет счета 16 кредит счета 15;
· экономия (отрицательное отклонение): дебет счета 15 кредит счета 16.
Счет 15 может иметь дебетовое сальдо, которое отражает стоимость материалов, оставшихся в пути на конец месяца или неотфактурованные поставки.
При втором варианте учета по фактической себестоимости оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При данном варианте в аналитическом учете необходимо подразделение учетной стоимости материалов и ТЗР.
При 3 варианте, говорить об особом учете ТЗР по существу не предоставляется возможным, т. к. скорее это способ оценки материалов в бухгалтерском учете без применения учетных цен, т.е. по фактическим затратам.
Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» одновременно с оприходованием поступивших материалов. Налог не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Ежемесячно бухгалтер организации рассчитывает сумму и процент транспортно-заготовительных расходов ко всему объему ценностей. Это необходимо для расчета сумм транспортно-заготовительных расходов, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце материалы.
Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов. Этот процент может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков).
Далее рассчитанный процент умножается на учетную стоимость израсходованных (списанных) материалов. На полученную сумму в учете составляется такая же запись, как и на расход материалов по учетным ценам.
Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается следующее:
· при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов;
· ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов.
Материалы могут выбывать по следующим причинам:
1. при отпуске в производство.
При этом под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг, а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. В учете составляются следующие записи:
· дебет счета 20 кредит счета 10 – расход материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг;
· дебет счета 23 кредит счета 10 – расход материалов для нужд вспомогательных производств;
· дебет счета 25 кредит счета 10 – расход материалов на обслуживающие и хозяйственные цели основных цехов;
· дебет счета 26 кредит счета 10 – расход материалов на общехозяйственные (управленческие) цели;
· дебет счета 28 кредит счета 10 – дополнительный отпуск материалов на исправление брака;
· дебет счета 44 кредит счета 10 – отпуск материалов, связанный с реализацией продукции (тара).
2. при продаже.
Иногда, вместо того чтобы хранить на складе не используемые в процессе производства материалы, организации проще бывает их продать. Выручка от реализации материалов признается прочими доходами, обороты по реализации материалов в бухгалтерском учете отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
В этом случае в учете составляются следующие записи:
- признана в учете выручка от продажи материалов: дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
- начислен в бюджет НДС: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»;
- списана балансовая стоимость реализованных материалов: дебет счета 91/2 кредит счета 10 (или 10 и 16);
- расходы при реализации материалов отражаются по дебету счета 91/2;
- финансовый результат от продажи материалов: дебет счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (прибыль) или дебет счета 99 кредит счета 91/9 (убыток).
3. при безвозмездной передаче.
Расходы, связанные с выбытием имущества, признаются прочими расходами организации и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы». Таким образом, при безвозмездной передаче материалов расходами в бухгалтерском учете будет считаться их стоимость на дату выбытия и другие расходы, связанные с передачей. Стоимость безвозмездно передаваемых материалов облагается НДС (рыночная, если она не меньше балансовой).
В этом случае в учете составляются следующие записи:
- списана балансовая стоимость безвозмездно передаваемых материалов: дебет счета 91/2 кредит счета 10 (или 10 и 16);
- начислен в бюджет НДС: дебет счета 91/2 кредит счета 68;
- расходы при реализации материалов отражаются по дебету счета 91/2;
- финансовым результатом является убыток: дебет счета 99 кредит счета 91/9.
4. при взносе в качестве вклада в уставный капитал.
Финансовые вложения в форме вложения вкладов в уставный капитал других организаций являются долгосрочными инвестициями и учитываются на счете 58 «Финансовые вложения».
В этом случае в учете составляются следующие записи:
- отражена в учете согласованная оценка вклада: дебет счета 58 кредит счета 76;
- списана балансовая стоимость материалов: дебет счета 76 кредит счета 10 (или 10 и 16);
- отражена разница между согласованной и балансовой стоимостью вклада: дебет счет 76 кредит счета 91/1.
5. учета при выявлении недостач.
При обнаружении недостачи материалов в результате инвентаризации балансовая стоимость обнаруженной недостачи списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»: дебет счета 94 кредит счета 10 (или 10 и 16). Затем в зависимости от причин возникновения недостача списывается со счета 94.
Недостача в пределах норм естественной убыли (усушка, утруска) отражается записью: дебет счета 26 кредит счета 94 – на общезаводских складах, дебет счета 25 кредит счета 94 – на цеховых складах.
Недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или если о взыскании с него отказано судом отражается записью: дебет счета 91/2 кредит счета 94.
Отнесение недостачи за счет виновных лиц отражаются записью: дебет счета 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» кредит счета 94.
Если с виновного лица недостача взыскивается по стоимости выше балансовой, то разница между суммой взыскания и балансовой стоимостью отражается записью: дебет счета 73/2 кредит счета 98 субсчет 4«Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
В дальнейшем виновное лицо погашает недостачу:
- путем внесения денег в кассу: дебет счет 50 кредит счета 73/2;
- путем удержания денег из заработной платы: дебет счет 70 кредит счета 73/2.
Если удержание производится по повышенной стоимости, то на финансовый результат будет относиться соответствующая доля разницы проводкой: дебет счета 98/4 кредит счета 91/1.